Конспект урока "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа Росси") по теме Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_lietraturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение № 7 16.09.22
Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки.
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. АОЗ
III.Закрепление изученного материала.
1. Беседа по прочитанному.
-К какому виду сказок мы отнесем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
-Что же в сказке волшебного?
-Какие волшебные предметы есть в сказке?
Как начинается эти сказка, с каких слов?
– Это предложение в сказке называется зачином.
- А ещё как могут начинаться сказки?
- Как вы понимаете значение слов «одни-одинёшеньки»? (Совсем одни.)
2. Выборочное чтение
- Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?
– Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? Прочитайте.
– Какие слова в этом отрывке повторялись?
– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются
3. Чтение по ролям
- Найдите троекратные повторы.
– Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?
- Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.
– Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.
Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.
-Как проявили себя герои в несчастьях?
Как он звал свою сестрицу? Как отвечала Аленушка?
IV. Физминутка
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа с иллюстрацией
А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке?
2. Работа с текстом
Далее идёт основной сюжет сказки. Продолжаем работу
- Что предложил Алёнушке купец?
– Что произошло, пока купца не было дома?
- Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?
- Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)
– Зачем побежал козлёнок на речку?
– Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?
-Перечитаем по ролям слова козленочка и Аленушки.
-Кто и как помог раскрыть обман ведьмы?
– Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.
– Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и добра наживать».
Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?
– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.
3. Беседа по картине В. Васнецова «Аленушка»
-Подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете?
Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".
Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
- Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)
Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.
А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)
4. Выборочное чтение
- Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)
Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
- Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал.
Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).
- Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание
Перечитать сказку, подготовить пересказ сказки и выразительное чтение.Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на...
русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе....
Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.
Презентация для урока литературного чтения в 3 классе....
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»...
Конспект урока чтение "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.Формировать навыки...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....
Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказыва...