Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.
план-конспект урока по чтению (2, 3 класс)

Угарова Анна Николаевна

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать материалом для внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laptevo_ugarova_na_konkurs.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная школа д.Лаптево

Конспект урока по литературному чтению

на родном (русском) языке

И. Е. Трубин. Проталинки.

Раздел программы «Писатели родного края»

2 класс

Угарова Анна Николаевна

учитель начальных классов

высшая категория

2020 г

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: воспитание внимательного отношения к  природе и к авторскому слову через знакомство с произведением  И. Трубина «Проталинки»

Планируемые результаты:

Личностные: формирование чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

формирование познавательной мотивации учения.

Метапредметные: 

 Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью     учителя.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.

Соотносить выполненное задание с планом действий.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя,  текст, иллюстрация,).

Анализировать информацию в тексте и соотносить ее с собственными знаниями;

Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Работать в группе, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, книги по иллюстрациям, содержанию, обложке;

Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

Определять отношение автора к происходящему.

Задачи урока:

1. Способствовать полноценному восприятию художественной зарисовки природы;

2. Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству нашего земляка И. Е. Трубина;

3. Формировать представление о таком литературном приеме как сравнение и использование разнообразных форм слова;

4. Формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;

5. Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;

6. Воспитывать внимательное отношение к окружающей природе, любовь к книгам;

7.Воспитывать чувство взаимной ответственности за выполнение коллективного задания.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Оборудование и материалы:

 Компьютер, проектор, интерактивная доска;

 Выставка книг Трубина И.Е.;

 У каждого учащегося экземпляр книги Трубина И.Е. Хрустальные звоны:   Рассказы.-Н.Н:»Нижполиграф»,1993; 

 У трех групп на столе словари :Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/под ред. проф. Л.И.Скврцова-М:ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013;

лист с заданиями на каждую группу.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.1 мин.

- Скажите, пожалуйста, как называют человека, который пишет рассказы? (Писатель). А человека, который учит ребят в школе? (Учитель). Как вы думаете, а может человек быть одновременно и учителем, и писателем? (Конечно, да).

Обратите внимание на нашу выставку. Это книги замечательного учителя и талантливого писателя, нашего земляка, Ивана Евлампиевича Трубина.

-Как вы думаете, какой будет цель сегодняшнего нашего урока?

-(Познакомиться  с творчеством И.Е. Трубина,и конечно узнать о жизни автора книг). Еще совсем недавно он жил среди нас.

-Я кратко расскажу вам каким был его жизненный путь.

2.Подготовка к первичному восприятию. 3 мин.

 Знакомство с биографией И.Е. Трубина (сопровождается показом презентации).

   Родился Иван Евлампиевич Трубин в селе Малое Иголкино. Там закончил семилетку, оттуда поступил в Павловское педагогическое училище. В 1940 г. его призвали в армию, направили в стрелково-пулеметное училище. За два дня до начала войны их часть прибыла на границу с Восточной Пруссией.

   С первых минут военных действий Иван Трубин стал участником боя. Под мощным натиском врага пришлось отступать, вырываться из окружения. Довелось пережить все: холод, голод, гибель товарищей.. В одном из боев Трубин был сильно контужен, и не погиб лишь потому, что немцы сочли его мертвым. Товарищи устроили Ивана подлечиться в одной деревне, но при очередной облаве солдата нашли и взяли в плен. Началось новое испытание на стойкость духа: фашистский концлагерь в Восточной Пруссии, штрафной лагерь в Аленштейне.

   После освобождения из лагеря он прошел обучение на военных курсах. Затем 2 года служил в войсках МВД. За мужество, проявленное в боях, и вклад в Победу Иван Евлампиевич награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За Победу над Германией», юбилейными наградами.

   В 1948 году Иван Трубин вернулся на родину, стал работать в школе, закончил  Ленинградский институт. Учил детей русскому языку и литературе, прививал им любовь к родному языку, учил видеть прекрасное , замечать все тонкости и детали окружающего мира.

  Более сорока лет Иван Евлампиевич отдал учительской деятельности, тридцать три из них работал в павловской школе № 9 учителем русского языка и литературы, а затем завучем. За свой труд отмечен орденом «Знак Почета» и многочисленными грамотами и благодарностями.

