Конспект урока чтение "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (УМК " Школа России" 3 класс)
материал по чтению (3 класс)

Сайфуллина Эвелина Ринатовна

Цели деятельности учителя:

  •  Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.
  • Формировать навыки беглого выразительного чтения.
  • Воспитывать любовь к близким людям

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Личностные. осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование : 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        14.09.2020                                                                                        ФИО учителя Сайфутдинова Разифа С.

Школа:МОУ Курмановская СШ                                                                ФИ студента Сайфуллина Эвелина Р.

Класс:3                                                                                                ФИО методиста Кошкарова. Л.С.

Кабинет: 3

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению

Тема: Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Цели деятельности учителя:

  •  Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.
  • Формировать навыки беглого выразительного чтения.
  • Воспитывать любовь к близким людям

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Личностные. осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование : 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Эвелина Ринатовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Л: действия смыслообразования

II.Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Видеоролик. (Нажать на слово “Пусть новый день принесёт только хорошее)

Чудесным пусть будет у вас настроение,
легко и прелестно даётся учение

На доске речевая разминка

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

-Прочитайте, что написано на доске?

-Какой звук повторяется в скороговорке?

-Прочитайте хором.

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте обиженно.

-Прочитайте весело

Прочитайте быстро.

-Для чего вы выполняли эту работу?

Для чего вы выполняли эту работу?

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

Скороговорка

Повторяется звук [ш]

Дети читают все вместе.

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Чтобы красиво, выразительно, правильно говорить

Регулятивные

III. Постановка учебной задачи

3 мин

Послушайте песню и скажите, чему будет посвящён наш урок.

Аудио “Сказка гуляет по свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко)

Ребята, в одной сказочной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они называются.

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки.

– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный

 Сказка – это...

• научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

- Найдите самое главное в этом определении.

Всегда ли добро побеждает зло?

Докажите.

Проблема.

В нашем учебнике есть замечательная сказка, которая поможет ответить на этот вопрос

Прочитайте название сказки на доске.

СGЕСIТ1РИDЦSА АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА

Сформулируйте цели урока.

- Познакомимся...

- Будем развивать...

- Обогащать...

- Пополнять...

Наш урок будет посвящён сказкам

Гуси-лебеди,
Лиса и Заяц,
По щучьему велению,
Волк и семеро козлят,
Царевна-лягушка

Предлагают варианты ответов.

Добро всегда побеждает зло

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

...со сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

... навыки осознанного, выразительного чтения.

...свою речь.

...свой багаж новыми сказками

Регулятивные

IV. Открытие нового знания

5 мин.

1. Первичное чтение сказки.

(Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на картинку “Алёнушка и козлёнок”)

Прослушайте сказку, представьте героев. Придумайте вопросы к сказке.

2. Первичная проверка понимания.

- Понравилась ли вам сказка?

Назовите героев сказки и опишите их. Можете пользоваться “Словариком прилагательных”.

- Что помогло нам дать характеристику героям?

Для чего мы давали характеристику героям?

Кто больше понравился? Почему?

У вас на столах листочки разного цвета.

Зелёный – высокий уровень.

Жёлтый – средний уровень.

Красный – низкий уровень.

Оцените себя на этом этапе работы.

 

Эпитеты

Мы узнали, что все герои разные.

Коммуникативные:

Регулятивные: 

Познавательные

V. Первичное закрепление

Придумайте свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь.

Что мы сейчас проверили?

Продолжим работу над текстом.

- Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

 Куда пошла Алёнушка и почему она братца взяла с собой?

В кого превратился Иванушка? Как это случилось?

Найдите эти стоки и прочитайте

Как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру?

Как отнеслась Алёнушка к брату, ставшему козлёночком.

Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы так считаете?

Что предложил Алёнушке купец? Найдите эти строки.

Хорошо ли им жилось вместе?

Кто помешал их счастью? Как это случилось? Найдите эти строки и прочитайте

Кто знал об её обмане?

Стал ли козлёночек снова мальчиком? Как это случилось?

Что сделали с ведьмой?

Зачем я вам задавала вопросы?

Сделайте вывод.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Внимательно ли прослушали сказку.

 

Алёнушка и Иванушка были брат и сестра. Родители их умерли и остались они одни - одинёшеньки.

Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с кем было оставить дома.

Он превратился в козлёночка, потому что напился водицы из козьего копытца. Было очень жарко. Иванушка очень хотел пить.

Алёнушка его любила, как раньше.

Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, т. к. у них больше опыта. 

Он предложил выйти за него замуж.

Да, жили они хорошо.

Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё

Козлёночек.

Да. Он от радости перекинулся через голову 3 раза.

Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле

Чтобы ещё лучше понять сказку

Отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе

Познавательные: Регулятивные: 

Коммуникативные:

VI.Самостоятельная работа с проверкой

7-9мин

Работа в парах.

Продолжим работу над проблемным вопросом. поработаем в паре.

Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

Что такое пословица?

Минутка самостоятельной работы.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро не лихо – ходит тихо.

За добро добром и платят.

 Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет?

Какие пословицы о добре вы знаете?

- Итак, вернёмся к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей сказке.

- Докажите, что они подходят.

- Почему именно пословицы собирали?

Оцените свою работу на этом этапе урока

Выполняют задание самостоятельно.

Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Мудрые изречения, которые учат жизни.

Коммуникативные:

Регулятивные

VII. Включение в систему знаний

2-3

– Чему учит эта сказка?

- Как мы должны жить, чтобы жить в добре?

Вернёмся к проблемному вопросу.

Всегда ли добро побеждает зло.

К сожалению, в жизни не всегда так бывает.

От кого это зависит?

Сейчас составим синквейн.

Выберите самую главную тему.

- Закончите предложения.

Я сегодня узнал...

Я научился...

Мне было...

Я рад...

Поставьте себе общую оценку

Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде.

 

 

 

Да и это мы доказали на примере сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Добро.

Коммуникативные:

Регулятивные

Личностные

VIII. Рефлексия

Два дерева “Чёрное” и “Зелёное”.

Приклейте листочек на одно из деревьев. Дерево выберите сами.

Как вы думаете, почему одно дерево чёрное?

Видео приложение (нажать на картинку).

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Регулятивные:.

Личностные:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "В школе" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру.Тема: "В школе".  Цели деятельности учителя: обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни; совместно решить, какие прави...

Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока окружающего мира «Земноводные» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о земноводных; повторение отличительных признаков земноводных.Планируемые результаты:     Предметные:Знать:  понятие &laq...

Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...

Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс.Тема: "Разбор слов по составу"

Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

Конспект урока математики «Перестановка слагаемых» (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о правиле перестановки слагаемых; совершенствование вычислительного навыка.Планируемые результаты:...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....