Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс.Тема: "Разбор слов по составу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Программа: Перспективная начальная школа

УМК: Русский язык: учебник для 4 класса: в 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, Москва АКАДЕМКНИГА, 2012

Тип урока:Повторение и систематизация знаний и способов действий

Тема: Разбор слова по составу.

Цели: формировать умение разбирать по составу слова, принадлежащие к разным частям речи.

Задачи:

Развивать устную и письменную речь;  лексическую и орфографическую зоркость; мышление, речь, внимание, память;

познавательные процессы учащихся, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные умения:   -  знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям;

                                         -  осознание успешности при изучении темы.

                                         - развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

                                          - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

                                         - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные умения:

1)познавательные:    

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

                                       - представлять информацию в виде схемы;

                                       - выявлять сущность, особенности объектов;

                                       - делать выводы на основе анализа объектов;

                                       - обобщать и классифицировать по признакам;

                                       - ориентироваться на развороте учебника

 2) регулятивные:         -  выполнять задания в соответствии с целью;

                                       -  выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

                                       -  выполнять взаимопроверку учебного задания;

                                       - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

                                       - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

                                       - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

                                       - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

                                      - осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 3) коммуникативные: - формулировать  понятные высказывания, используя  термины;

                                        - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

                                         - согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

                                         - развивать умение слушать и понимать других;

                                         - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные умения: - определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

                                         - графически обозначать части слова;

                                         - составлять схемы слов;

                                         - подбирать слова по схемам

Ход урока

1. Оргмомент

- Добрый день, ребята!  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг  другу. Давайте вместе произнесём слова, которые нам помогут настроиться на урок русского языка. Повторяем за мной. 

- Мы способные!

- Мы со всем справимся!

- Нам нравится учиться!

- Мы – хорошие ученики!

 Я желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Актуализация знаний.

- По, за, ок, онок, а, про, у,ик,  ая, пере, и

(Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв?Придумайте и запишите слова, выделите эти части слова. Одна пара озвучивает свою работу,  остальные оценивают) (Работа в парах)

Слово делится на части,  
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей 
Строить слово из частей.

- Какая часть слова вам ещё известна?  Что такое корень? Может ли слово быть без суффикса, приставки, окончания? А без корня?

3. Определение темы  урока, целей. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какая тема урока? (назвали)
Откройте учебник на странице …

- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться разбирать слова по составу, пользуясь алгоритмом)

4. Работа по теме урока

А) Работа с учебником. Плакат Летучей мыши. (У-3 с.58)

- Прочитайте плакат на стр58.Что нового вы узнали  из  него?

1.( Прежде всего нужно узнать, к какой части речи относится слово)

-А почему это важно знать?  (Потому что есть части слов, которые принадлежат только конкретной части речи, например, суффиксы  –л- гл. прош. вр., суффикс –ть- гл. нач.ф.,  суффиксы –ище-, -онок- указывают на имя сущ.  и  т.д.)

2.– Что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (необходимо изменить слово, но для этого надо знать, как это слово изменяется).

- Как изменяются имена существительные (по числам и падежам); прилагательные (по числам, падежам и родам); глаголы (в прошедшем времени по числам и родам, в настоящем и будущем по лицам и числам).  – Давайте вспомним, какие окончания бывают у существительных, прилагательных, глаголов? ( у сущ. – нулевое, а,я,о,е, падежные окончания;

У прилагательных – ой,ый,ий,ому,ему, ая, яя и др., у глаголов- ешь, ет, ем, ете, нулевое, а,о)

3. – Как же правильно выделить корень? ( Подобрать родственные слова )

4.Если для выделения корня и приставки принадлежность слова к той или иной части речи мало значима, то для правильного выделения суффикса это имеет существенное значение. Ведь у каждой части речи есть свои, специфические суффиксы.

Учитель предлагает школьникам вспомнить известные им суффиксы существительных ( «-ик-», «-к-», «-ник-», «-чик-» и т. д.), прилагательных («-ов-», «-н-», «-ист-», «-лив-» и т. д.) и глаголов («-е-», «-а-», «-у-», «-и-», «-ва-», «-ива-» и т. д.).

Б) Знакомство с образцом устного рассуждения и письменного разбора слов (Работа в парах)

- восстановить правильность алгоритма ( из учебника алгоритм разбора разрезан, нужно в правильной последовательности разложить)

5. Физкультминутка

Я (учитель) называю слова:  писал, написал, переписал, воз,  перевоз, ход, выход,  вход, сад, пересадка, езда, поездка, добрый, предобрый

( если в слове приставка есть, то уч-ся поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если нет приставки, то приседают)

6. Первичное закрепление

-Давайте попробуем разобрать слова,  используя этот алгоритм (несколько слов)

(Один ученик у доски работает, даёт себе самооценку, остальные работают в тетрадях, потом взаимопроверка)

7. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление полученных знаний

А) Работа в группах на карточках.

 На карточках  задание: придумать и записать в тетрадях по 4 однокоренных слова с данными корнями. Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение)

1 группа: сад, 2 группа: лес, 3 группа: цвет, 4 группа: снег, 5 группа: ход, 6 группа:дом

Б) Дифференцированные задания.

 Найдите у себя на столах карточки  зеленого цвета и выполните задания в тетрадях:

1.Упражнение в соотнесении глаголов со схемой. Игра «Найди словечко»

 ( схема: приставка+ корень+суффикс+ окончание)

Слова: перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные

Придумай сам слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу.

Карточки вложите в тетради.

2. Задание сильным ученикам(работа со словарём): У кого карточек нет, те будут работать со словарём.Найдите и выпишите несколько слов к схеме: корень +суффикс + окончание. Все части слов выделите.

3.Индивидуальная работа

- Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе на с. …. Выполните упр. …  в тетрадях.(фронтальная проверка)

4. Итог урока

- Какова была тема нашего урока? (Разбор слов по составу)

- Какую  цель перед собой мы ставили? Достигли  мы  цели?

5.Рефлексия(листы у каждого)-дописать

Закончи предложение:

1.Материал урока мне был  __________________.

2.Своей работой на уроке я __________________.
3.Мое настроение  _________________________.

 6. Домашнее задание:

Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - САД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

 Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ДОМ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ЦВЕТ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - СНЕГ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ХОД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

Придумать и записать в тетрадях  4 однокоренных слова с  корнем  - ЛЕС- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение.

Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание.

Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные.

Придумай сам (-а)  слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу

Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание.

Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные.

Придумай сам (-а)  слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу

Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание.

Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать,  перелески, залётные.

Придумай сам (-а)  слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа. Конспект урока по русскому языку 4 класс .Тема «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

конспект урока по русскому языку  с использованием проблемной, игровой, здоровье-сберегающих технологий....

Конспект урока по рускому языку в 3 классе на тему "Разбор слова по составу"

Тема урока: «Разбор слова по составу»Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.Задачи урока:1.      Уточнить понят...

Контрольно-оценочная деятельность. Презентация и план-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Разбор слова по составу".

Контрольно-оценочная деятельность на уроке. Урок русского языка в 3 классе. Тема. Разбор слова по составу.Педагогическая задача: Выявить уровень сформированности умений выполнять разбор слов...

Урок по русскому языку для учащихся 3 класса Тема: Разбор глагола как часть речи

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре...

План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу

Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook сод...

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...