Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс
«Детские журналы и газеты».
Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Задачи:
-Развивать умение анализировать детский журнал.
-Побуждать детей читать детскую периодическую прессу.
-Воспитывать культуру чтения, умение работать в группе.
Личностные: познавательный интерес к печатному материалу; понимать поставленные цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения в процессе деятельности.
Регулятивные: определять цель исследовательской деятельности с помощью педагога.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 29.18 КБ |
2_klass_prilozhenie.docx | 17.67 КБ |
презентация | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс
«Детские журналы и газеты».
Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Задачи:
-Развивать умение анализировать детский журнал.
-Побуждать детей читать детскую периодическую прессу.
-Воспитывать культуру чтения, умение работать в группе.
Личностные: познавательный интерес к печатному материалу; понимать поставленные цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения в процессе деятельности.
Регулятивные: определять цель исследовательской деятельности с помощью педагога.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оборудование: мультимедиа, детские периодические издания.
Ход урока
1.Организационный этап.
Учитель. Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения.
2. Актуализация знаний.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
О ком эти строки из стихотворения С. Я. Маршака?
Что разносит почтальон в своей толстой сумке в каждый дом? Перечислите. (газеты, журналы, письма)
- Перед вами выставка печатных изданий. Что это?
- Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания).
- Что значит периодическое издание? (ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ —выпуски которого выходят через равные промежутки времени (ежедневно, через день, раз в неделю, раз в две недели, ежемесячно и т. д.) каждый год определенным числом, не повторяются по содержанию).
- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)
- Возьмите листы, которые лежат у вас на партах и заполните таблицу в графе начало урока. Если вы точно можете ответить на вопрос, поставьте +. Если не уверены, поставьте -.
Вопросы | Начало урока | Конец урока |
Что такое журнал? | ||
Что такое рубрика? | ||
Что такое рейтинг? | ||
Какие бывают журналы? | ||
Когда появился первый журнал? |
3. Изучение нового материала.
- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий.
Классификация детских журналов:
1. По возрастной категории
- журналы для дошкольников;
- журналы для младших школьников;
- журналы для подростков.
2. По тематике
- литературные журналы
- журналы о животных и природе
- журналы об искусстве
- журналы о путешествиях
- научно-популярные журналы
- комиксы, юмористические журналы
3. По содержанию
- развлекательные
- познавательные
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.
Первым в России стал детский журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» - выходил в Москве. Николай Иванович Новиков помещал в нём статьи двух видов: для «воспитания сердца», то есть нравоучительные, и для «обогащения ума», где были сведения по истории, географии и другим наукам.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).
В начале XX века выходил журнал «Задушевное слово», а в 20-е годы появилось сразу несколько журналов для детей. Самый первый назывался «Северное сияние», потом стал выходить журнал «Воробей», редакторами которого были С.Я. Маршак, Е. Шварц, Б.Житков. С 1924 года выходят журналы «Пионер» и «Мурзилка», а с 1930 года - «ЧИЖ».
Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928- 1935) и «Чиж» (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов»
Чтобы узнать пользуются ли журналы среди учащихся начальной школы популярностью мы сейчас проведем анкетирование на базе нашего класса. Я задам вам следующие вопросы:
- Читаете ли вы детские журналы?
- Перечислите названия журналов которые вы читаете?
- Выписывают ли вам родители детские журналы? Какие?
- Перечислите любимые рубрики (заголовок раздела в газете, журнале и т. п ) детских журналов?
- Напишите название вашего любимого детского журнала?
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Обработка результатов
В нашем анкетировании приняли участие _ человека. На первый вопрос нашей анкеты: Читаете ли вы детские журналы? Мы узнали, что _ человек читают, что составило _% опрошенных. Не читают _ человека, что составило _% учащихся.
Читают | ||
Не читают |
На второй вопрос нашей анкеты: Выписываете ли вы детские журналы? Мы получили следующие ответы: _ человек, что составило- _% выписывают детские журналы, а остальные _ человек, что составило -_% пользуются услугами школьной библиотеки.
Выписывают | ||
Не выписывают |
В процессе нашего исследования у нас возник вопрос: Что привлекает маленьких читателей в детских журналах? И поэтому в нашей анкете мы задали вопрос: Назовите свои любимые рубрики детских журналов.
