Главные вкладки

    Урок по русскому языку для учащихся 3 класса Тема: Разбор глагола как часть речи
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Махова Галина Викторовна

    Тип урока: Урок развитие умений.

    Цель как деятельность учеников:

    ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.

    ЛР: овладение навыков культуры устной речи – правильного употребления паронимов надеть и одеть

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_3_kl.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Самарской области средняя общеобразовательная школа

    с. Екатериновка муниципального района Приволжский

    Самарской области

    Урок по русскому языку

    для учащихся 3 класса

    Тема: Разбор глагола как часть речи

    Учитель начальных классов: Махова Галина Викторовна

    2012 г

    Тема: Разбор глагола как часть речи

       

    Тип урока: Урок развитие умений.

    Цель как деятельность учеников:

    ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.

    ЛР: овладение навыков культуры устной речи – правильного употребления паронимов надеть и одеть.

    Ход урока:

    I. Оргмомент.

    II. Словарная работа.

    Сирень, тарелка, шофёр, ягода, мечта, длина, календарь, баранка,, стакан, заяц, картина . (использование документ- камеры)

    III. Проверка домашнего задания.

    1. По упр. 151 из «Дидактического материала».

    - Назовите глаголы, которые отвечают на вопросы что сделать?

    - Какие формы времени образуются от него? Образуйте форму прошедшего времени. Как вы её образовали, с помощью какого суффикса? У вас получилось новое слово? (Нет.)

    Запомните: Суффикс - л- образует не новые слова, а форму прошедшего времени.

    1. Ученики, которые выполняли задание № 10, тема 10 в «Рабочей тетради», представляют свои варианты выполнения: читают текст, называют глаголы в настоящем времени и неопределённой форме, один ученик читает далее по заданиям, остальные слушают.

    - Чем отличаются глаголы лететь и летать?

    - Сколько форм времени можно образовать от этих глаголов? (3). Почему?

    3. Расскажите о глаголе только то, что вам подсказывают следующие ключевые слова:

    действие предмета

    неопределённая форма

    суффиксы

    не

    IV. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке мы вспомним все признаки глагола, но будем располагать их на «полочках». Как вы думаете, что это за «полочки»?  (Порядок разбора слова как части речи.)

    - Запишите тему урока: «Разбор глагола как часть речи»

    V. Ознакомление с порядком разбора.

    1. Ознакомление с порядком разбора глагола как части речи.

    а) Перед чтением.

    - Какие три пункта будут в начале разбора?

    б) Чтение по учебнику (с.126)

    Уточнение: если глагол в прошедшем времени и в ед. числе, можно определить род.

    в) После чтения

    Анализируется образец записи, учитель обращает внимание на сокращения.

    - Почему при разборе глагола доплеснуть указана только неопределённая форма?  (Нельзя  определить ни время, ни число.)

    2. Запишите по памяти глаголы на –ять-, которые нужно запомнить. Подчеркните букву я.

    П. – Почему у глаголов настоящего времени нет рода? Проверьте, подставив к глаголу смеётся слова она или он. Что наблюдается?   ( Можно отнести и к мужскому, и к женскому роду, т.е. не различаются по роду.)

    VI. Развитие учебно-языковых и речевых (в аспекте культуры речи) умений.

    1.Упр. 381- развивается умение разбирать глагол как части речи по образцу.

    Учили (что делали?) гл., н.ф. учить,  прош. вр.,мн.ч.

    Положили (что сделали?) гл., н.ф. положить, прош.вр.,мн.ч.

    Рассказывал (что делал?) гл., н.ф. рассказывать, прош.вр., ед.ч.,муж.р.

    Говорит (что делает?) гл.. н.ф. говорить, наст.вр.,ед.ч.

    Написал (что сделал?) гл., н.ф. написать,  прош.вр., ед ч., муж.р.

    2. Упр.382- развиваются умения в области культуры речи – правильное употребление (сочетаемость) в речи паронимов одеть и надеть.

    - Прочитать два текста.

    - О чём эти тексты? (О словах надеть и одеть)

    - Какая в них главная мысль?  ( О правильном употреблении слов надеть и одеть.)

    - Как об этом говорится в стихотворении?

    3. Упр. 383- предлагается приём разграничения значения паронимов одевать (одеть) –надевать (надеть) с опорой на антонимы.

    4. Игра «Две шкатулочки»

    У варианта I шкатулочка с вопросом что сделать? что сделал? и т.д., у варианта II – что делать? что делает? и т.д. 

    - Соберите правильно глаголы.

    Учитель читает слова.

    Помог, думать, нарисую, бормочет, мыть, завизжать, буду нырять, заснял, побелю, зевать.

    VII. Итог урока.

    - Кто сказал правильно?

    Миша сказал:

    -Надевай пальто – пойдём на коньках кататься.

    Серёжа сказал:

    - Одевай пальто – пойдём на коньках кататься.

    VIII. Домашнее задание.

    1. Упр.3, с.129-130, составь схему.
    2. Звуко-буквенный анализ слова стричь.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-презентация русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола"

    Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века"....

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

    Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

    Конспект и презентация урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Число глагола».

    Цель урока:   развитие умения изменять глаголы по числам.Задачи:·         закрепить навыки определения числа глагола;·...

    Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

    План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...