   Иван Евлампиевич неоднократно был призером и лауреатом районных и областных конкурсов журналистов. В 1937 году в газете «Павловский металлист» впервые появилась заметка за подписью «Иван Трубин». Активное занятие журналистикой помогло Трубину в работе над книгами.

 Первая книга – «Хрустальные звоны» вышла в свет 10-тысячным тиражом в 1993 году. Именно с ней мы и познакомимся сегодня. Вторая книга – «До боли родное » (1994 г.) - своеобразный итог многолетних походов с учениками по Советскому Союзу. Это неповторимые маршруты, встречи с удивительными людьми и чувства его учеников, открывающих для себя с помощью учителя Родину. Книга «У светлых родников» (2001 г.) об учениках и учителях, и об интересных встречах.

   Иван Евлампиевич работал над четвертой книгой «Лебединая песня» (к сожалению ,смерть помешала ее завершить).

3.Введение в тему.2 мин.

-Мы сегодня познакомимся с первой книгой Ивана Трубина, сборником рассказов «Хрустальные звоны».

-Как Вы думаете, глядя на обложку книги и ее название, о чем собраны здесь истории (Ответы детей). «Хрустальные звоны»-это что? (Капель весенняя). Возьмем в руки книгу и проверим наши догадки.

-Полистайте. Что вы видите на иллюстрациях? (Кустики, цветы, речку, птичек, зверюшек.)

-Да, подтверждается наша догадка. (Рассказы о природе).Откроем содержание на стр. 204.

-Прочитаем название разделов. (Песня Весны. Радуга на лугу. В гостях у осени. В царстве снега и тишины.) Все времена года отразил в своих рассказах Турбин. А я Вам открою еще один секрет этой удивительной неяркой книги. Все рассказы о нашем родном Павловском крае.

-Совсем недавно на уроке окружающего мира мы говорили с вами о весне. Кто помнит первые приметы весны? (Солнце выше, греет сильнее, день длиннее, появляются проталины)

-Что такое проталины? (части земли, освободившиеся от снега)

-Мы познакомимся с рассказом Ивана Евлампиевича Трубина «Проталинки».

-Обратите внимание на название рассказа не проталина, а проталинки. (Уменьшительно-ласкательная форма слова обозначает много маленьких проталин).

-В каком разделе будем искать наш рассказ?(В первом «Песня Весны»

-На какой странице? ( с.11.)

-Обратите внимание на шрифт.(Мелкий.)

-Книга написана для детей или для читателей разных возрастов?(И для взрослых, и для детей). Вот с какой книгой мы сегодня знакомимся.

4.Первичное восприятие текста.2мин.

-Закройте глаза,  внимательно слушайте и старайтесь мысленно нарисовать происходящее. (Чтение рассказа учителем).

5.Проверка первичного восприятия текста.2 мин.

-Понравился рассказ?

- Что успели мысленно нарисовать? (Ответы детей)

-А можете вы ответить на вопрос ,как автор относится к тому, что видит? (С вниманием. с любовью).

 -А почему Вы так решили?(Ответы детей).

6.Постановка учебной задачи. 1 мин.

-Сейчас каждый сможет сам прочитать этот рассказ, а затем поработать с ребятами в группе. Наша задача - увидеть отношение автора к весенним изменениям в природе. (6 групп по 4 человека по количеству абзацев). Кто прочитал быстрее ,выполняет задание.Когда все прочитали, обсуждаете в группе и готовите ответ группы.

-Чтобы работа была успешной в группе надо выполнять следующие правила(на слайде):

1.Уважай товарища, умей выслушать другого, не перебивай.

2.Никого не торопи, но сам не мешкай.

3.Подчиняйся решению командира, помни, что вы - Команда.

7.Вторичное восприятие текста и анализ произведения. 12мин.

Учитель прочитывает и комментирует:

 У каждой группы карточка (задания одинаковые для всех групп):

1.Прочитайте свой абзац и дайте ему название. Постарайтесь в названии  использовать слово проталинка и показать место ее появления.(проталинка где или какая?)

2.Найдите непривычные или непонятные слова, попытайтесь дать им объяснение. (у трех групп толковые словари, которые помогут объяснить значение новых незнакомых слов)

3. Найдите в тексте сравнения или уменьшительно-ласкательные формы слов.

4.Подготовьте выразительное чтение своего абзаца.