У нас получился рейтинг ( Ре́йтинг (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта) любимых рубрик детский современных журналов:
- Кроссворды
- Головоломки
- Игры
- Загадки
- Рассказы
- Стихи
- Поделки
- Картины, раскраски, викторины, ребусы, сканворды, новости
Результаты анкетирования показали, что детские журналы пользуются популярностью у детей начальной школы.
По их ответам мы составили рейтинг современных детских журналов:
«Мурзилка», «Winx» , «Черепашки ниндзя», «Непоседа» , «Человек паук», «Том и Джерри», «Юный натуралист» , «Простоквашино» , «Ледниковый период», «Трансформеры», «Смешарики», «Скуби -ду», «Багз – Бани», «Фиксики», 3/9 царство, Холодное сердце, , Лунтик, Ми-ми мишки, Тачки.
Физминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
-Третья группа сейчас предоставит к вашему вниманию проект своего журнала.
- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется? Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (на обложке написан номер и год издания. Ещё там рассказывается, для кого этот журнал, о чём он)
- А теперь давайте прочитаем еще одно стихотворение из этого журнала, которое называется «Школа будущего».
Речевая разминка
Летела муха около уха – ж-ж-ж.
Летела оса около носа – с-с-с.
Летел комар и звенел – з-з-з.
Сел на лоб, а мы его – хлоп!
И поймали – ( зажали в кулак) – з-з-з.
Пусть летит! З-з-з
- Как вы думаете, о чем стихотворение Е. Хисамовой «Школа будущего»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда вы самостоятельно прочитаете стихотворение.
Школа будущего
Я о будущем мечтаю,
Школу ясно представляю:
Дети в ней с учителями
Будут лучшими друзьями.
Станут там детей учить,
Как им Землю сохранить,
Чтоб ни войн, ни катаклизмов,
Ни убийц, ни террористов.
Только счастье, мир, любовь
Расцветали вновь и вновь.
И всегда на всей планете
Были радостные дети.
В школу эту дети рано
По утрам на школопланах
Станут прилетать, как птицы,
Ведь им нравится учиться.
Зданье школы из стекла.
Много света в ней, тепла.
А вокруг цветущий сад
Вишни, груши, виноград.
Много фруктов, ягод здесь,
Чтоб могли их дети съесть.
А чтоб силу развивать
И про спорт не забывать,
Там бассейн, велодром,
Стадион и раллидром.
Чемпионов всех не счесть,
Каждый день рекорды есть.
Все такие силачи,
Станут лишними врачи.
Ни ангины, ни простуды,
В будущем болеть не будут!
Вместо классных досок там
Будет сенсорный экран.
А на партах нет ни книг,
Ни тетрадей, а дневник-
Электронный! В нём тогда
Не сотрётся никогда
Для родителей отметка.
Впрочем, дети будут редко
Двойки, тройки получать.
В школе плохо отвечать.
Каждый станет изучать
То, что очень хочет знать.
Грезишь физиком ты быть-
Надо физику учить.
Путешествовать по миру-
Географию штудируй!
Математику, письмо
Знать всем надо всё-равно.
А ещё ученики
Выучат все языки.
Чтоб с любым на всей планете
Пообщаться в интернете.
Так за партой я мечтаю:
Школу ясно представляю
- Какие из наших предположений подтвердились?
- О чём это стихотворение?
- Прочитаем стихотворение вслух, проследим, как развивается действие
- От чьего имени написано стихотворение?
- О чем мечтает ученик на уроке?
- Чему обучают на уроках в школе будущего? (Найдите и зачитайте).
- о чем говорится в этих столбиках?
- на чем прилетают дети в школу?
- опишите школу будущего, пользуясь стихотворением.
- какими будут будущие ученики?
6. Итог
-С каким видом печатных изданий познакомились?
- Почему журналы называют периодическими изданиями?
- Какие журналы хотели бы приобрести или взять в библиотеке?
7. . Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Можете ли вы теперь точно ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока на листах.
Давайте ответим в соседней колонке.
У каждого из вас на столе лежит известный персонаж Детского журнала - Мурзилка. Вы заметили что у него на лице чего то не хватает. Я предлагаю вам исправить ошибку.
