Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Михеева Ольга Валентиновна

     

     

    Цели урока:

    - обобщить знания учащихся об изученных частях речи;

    -расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;

    -развивать устную и письменную речь;

    - развивать творческие способности учащихся;

    - воспитывать у учащихся эстетический вкус на примерах художественного слова, музыки, живописи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_ur.doc43 КБ
    Office presentation icon yarmarka.ppt2.75 МБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык. 3 класс.

    Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи. Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему «Ярмарка».

    Учитель: Михеева О.В.

    Цель урока:

    - обобщить знания учащихся об изученных частях речи.

    Задачи:

    -расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;

    -развивать устную и письменную речь;

    - развивать творческие способности учащихся;

    - воспитывать у учащихся эстетический вкус на примерах художественного слова, музыки, живописи.

                        Ход урока.

    1.Постановка учебной задачи.

    Слайд №1.

    -  Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Куда же мы отправимся? На ярмарку! Побывать нам на ней помогут иллюстрации, музыка, тексты. А так же мы вспомним то , что знаем о частях речи и задумаемся над их ролью в языке.

    -  Но, прежде чем мы там окажемся, давайте узнаем, что обозначает слово ярмарка.

    2. Лексическая работа. Значение слова «ярмарка». Определение этимологии слова. Подбор синонимов.

     Слайд №2

    - В каком значении слово ярмарка является устаревшим? Какое написание в наши дни устарело?
    - В каком значении употребляется слово
    ярмарка в наши дни? Приведите примеры.

     - Оно образовано сложением двух слов: Jahr  «год» и Markt – «рынок». Буквально – годовой рынок. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля отмечается, что слово заимствовано из немецкого языка.

      -Какие синонимы можно подобрать к слову ярмарка? (Рынок, базар, торг (уст. и обл.), торжище.)
     – Какое из этих слов – исконно русское, близкое слову
    ярмарка? (Торг.)

      - Может, не случайно слово торг было вытеснено словом ярмарка. Ярмарка – звонкое, широкое и яркое слово! В этом слове будто слышны голоса покупателей и продавцов, гул ярмарки.

    Слайд № 3.

    - Прочитайте стихотворение Токмаковой «Ярмарка». Соответствует ли заголовок содержанию стихотворения?

    Ярмарка, ярмарка,

    Огневая, яркая,

    Плясовая, жаркая.

    Глянешь налево-

    Лавки с товаром.

    Глянешь направо-

    Веселье даром.

    - Какие части речи, знакомые вам, встретились в стихотворении, докажите правильность своего выбора. Спишите первые три строчки стихотворения, над словами поставьте части речи, которыми они выражены.

    Слайд №4

    - Послушайте песню в исполнении Л.Николаевой «Золотая ярмарка» и подумайте, какими ещё прилагательными можно передать дух ярмарки?

    Слайд №5

    3.Знакомство с закличками. Упражнения в различении частей речи.

    Слайд №6.

    Зазывали, закликали, заклички.

    - Какие из этих слов являются глаголами? Это синонимы? Подберите ещё синоним к этим глаголам.. (приглашали)

    - Есть ли среди этих слов однокоренные слова? Какими частями речи они являются?

    - Прочитайте закличку.

    Слайд №7.

     Платки, петушки,

    Расписные гребешки!

    Небольшой расход!

    Подходи, честной народ!

    - Почему это стихотворение можно назвать закличкой?

    - О каких петушках и гребешках идёт речь?

    -В каких ещё значениях могут употребляться эти слова?

    - Как понимаете выражения «небольшой расход», «честной народ»?

    - Спишите закличку , указав части речи.

    4. Закрепление представления о роли частей речи в языке.

    - Представьте, что мы на торговой площади ярмарки. Как вы думаете, какие товары могли бы вы купить?

    - Какой частью речи пользовались, чтобы назвать товары?

    - А теперь представьте, что каждый из вас купил только один предмет, опишите его, называя только признаки.

    Игра «Узнай предмет по признакам». 4 ученика получают карточки с названием предмета, который купили, называют признаки этого предмета, а остальные ученики отгадывают.

    Слайд №8

    Предметы: гармонь, хлеб, глиняные игрушки, деревянная посуда.

    - Ярмарка в самом разгаре. Какие ярмарочные развлечения вы знаете?

    Слайд № 9   Вертеп, раёк.

