Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Металлова Елена Витальевна

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 4 классе23.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Урока русского языка в 4-м классе по теме: «Обобщение знаний о частях речи»

(программа «Школа России»)

Цель: усовершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов; развитие умения сравнивать части речи по их существенным  признакам, распознавать их и правильно употреблять в речи; развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов, имен существительных и прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить изученный материал по теме: «Части речи»

Личностные УУД: осознание роли языка и речи в жизни людей

Познавательные УУД: распознавать части речи и определять их морфологические признаки

Коммуникативные УУД : умение строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные УУД : умение анализировать, делать выводы, сравнивать

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап(психологический настрой) 1мин.

Прозвенел уже звонок                                                                                                                       Начинается урок                                                                                                                                                  А теперь все повернитесь                                                                                                                                 И друг другу улыбнитесь.                                                                                                                     Улыбнитесь мне, гостям                                                                                                                                   И садитесь по местам.                                                                                                                                  Будем отвечать активно,                                                                                                                          Хорошо себя вести,                                                                                                                                     Чтобы гости дорогие                                                                                                                                Захотели вновь прийти.

2. Актуализация ранее изученного  

Прочитайте пословицу: Грамоте учиться -  всегда пригодится»

- Объясните написание глаголов.

Дети записывают пословицу в прописях, работая над каллиграфией

- Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше)

-Объясните лексическое значение слова грамота? Где можно найти толкование этого слова?( в толковом словаре В. И. Даля)Грамота – от греч. чтение и письмо – умение читать и писать.  

-Для чего нужно быть грамотным человеком? В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык», «Ученье свет, а неученье тьма».

-Как вы понимаете слова «грамотный ученик» (этот ученик умеет правильно читать и писать)

-Что значит «грамматически правильно писать и говорить? Словарь дает такое толкование:

Грамматика – наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

-Что изучает морфология? (части речи)

-Что изучает синтаксис? (способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях)

- Какие части речи вы знаете? На какие две группы их можно разделить (самостоятельные и служебные)

3. Сообщение темы урока

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Попробуйте сформулировать тему урока. (Обобщение и систематизация знаний о частях речи)

- Запишите слова в 3 столбика по типам орфограмм.

- На какие группы еще  можно разделить эти слова?

Св…тить, лё…кий, ро…кий, со…нце, з…л…неет, цв…тут, сер…це, мя…кий, праз…ник.

Учитель: Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Первая группа соберет весь материал о существительном, вторая о прилагательном, третья о глаголе, четвертая о местоимении, числительном  и наречии, а пятая поработает над служебными частями речи. Каждой группе дается 5 минут для сбора информации. Затем каждая группа выступит  с сообщением. (1 человек по очереди читает вопрос, все вместе обсуждаете какой ответ правильный, 1 человек записывает ответ.)

(Приложение № 1)           .

Дети выступают с сообщениями.( 5-7мин)

Закрепление материала. Работа по учебнику (упр. 296). Записать части речи по  группам Задание по вариантам (1в. – сущ, 2 в. – прилаг., 3 в.-  глаголы. 4 в. – наречия, 5в. – числ. и местоимения. 6в. – предлоги, частицы, союзы.) Дети меняются тетрадями и пользуясь словарем проверяют написание слов.

Подводится итог работы:

«+» - я справился с работой

«-» -  не справился с работой

- Найдите среди записанных слов такое, которым можно подписать рисунок.(пейзаж)

4. Закрепление  и обобщение материала

 1.Работа в парах сменного состава.

Записать с комментированием предложение и выполнить морфологический разбор слов

Один ученик – консультант(пользуется карточкой), второй выполняет задание.

Выдаются карточки с заданием. (приложение № 2)

Подводится итог работы:

«!» знак – у меня все получилось, я уверен в своих знаниях;

«?»знак – материал не доучил, помогали товарищи;

Знак «-» - материал не выучил, надо приложить усилия

2. Письмо от имени одной из частей речи. Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.

  1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
  2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
  3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
  4. Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

5.Работа  по учебнику  упр.297

- Прочитайте стихотворение М. Моравской. Спишите, укажите над словами части речи.

-Подготовьтесь объяснить по каким признакам вы определили части речи.

6. Итог урока. Рефлексия.