- Кому понравился наш урок, было интересно все понятно, кто справился со всеми заданиями, тот рисует веселую улыбку.
- Тот кому понравился урок, но есть моменты, где было не легко, может не интересно или скучно - тот рисует Мурзилку с серьезным выражением, не улыбающимся.
- Если есть среди вас те, кому совсем не понравился урок, было не интересно, ни чего не получалось - тот нарисует грусного Мурзилку.
Предварительный просмотр:
Вопросы | Начало урока | Конец урока |
Что такое журнал? | ||
Что такое рубрика? | ||
Что такое рейтинг? | ||
Какие бывают журналы? | ||
Когда появился первый журнал? |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Вопросы | Начало урока | Конец урока |
Что такое журнал? | ||
Что такое рубрика? | ||
Что такое рейтинг? | ||
Какие бывают журналы? | ||
Когда появился первый журнал? |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Школа будущего
Я о будущем мечтаю,
Школу ясно представляю:
Дети в ней с учителями
Будут лучшими друзьями.
Станут там детей учить,
Как им Землю сохранить,
Чтоб ни войн, ни катаклизмов,
Ни убийц, ни террористов.
Только счастье, мир, любовь
Расцветали вновь и вновь.
И всегда на всей планете
Были радостные дети.
В школу эту дети рано
По утрам на школопланах
Станут прилетать, как птицы,
Ведь им нравится учиться.
Зданье школы из стекла.
Много света в ней, тепла.
А вокруг цветущий сад
Вишни, груши, виноград.
Много фруктов, ягод здесь,
Чтоб могли их дети съесть.
А чтоб силу развивать
И про спорт не забывать,
Там бассейн, велодром,
Стадион и раллидром.
Чемпионов всех не счесть,
Каждый день рекорды есть.
Все такие силачи,
Станут лишними врачи.
Ни ангины, ни простуды,
В будущем болеть не будут!
Вместо классных досок там
Будет сенсорный экран.
А на партах нет ни книг,
Ни тетрадей, а дневник-
Электронный! В нём тогда
Не сотрётся никогда
Для родителей отметка.
Впрочем, дети будут редко
Двойки, тройки получать.
В школе плохо отвечать.
Каждый станет изучать
То, что очень хочет знать.
Грезишь физиком ты быть-
Надо физику учить.
Путешествовать по миру-
Географию штудируй!
Математику, письмо
Знать всем надо всё-равно.
А ещё ученики
Выучат все языки.
Чтоб с любым на всей планете
Пообщаться в интернете.
Так за партой я мечтаю:
Школу ясно представляю
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Журнал - Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ —выпуски которого выходят через равные промежутки времени (ежедневно, через день, раз в неделю, раз в две недели, ежемесячно и т. д.)
Классификация детских журналов : 1. По возрастной категории - журналы для дошкольников; - журналы для младших школьников; - журналы для подростков. 2. По тематике - литературные журналы - журналы о животных и природе - журналы об искусстве - журналы о путешествиях - научно-популярные журналы - комиксы, юмористические журналы
3. По содержанию - развлекательные - познавательные
Речевая разминка Летела муха около уха – ж-ж-ж. Летела оса около носа – с-с-с. Летел комар и звенел – з-з-з. Сел на лоб, а мы его – хлоп! И поймали – ( зажали в кулак) – з-з-з. Пусть летит! З-з-з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме И.Трубин "Сластёна"
Учитель представляет открытый урок по литературному чтению для 2 класса по рассказу Ивана Трубина "Сластена"...
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....
Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.
Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...
Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".
Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...
Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме "Календарный фольклор: заклички -веснянки, детские колядки и др."
Цель урока: познакомить детей с ролью и местом календарного обрядового фольклора в иистории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие "обряд" и роль песни при совершени...
Н.Г. Волкова «Дреби - Дон», презентация к уроку по литературному чтению на родном (русском языке) для 3 класса
Презентация разработана к конспекту урока: Н.Г. Волкова «Дреби - Дон» по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса. Цель: формировать умение давать нравстве...
Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса по теме "Старый друг лучше новых двух".
Конспект данного урока расчитан на работу по учебнику Кутейниковой Н.Е. "Литературное чтение на родном (русском) языке: учебник для 2 класса". Тема "Старый друг лучше новых двух" р...