План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс) на тему

Тришина Алевтина Николаевна

Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook содержит материалы для работы на интерактивной доске по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу". Урок был проведен в 3 "А" классе МБОУ СОШ № 10 "Успех" в 2013/2014 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data russkiy_3_klass_razbor_po_sostavu.notebook704.31 КБ
Файл plan_uroka_razbor_slov_po_sostavu.odt23.68 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 класс

Бунеев

Тема урока: «РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации умений и навыков.

Цель урока как деятельность учеников:

  1. Развитие умений работать в группе, договариваться о совместных действиях, контролировать и оценивать свою деятельность.
  2. Закрепление умений разбора слова по составу, составления схем состава слов, подбора слов к заданным схемам.
  3. Развитие воображения, языковой догадки на основе работы со значениями морфем.
  1. Организационный момент.

Приветствие гостям.

Домашнее задание — упр. 202.

Тетради: число, классная работа.

  1. Словарная работа.

Учебник, стр. 159 — ша/ра'/да. Толкование в словаре.

  1. Мотивирующее введение в тему.
  • Какое слово загадал автор шарады (на интерактивной доске):

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же — в дневнике я и в журнале.

  • Запишите ответ.
  • Разберите слово по составу.
  • Сверьте ответ, оцените себя:

оценкаЧто значит разобрать по составу? (Выделить морфемы.)

Что такое морфемы? (Части слова.)

Какие части слова вы знаете? (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.)

  • Сформулируйте тему урока (Разбор слов по составу).
  1. Основная часть. Работа по группам.
  1. На интерактивной доске упр. 182 стр. 149. Вставьте окончание:

Про озеро.

В дремучем лес    жил        озер  . Рядом с ним жил    сердит    медвед     и зубаст      волк    . Но озер     никого не боял   сь, потому что был      больш      и глубок      .

ы        и        у        о        и        о        ые        о        ое        о        ые        и        о

ое        ой        е        ая        а        ие

  • Сделайте вывод:
  • окончание — это изменяемая часть слова;
  • окончание служит для связи слов в предложении;
  • чтобы найти окончание, нужно изменять слово.
  • Почему остались неиспользованные окончания? (Не подходят по смыслу.)
  1. На интерактивной доске слова:

рыба, рыбка, рыболов, рыбный, рыбы, рыбак, рыбное

Выделите основу. Какие из этих слов однокоренные? Какие — формы одного слова?

Какие части слова могут входить в основу? (Приставка, корень, суффикс.)

Вывод: у однокоренных слов разные основы, у форм одного слова — одна и та же. В основе заключен смысл именно этого слова.

  1. На интерактивной доске: составьте слова с корнем лес.

  1. На интерактивной доске: при помощи приставок образуйте новые слова:

ход — по        пере        вы        в        пре        под        чрез

Почему остались «лишние» приставки? (Не подходят по смыслу.)

Вывод: приставка — часть слова, стоящая перед корнем, служит для образования новых слов. В слове может быть 1, 2, 3 приставки (превосходный).

  1. На интерактивной доске: при помощи суффиксов образуйте новые слова:

Почему остались «лишние» суффиксы? (Не подходят по смыслу.)

Вывод: суффикс — часть слова, стоящая после корня, служит для образования новых слов. В слове может быть 1, 2, 3 суффикса.

Между приставкой и суффиксом:

Что общего? Назовите отличия.

  1. Физ. минутка.

Я называю части слов, а вы их изображаете: ик, лёт, за, ы, сад, л, пере, ая, очк, и...

  1. Развитие умений соотносить слова и схемы состава слов.

На интерактивной доске: расположите слова, подходящие к схемам, под соответствующими схемами:

походы, полюшко, верхолазы, полоса

Дети записывают слова в тетрадь.

  1. Развитие умений соотносить части слова и составлять из них слова.

На интерактивной доске: составьте слова из морфем:

верх, верш — н, ушк, ин, к, ий, а, а, и

Дети составляют слова в тетради.

Проверка: вершина, верхушка, верхний, вершки.

  1. Порядок (алгоритм) разбора.
  • Определить основу.
  • Прочитать слово.
  • Определить приставку.
  • Определить окончание.
  • Определить суффикс.
  • Определить корень.

Производить разбор слов можно в любом, произвольном порядке, или существует определенный алгоритм? Расставь блоки алгоритма в правильном порядке.

  1. Закрепление навыков разбора слов по составу.

Запишите слова и разберите их по составу, комментируя, как найти окончание, корень, приставку, суффикс.

побелка

цепочка

часовой

белый

мосты

листик

прибежали

  1. Работа с текстом.

Упр. 203. Прочитайте текст. Как называются беспарусные лодки?

Словарь, слайды на интерактивной доске.

По группам:

  1. Байдарка.
  2. Каноэ
  3. Каяк.
  4. Пирога.
  5. Шлюпка.

Выпишите из текста выделенные слова и разберите их по составу: первобытные, стволы, лодками, другие, беспарусные.

Проверяем по интерактивной доске.

Оцените свою работу по критериям: 5 — без ошибок, 4 — 1 ошибка в 1 слове, 3 — ошибки в 2-х словах.

  1. Оцените работу в группе по критериям:
  • правильность;
  • темп;
  • дисциплина;
  • коллективизм.
  1. Итог
  • Какое задание понравилось?
  • Какое задание вызвало затруднения?
  • Что помогло справиться?
  • Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
  • Довольны ли вы своим результатом?
  • У кого «5»?
  • У кого не «5»?
  • Почему?
  • Какой сделали для себя вывод?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.

Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

Методическая разработка урока по русскому языку УМК "Школа 2100"

Данная методическая разработка позволит учителю повторить и обобщить знания учащихся по теме "Задачи на движение", а также формировать представления учащихся о взаимосвязи таких величин как ...