-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.

«Дело мастера боится»

«Добрый разум не наживают сразу»

-Выбираем и записываем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.

Приложение №1

Имя существительное

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

3.Как изменяется?

4. Какие грамматические признаки имеет?

5. Какая форма является начальной у имени существительного?

6. Чем является в предложении?

        Имя прилагательное

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

3.Как изменяется? Имя прилагательные обычно командует или подчиняется?

4.Какие грамматические признаки имеет?

5. Какая форма является начальной у имени прилагательного?

6. Чем является в предложении?

Глагол

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

3.Как изменяется?

4. Какие грамматические признаки имеет?

5. Какая форма является начальной у глагола?

6. Чем является в предложении?

Наречие

1. Что обозначает?

2.На какой вопрос отвечает?

4. Как изменяется?

5. Чем является в предложении?

        Имя числительное

1. Что обозначает?

2. На какие группы делится?

        

        Местоимение

1.На что указывает?

2. Как изменяется?

3.Какие грамматические признаки имеет?

4. Какая форма является начальной?

5.Чем является в предложении?

Служебные части речи.

1. Что выражает, связывает, вносит?

2.Для чего служит?

Приложение № 2

 1 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слов.

Осиновый3 листок дрожал на  ветру3.

Осиновый – осина слов. слово, суффикс -ов-; листок – лист; дрожал – дрожь, орфограмма пробел - на сильном ветру, ветер слов. слово.

Осиновый – прилаг, (какой?), н.ф. – осиновый, м.р., в И. п., в ед.ч., опред.

На ветру – сущ., (на чем?),н.ф. ветер,  нариц, неодуш, м.р., 2 скл., в П. п., в ед ч., дополн.

Разобрать предложение по членам, надписать части речи*

2 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слов

По широкому шоссе мчались3 машины3.

Предлог  по  относится к сущ., широкому – ши пиши с и, окончание – ому (какому?), шоссе – слов. слово, мчались – ча пишу с а, ь знак показатель мякг. звука, машины – ши пиши с и, слов. слово.

Мчались – глаг. (что делали?), н.ф. – мчаться, 1 спр., в прош. вр., во мн. ч., 3 л., несов. вида, невозвр., сказ.

Машины – сущ., (что?), н.ф. - машина, нариц., неодуш, во мн. ч. , 1 скл., в И. п., подл.

Разобрать предложение по членам, надписать части речи*

3 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слов

Весной ласковое солнце пригревает3 мокрую землю3.

Весной – вёсны, ласковое – какое? ср. р., суффикс -ов-; солнце - солнечный , пригревает – прист. при-, греть, 1 спр. окончание –ет, мокрую – какую?

Пригревает – глаг., (что делает?), н.ф. – пригревать, соверш.вида,  невозврат., 1 спр., в наст. вр., в 3 л., в ед.ч., сказуемое.

Землю – сущ.. (что?), н.ф. – земля, нариц, неодуш, ж.р., 1 скл.,в В п., в ед.ч., дополн.

4 вариант

1. Записать предложение по диктовку.

2. Объяснить орфограммы.

3.Сделать морфологический разбор слов

Тяжелый  самолет3 летит  над  морским3 заливом.

Тяжелый – тяжесть, самолет – сам, соединительная о в сложном слове, летит – полёт, предлог над относится к сущ., морским – море. Заливом – приставка  за-, В Т.п. – оконч.  –ом.

Самолет – сущ., (что?), н.ф. – самолет, нариц., неодуш, м. р., 2 скл., в И. п., в ед.ч., подлеж.

Морским – прилаг., (каким?), н. ф. – морской, м.р, в ед. ч., в Т. п., 1 скл., опред.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...

Урок русского языка по теме: "Повторение знаний о частях речи"

Урок русского языкаКласс: 3 ОС: Школа 2100Тема урока:Повторение знаний о частях речи Тип урока:Закрепление изученного Формы работы:индивидуальная, работа в парах, работа в группах....

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Повторение по теме Части речи» 2 класс.

Класс: 2 «А»Цель: Повторение по теме «Части речи»Задачи:-формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;-обобщить знания учащихся по теме «Част...

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

Конспект урока русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи", 3 класс, УМУ "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени  прилагательном  и выработки практ...