Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщение сведений о частях речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Литемина Лариса Михайловна

На уроке русского языка дети учатся правильно употреблять части речи в предложении, узнают про пернатую хищницу сову. Урок построен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?". Вопросы задают родители. В них интересные задания, связанные с историей и культурой Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщение сведений о частях речи».

Цель: учить правильно употреблять части речи в предложении; уточнение представлений учащихся о частях речи; развивать речь учащихся, их кругозор; воспитание любви к своему городу; познакомить с символом города – гимн, учить слушать гимн.

Оборудование: книги; конверты с вопросами; волчок; игрушка – сова; карта полушарий.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сегодня урок русского языка будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?».

   У нас на уроке необычный гость. Что это за гость, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. Сова

- О ком говорится в этой загадке?

    Есть в этих древнейших обитательницах лесов какая-то загадочность. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.

- А что вы можете рассказать об этой птице?

Рассказ учителя.

  Одна из легенд говорит: «Сова видит только в темноте, днём она слепа. Совы действительно охотятся ночью. Но не все, некоторые – и днём. Совы распространены по всему миру. Нет их только в Антарктиде (карта полушарий, показать) и некоторые живут на Севере, где полгода продолжается день и столько же длится ночь. Но и те совы, которым не приходиться делить год на две половины – тёмную и светлую, - прекрасно видят днём. Все совы очень полезны. Грызуны (полевые мыши) – это беда для сельского хозяйства. Одна полёвка съедает в среднем в год килограмм зерна. А одна сова за год уничтожает примерно тысячу мелких грызунов. Получается, что сова сохраняет в год тонну хлеба. Вот такие они, «пернатые кошки»!

Выставка книг.

  Всё это и многое другое, не только о совах, но и о других обитателях нашей планеты, вы можете прочитать в книгах:

- Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».

- Р.Л. Беме «Птицы открытых и околоводных пространств СССР».

- Популярная энциклопедия о животных.

- Энциклопедия «Почемучка».

3. Конверт № 1.

   Уважаемые знатоки. Тема урока русского языка: «Обобщение сведений о частях речи».  Откройте тетради, в которых вы выполняли домашнее задание. Вопрос: «Какие части речи Вы надписали над каждым словом?» Желаем успехов. Ваши родители.

  Конверт № 2.

   Уважаемые знатоки. Для того, чтобы правильно определять части речи, нужно ещё уметь правильно и каллиграфически писать буквы, слоги, слова. Желаем  успехов. Ваши родители.

ВЗЗЗ      ВЗЗЗ

В В В В  В В В В

В В В В Вв Вв Во Вл

Во Вова Володя Владимир

- Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Какой частью речи они являются?

- На какой вопрос они отвечают?

Конверт № 3.

  Уважаемые знатоки. Знаете ли вы свой город, его улицы, здания, соборы? Задание: вставить нужное слова, какой частью речи оно является. Желаем успехов. Ваши родители.

  Улицы, проспекты, ………. Петербурга хранят память о великих писателях.

- Какое слово пропущено? Площади.

- Какой частью речи оно является?

- Какие улицы и площади названы именами писателей?

  Много рек и каналов ……… в нашем городе.

- Какое слово пропущено? Протекает.

- Какой частью речи оно является?

- Какие реки и каналы есть в нашем городе?

   Петропавловский собор – самое …… здание Петербурга.

- Какое слово пропущено? Высокое.

- Какой частью речи оно является?

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой частью речи является слово?

4. Физминутка.

Конверт № 4.

  Уважаемые знатоки. Откройте, пожалуйста, учебник. Вопрос: «Какие словарные слова можно использовать при описании нашего города?» Желаем успехов. Ваши родители.

Конверт № 5.

  Уважаемые знатоки. Перед Вами на партах лежат листочки. Работа в парах. Задание: соедините слова стрелками с нужной частью речи». Желаем успехов. Ваши родители.

памятник

фонтан                                                                                        имя существительное

кораблик

удивительный

торжественный

белые                                                                                            имя прилагательное

звучат

застроили                                                                                    глагол    

сохранили

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой частью речи является слово?

5. Итог урока.

   Подходит к концу наш урок. Подведём итоги:

- Какова тема нашего урока?

- Назовите части речи, на какие вопросы они отвечают?

- Что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи являются слова?

Дополнительно:

- Сколько лет нашему городу?

- Как празднуют это событие? Как к нему готовятся? Что Вы видите, когда гуляете по родному городу?

- Что значит быть вежливыми, воспитанными, аккуратными?

«Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь».

У нашего города есть гимн. Музыка к нему взята из балета «Медный всадник», созданного в 1949 году композитором  Р.М. Глиером. Гимн – один из главных символов нашего города, поэтому его исполнение сопровождается знаком наивысшего уважения – все должны встать. Звучит гимн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок...

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...