Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Стрельцова Светлана Викторовна

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.

Цель урока:

-дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы

-формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-устанавливать следственные связи между поступками героев произведения.

Коммуникативные

-формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

-формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.

Регулятивные

-формировать умение принимать учебную задачу и планировать ее реализацию.

Оборудование: тесты, видеофильм «Сказание о граде-Китеже»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.

Цель урока:

-дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы

-формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-устанавливать следственные связи между поступками героев произведения.

Коммуникативные

-формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

-формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.

Регулятивные

-формировать умение принимать учебную задачу и планировать ее реализацию.

Оборудование: тесты, видеофильм «Сказание о граде-Китеже»

Ход урока:
I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания

- На прошлых уроках вы изучали мифы, а сегодня, мы проверим ваши знания по пройденному материалу.

-Подпишите листочки и выполните тест

1. Что такое миф:

а) произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий;

б) вымышленная история с приключениями, тайнами и где добро всегда побеждает зло;

в) небольшое прозаическое произведение повествовательного характера.

2. К какому мифу относится царь Мадас?

а) шумерским

б) славянским

в) древнегреческим

3. Герой Нарцисс к какому мифу относится?

а) шумерским

б) славянским

в) древнегреческим

4. Бог Нинурта, герой какого мифа?

а) славянским

б) древнегреческим

в) шумерским

-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по эталону. Оцените работу и поставьте оценку.

  • если нет ошибок –5
  • одна ошибка - 4
  • две ошибки -3

2. Работа над эпиграфом: “Чтение- это то же, что физические упражнения для тела”

- Как вы понимаете значение этих слов? (Дети дают свои версии на поставленный вопрос)

Вывод:

- Вы должны помнить русскую поговорку, дополните её: “Кто много читает, тот ….” (много знает)

III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

-Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

-Все ли слова в названии произведения вам знакомы? (незнакомо слово – легенда)

-Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? (это жанр)

-В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?  

-Что для этого надо сделать?

-Сформулируйте учебные задачи для работы на уроке.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа с элементами рассказа учителя

-Подумай, что такое легенда?

-Какие события находят отражение в легендах?

Люди стремятся сохранить события уходящих веков, дать объяснение произошедшему ранее. Сейчас этим занимаются учёные-историки, а в давние времена каждый мог внести свою лепту в увековечивание памяти. Одним из таких жанров, хранящих тайны старины, является легенда.

Легенда — жанр фольклора, назидательная история, которая носит исторический и религиозно-мистический характер.

Многие легенды записывались монахами-летописцами и входили в состав различных сборников. Легенды появлялись на основе религиозных текстов, часто представляли собой переосмысленные и дополненные народом сюжеты Священного Писания или изменённые исторические события.
Легенда близка к таким жанрам, как миф, предание, волшебная сказка, но обладает своими особенностями:

-от мифа легенду отличает самостоятельность в текстовом отношении, независимость от обряда;

-от предания — наличие мистического смысла, связь не только с событиями прошлого, но и актуальность излагаемого в настоящем и будущем;

-от волшебной сказки легенда отлична стилем изложения: чудо воспринимается реальным событием.

2.Знакомство с произведением «Легенда о граде Китеже»

-Знаешь ли ты, что такое Китеж и какие события связаны с ним?

-Многие древнерусские тексты были утеряны и найдены позднее. Так, в XVIII веке историки обнаружили произведение «Книга, глаголемая летописец, писана в лето 6646 сентября в 5 день». В этой рукописи содержалось предание 1237 года о граде Китеже.
Легенда гласит, что город Китеж был основан псковским князем, «святым 
благоверным» Георгием Всеволодовичем, внуком Юрия Долгорукого. Георгий Всеволодович ехал из Ростова в Ярославль, сплавлялся по Волге и вдруг увидел славное место на озере Светлояр. Так очаровал князя пейзаж, что приказал он строить чудный город с множеством церквей.

Физминутка

Просмотр видеофильма «Сказание о граде-Китеже»

3. Беседа

- Какова основная мысль произведения?

-Где происходили события?

-О каком историческом персонаже рассказывает легенда?

-О каком историческом событии?

4.Выборочное чтение

-Как вели себя татары? Как вели себя жители Китежа? Почему?

-Случилось ли спасение? Спасение чего?

V. Закрепление материала

1.Работа в парах

-Можем ли мы сравнить легенду с остальными известными нам жанрами?

-Соотнесите определение жанров с их названиями. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из прочитанных произведений.

миф                                             объяснение людьми в древние времена природных явлений, сотворения      

                                                    мира, появление человека

                                             

сказка                                           народное или литературное произведение с фантастическим

                                                      вымыслом.

   

былина                                         жанр русского фольклора, произведение о русских богатырях и их

                                                      подвигах

                           

легенда                                        фольклорное или авторское произведение, в котором в сказочной или

                                                     фантастической форме повествуется о каком-либо    историческом событии или известном историческом лице

Самопроверка по образцу

VI. Рефлексия

-Давайте подведем итог урока. Вернемся к нашим учебным задачам. Какие из них мы выполнили, что узнали сегодня на уроке.

Самооценка деятельности на уроке: Оцените свою работу.

Я узнал …

Я понял…

Я удивился…

Я помог….

Домашнее задание:

  1. уровень

Нарисовать иллюстрацию к легенде

2 уровень

Прочитать «Легенду о покорении Сибири Ермаком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"

Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Конспект по литературному чтению на родном русском языке " В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»)"

Цель: познакомить с главой «Мой дневник» из произведения «Я ничего не придумал» В.И. Воробьёва; обогатить словарь учащихся; развивать устную речь учащихся, память мышление, наб...