Примерные ответы групп:

Первая  группа: 1. Проталинка на солнечной стороне оврага.2. Все слова понятны. 3. Махонькая.

Вторая  группа: 1.(Проталинка на склоне кургана.(или Божьи коровки на проталинке).2. …у самого комля.(КОмель-прилегающая к корню часть дерева).3.Красные холодные ледышки.

Третья группа:1.Проталинка на таремском (у с.Таремское)бугре).2. На сугревах (согреваемое солнцем место). 3.Парок (пар), кормилица-земля.

Четвертая группа:1.Проталинка на озимом поле.2. Озимое поле (засеянное осенью). Коровье копытце.(след).3. Бесснежные пятнышки. Простенькое жилье.

Пятая группа: 1.Проталина – круговина. (или Куропатки у воды).2. Кузома(речка),крутая подвьюжина(часто обдуваемый склон),целая круговина(большая проталина круглой формы).3.На бережку.

Шестая группа:1.Первые проталинки (или Махонькие острова).2.Все слова понятны.3.Махонькие (маленькие) острова. 

Учитель при необходимости оказывает детям необходимую помощь, корректирует работу группы.

7.Физминутка. 2мин.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся.

Взвился вверх и полетел.

Только солнце лишь проснется ,

Бабочка кружит и вьется.

(проговариваем и показываем движения).

8.Выступление групп и подведение итога.12 мин.

На слайде по мере выступления появляется план рассказа:

                                  План рассказа:

  1. Проталинка на солнечной стороне оврага.

Махонькая

  1. Проталинка на склоне кургана.

у самого комля 

Красные холодные ледышки

  1. Проталинка на таремском бугре.

На сугревах

Парок(пар), кормилица-земля

  1. Проталинка на озимом поле.

Озимое поле

Коровье  копытце

Бесснежные пятнышки

Простенькое жилье

  1. Проталина-круговина.

Кузома

крутая подвьюжина

целая круговина

         На бережку 

     6.Первые проталинки- махонькие острова.

 

-Как Вы думаете, что хотел сказать читателям автор Иван Трубин своим рассказом?

- Прочитаем еще раз слова, которые нам были незнакомы .

 -Ласковые формы слов.

( Писатель поделился своими наблюдениями и переживаниями, призывая нас быть внимательными к переменам в жизни  растений и животных. Поделился своей любовью к родному краю.)

- Обратите внимание, эпиграфом к своей книге Иван Евлампиевич взял слова Л.Н.Толстого «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.»(на слайде)

Если позволяет время, то  прочитываем еще раз выразительно целиком по цепочке весь рассказ (представители групп).

9.Рефлексия.2мин.

-На доске весенняя березка. На ней еще только зарождаются почки. Если Вашей группе было скучно, неинтересно или тяжело на уроке, над березой прикрепите облачко, а если урок для вас был интересным и полезным, то прикрепите лучик к солнышку.

- А теперь каждый оценит свою личную работу. Если Вы  поняли, что хотел нам своим рассказом сказать Иван Трубин покажите улыбайку, если Вам необходимо еще не раз перечитать рассказ, чтоб понять о чем он-покажите неулыбайку.

10.Домашнее задание.1мин.

Сегодня задание по выбору (на слайде):

1.Выразительное чтение рассказа.

2.Наизусть один из абзацев.

Запишите выбранное  ДЗ в дневник.

Используемые материалы:

1.Ожегов.С.И.Толковый словарь русского языка/под ред.проф.Л.И.Скворцова-М:ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний».-М:АСТ:Астрель,2011. 3.Трубин И.Е. Хрустальные звоны:Рассказы.-Н.Н:»Нижполиграф»,1993.

4. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). – М.: Перо, 2018. – 211 с.

5. http://pcbs.ru-Материалы сайта Павловской ЦБС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку 1 класс "Спасибо, Азбука, тебе!"

Материал  включает в себя  цель,задачи, предполагаемые результаты, оборудование урока, а также подробный конспект урока с примерными ответами детей....

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку

На этом уроке дети учатся слушать собеседника, договариваться к распределению роли совместной деятельности, познают новле по данным темам....

Урок по литературному чтению и русскому языку (1 класс)

Интегрированный урок по литератуному чтению и русскому языку в 1 классе УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....