        - Непременной частью ярмарочных развлечений было разглядывание картинок райка. Сам  раек представлял собой небольшой деревянный ящик, в который вставлялась длинная бумажная лента с нанесенными на нее лубочными картинками. Картинки можно было увидеть через окошечки с увеличительными стеклами. Раешник, медленно перематывая ленту с одного валика на другой, остроумно комментировал содержание картинок.

    - Давайте посмотрим раёк изготовленный учащимися нашего класса.

    Слайд №10     Полишинель.

    Слайд № 11.    Театр Петрушки.

    Слайд № 12.    Балаган.

    5. Физкультминутка. Слайд № 13.

    Слайд №14.

    - Какими словами вы могли бы передать действия людей на ярмарке?

    - Какими словами можно передать чувства, состояние человека, гуляющего по ярмарке?

    Слайд №15

    Покупают, продают,

    разглядывают, зазывают,

    предлагают, смотрят,

    любуются, торгуются,

    спорят, кричат, поют, веселятся, смеются…

    - Какой частью речи вы воспользовались?

    Слайд №16

    - Составьте словосочетания глаголов с именами существительными подходящими к теме сегодняшнего урока.

    Зазывали (кого?)…

    Продавали (что?)…

    Купил (что?)…

    Любовался (чем?)…

    Катался (на чём?)…

    Смеялся (над чем?)…

    Привёз (кому?) …

    6. Работа над фразеологическими сочетаниями.

    - Разноголосый весёлый гул стоит на ярмарке. А сколько можно услышать в народной речи ярких метких выражений!

    Слайд №17

    - Догадайтесь, где можно услышать эти выражения и что они означают?

    1) Цены нет!
    2) Дёшево и сердито!
    3) Глаза разбегаются…
    4) Гроша медного не стоит!
    5) Уплетать за обе щеки.
    6) На базар ехать – с собой цены не возить!

    7.  Сочинение – миниатюра « На ярмарке»

    -Наше путешествие подходит к концу.  Составьте небольшой рассказ о ярмарке, используя данные выражения.

     Слайд №18.

               в старину на Руси

     со всей округи

     чего только не было

     расхваливают свой товар

     большая толпа окружила

     карусели, качели, песни

    8. Итог урока.

    - Чем заинтересовал урок?

    - Что узнали нового и интересного на уроке?

    Слайд №19.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Русский язык. 3 класс. «Обобщение знаний о частях речи. Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему «Ярмарка». Учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 города Кузнецка Михеева О.В.

    Слайд 2

    Ярмарка В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дано два значения: Регулярно, в одном месте и в одно время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями . Периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

    Слайд 3

    Ярмарка, ярмарка, Огневая, яркая, Плясовая, жаркая. Глянешь налево- Лавки с товаром. Глянешь направо- Веселье даром.

    Слайд 4

    .

    Слайд 5

    весёлая душевная звонкая богатая широкая золотая русская

    Слайд 6

    ЗАЗЫВАЛИ закликали заклички

    Слайд 7

    Платки, петушки , Расписные гребешки ! Небольшой расход! Подходи, честной народ!

    Слайд 9

    Вертеп выглядел как ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху он заканчивался крышей, а открытой стороной он был обращен к публике. Раек – вид народного зрелища на ярмарках 100–200 лет назад, выглядящий как ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали передвигающиеся внутри картинки под шутливые пояснения в рифмованной форме.

    Слайд 10

    полишинель

    Слайд 11

    С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

    Слайд 12

    Балаган

    Слайд 15

    Что делают? Покупают, продают, разглядывают, зазывают, предлагают, смотрят, любуются, торгуются, спорят, кричат, поют, веселятся, смеются…

    Слайд 16

    Составьте словосочетания! Зазывали (кого?)… Продавали (что?)… Купил(что?)… Любовался (чем?)… Катался (на чём?)… Смеялся (над чем?)… Привёз (кому?) …

    Слайд 18

    На ярмарке. в старину на Руси со всей округи чего только не было расхваливают свой товар большая толпа окружила карусели, качели, песни

    Слайд 19

    Спасибо за урок! .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о частях речи"

    Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;            2. Работать над  активизацией  сло...

    урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

    На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

    Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

    Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщение сведений о частях речи»

    На уроке русского языка дети учатся правильно употреблять части речи в предложении, узнают про пернатую хищницу сову. Урок построен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?". Вопросы задают род...

    урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»

    Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....