Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кантемирова Елена Ивановна

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.

Задачи урока:

 

 

 

Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Имя существительное», находить существенные признаки имён существительных,

 

 

 

 

 

обогащать    словарный запас и способствовать развитию устной и письменной речи, наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность, делать выводы.

 

 

 

 

 

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развитие речи, мышления, развивать внимание, мышление, память, наблюдательность, умение анализировать,

 

 

 

 

 

 

развивать устойчивую   мотивацию к   процессу обучения.

 

 

 

 

 

Воспитательные: воспитывать любовь к родине, бережное отношение к природе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

 

 

 

 

 

Оборудование:

 

 

 

 

а) для учителя: учебник «Русский язык» для уч-ся 3 класса (2 часть) В. Канакина В. Горецкий; мультипроектор, интерактивная доска, презентация;

 

 

 

 

б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть) В. Канакина, В. Горецкий

 

 

 

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени существительном. Нам предстоит обобщить полученные знания.

 

2.Чистописание

Cлайд1.

-Запиши в тетрадях:

14 февраля.

Классная работа.

- Сейчас я расскажу вам про букву, которую будем писать, а вам нужно догадаться про какую букву я рассказываю.

- Эта буква обозначает непарный звонкий согласный звук.

- Звук этой буквы может быть твёрдым и мягким.

- В слове декабрь звук мягкий, а в слове февраль – твёрдый.

- Догадались, про какую букву я рассказывала?

- Запиши эту букву.

Рр Рр Рр Рр Рр Рр Рр Рр

- Прочитайте слова.


 


 

- Что вы можете сказать про них.


 


 

- Запишите имена в алфавитном порядке.


 

- Какие орфограммы надо выделить?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Про «эр»


 


 


 

Регина Раиса Розалия Римма Руфина

- Собственные имена существительные

- Ед.ч, ж.р., одуш., в И.п.

Раиса Регина Римма Розалия Руфина

- Заглавную буквы в женских именах, написание удвоенной буквы

3.Актулизация знаний

Cлайд2
-Прочитайте слова: декабрь, январь, февраль.

  • Что объединяет эти слова?


 


 


 


 


 

  • Назовите слово или слова, где букв больше, чем звуков

  • Определите сколько букв и звуков в слове январь


 

  • Сегодня на уроке мы с вами будет выполнять много интересных заданий, которые связаны с темой «Имя существительное» и с зимой.


 

Cлайд 3

  • На доске записаны слова: снег, иней, сугробы, снежинка, снегопад, снеговик, мороз, гололёд, метель.

  • Найдите однокоренные слова. Назовите корень в этих словах.


 


 

  • Найдите среди данных слов сложное слово.

  • Разберите по составу слово снегопад.

Cлайд 4

  • Ребята! Перед вами отрывок из стихотворения. Прочитайте эти строчки про себя. Можно ли назвать их стихотворением?

  • Почему?


 

Точно серебром

Под моим окном

Белая берёза

Принакрылась снегом

  • Попробуйте восстановить этот отрывок.


 


 


 


 

  • Кто знает, кому принадлежат эти строчки?


 

  • Спишите эти строки в тетрадь и у имен существительных

определите род

  • Давайте проверим.


 


 


 


 

  • Как вы определи род у этих имен существительных?


 


 


 


 


 


 

Cлайд 5

  • Прочитайте слова.

Лёд, блестит, солнца, под, лучами, зимнего, гладкий

  • Можно ли их назвать предложением? Почему?


 


 


 

  • Составьте из данных слов предложение.


 


 

  • Что вы можете сказать про значение слова лёд?

  • Дайте характеристику данному предложению.


 


 


 


 

  • Найдите изученные орфограммы.


 

  • Запишите полученное предложение.

 

  •  
  • Выделите грамматическую основу.


 

  • У имён существительных определите падеж


 


 


 

4. Физминутка «Лови снежинку»

5.Закрепление изученного материала

Cлайд 6

  • На доске записаны слова.

Мороз, вьюга, сосульки, холода, санки, брюки, льдина, метель, льдина.

  • Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? Посоветуйтесь со своим соседом. Кто будет готов, поднимите руки.


 

  • Определите число у имен существительных

 

 

  • Найдите те слова, которые могут изменяться по числам.


 


 


 


 

  • Какие слова вы не стали брать? Почему?


 


 

Cлайд 7

  • Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Падежи их вопросы»


 


 

  • Вам сейчас надо просклонять слова.

  • Что значит просклонять?


 


 

  • Сколько падежей в русском языке?

  • Мальчики склоняют слово синичка, а девочки — снегирь. Проверка .


 


 

Cлайд 8

  • Сейчас нам предстоит проверить, как мы усвоили материал по разделу «Имя существительное»

  • Перед вами лежит МАК (тесты). Читайте внимательно задания.

  • Оценки за эту работу будут у вас в дневниках.


 

6. Итог урока. Рефлексия.

Cлайд 9

  • С какой темой мы с вами работали на уроке?

  • Что вы знаете про имя существительное?


 


 


 


 

  • Дома повторите все правила и написание словарных слов.

  • Наш урок подошёл к концу.

Спасибо всем за работу на уроке.

Тест. Имя существительное.

  1. Что такое имя существительное?

- часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет

- часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?, обозначает признак предмета

- часть речи, которая отвечает на вопрос что делает? что сделает?, обозначает действие предмета

  1. Имя существительное бывает:

- мужского рода, женского рода

- женского, мужского, среднего рода

-только мужского и среднего рода

3. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос

- кто?

- что?

- что делают?

4. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

-среднего рода

-женского рода

-мужского рода

5.Склонением называется изменение имен существительных:

- по числам

- по падежам

- по родам


 


 


 


 

-Имена существительные
-Нарицательные
-Им.сущ. м.р.
-Им. сущ. ед.ч.

-Название зимних месяцев

- Декабрь, февраль

- 6 букв, 6 звуков


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Снег, снежинка, снегопад, снеговик.


 

-Снегопад (1 ученик у доски)


 


 


 


 

- Нет, так как не связи между строчками.


 


 


 


 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром


 

Сергей Есенин


 

 


 

Берёза (ж.р.), под окном (ср. р.), снегом (м. р.), серебром (ср.р.)

(1 ученик у доски)


 

-Поставили в начальную форму (ед.ч., И.п.), подставили местоимения он мой — м.р., она моя- ж.р., оно моё — ср.р.


 


 


 


 


 


 

-Нет, потому что

слова не связанные между собой по смыслу


 

Гладкий лёд блестит под лучами зимнего солнца.


 

-Твёрдое состояние воды

- По цели высказывания — повествовательное, по интонации — не восклицательное, полное, распространенное

- Учащиеся называют орфограммы

Гладкий лёд блестит под лучами зимнего солнца.


 


 

- Лёд блестит


 

-Лёд( И.п.), под лучами(Т.п.), солнца (Р.п.) (1 ученик у доски)


 

- Зарядка для глаз


 


 


 


 


 


 

-Предположения детей.

ед.ч и мн. ч. имен сущ.


 

(Уч-ся по цепочке определяют число)


 


 

-Мороз вьюга, сосульки, холода, льдина, валенки, метель.


 


 

-Санки, брюки.

-Они не имеют форму ед.


 

Диск «Русский язык 3 класс»

(Склонение имен существительных)


 

-Изменить существительное по падежам


 

-6


 

(2 ученика у доски. Дети читают вслух)


 


 


 


 

Учащиеся самостоятельно выполняют тест «Имя существительное»


 


 


 


 

- Имя существительное

- Имя существительное изменяется по числам, падежам, может быть м.р., ж.р., ср.р., одуш. и

неодуш., собств. и нариц


 


 

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.
Задачи урока:

Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Имя существительное», находить существенные признаки имён существительных, обогащать словарный запас и способствовать развитию устной и письменной речи, наблюдать, сравнивать, находить,

обобщать закономерность, делать выводы.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развитие речи, мышления, развивать внимание, мышление, память, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

Воспитательные: воспитывать любовь к родине, бережное отношение к природе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

 а) для учителя: учебник «Русский язык»  для уч-ся 3 класса (2 часть); мультипроектор, интерактивная доска,  презентация;

б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть)

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени существительном. Нам предстоит обобщить полученные знания.

2.Чистописание

Cлайд1.

-Запиши  в тетрадях:

14 февраля.

Классная работа.

- Сейчас я расскажу вам про букву, которую будем писать, а вам нужно догадаться про какую букву я рассказываю.

- Эта буква обозначает непарный звонкий согласный звук.

- Звук этой буквы может быть твёрдым и мягким.

- В слове декабрь звук мягкий, а в слове февраль – твёрдый.

- Догадались, про какую букву я рассказывала?

- Запиши эту букву.

Рр Рр Рр Рр Рр Рр Рр Рр

- Прочитайте слова.

- Что вы можете сказать про них.

- Запишите имена в алфавитном порядке.

- Какие орфограммы надо выделить?

Про  «эр» 

Регина Раиса Розалия Римма Руфина

- Собственные имена существительные

- Ед.ч, ж.р., одуш., в И.п.

Раиса Регина Римма Розалия Руфина

- Заглавную буквы в женских именах, написание удвоенной  буквы

3.Актулизация  знаний 

Cлайд2
-Прочитайте слова:
декабрь, январь, февраль.

  • Что объединяет эти слова?

  • Назовите слово или слова, где букв больше, чем звуков
  • Определите сколько букв и звуков в слове январь

  • Сегодня на уроке мы с вами будет выполнять много интересных заданий, которые связаны с темой «Имя существительное» и с зимой.

Cлайд 3

  • На доске записаны слова: снег, иней, сугробы, снежинка, снегопад, снеговик, мороз, гололёд, метель.
  • Найдите однокоренные слова. Назовите корень в этих словах.

  • Найдите среди данных слов сложное слово.
  • Разберите по составу  слово снегопад.

Cлайд 4

  • Ребята! Перед вами отрывок из стихотворения. Прочитайте эти строчки про себя. Можно ли назвать их стихотворением?
  • Почему?

Точно серебром

Под моим окном

Белая берёза

Принакрылась снегом

  • Попробуйте восстановить этот отрывок.

  • Кто знает, кому принадлежат эти строчки?

  • Спишите эти строки в тетрадь и у имен существительных

определите  род

  • Давайте проверим.

  • Как вы определи род у этих имен существительных?

Cлайд 5

  • Прочитайте слова.

Лёд, блестит, солнца, под, лучами, зимнего, гладкий

  • Можно ли их назвать предложением? Почему?

  • Составьте из данных слов предложение.

  • Что вы можете сказать про значение слова лёд?
  • Дайте характеристику данному предложению.

  • Найдите изученные орфограммы.

  • Запишите полученное предложение.

  • Выделите грамматическую основу.

  •  У имён существительных определите падеж

4. Физминутка «Лови снежинку»

5.Закрепление изученного материала

Cлайд 6

  • На доске записаны слова.

Мороз, вьюга, сосульки, холода, санки, брюки, льдина, метель, льдина.

  • Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? Посоветуйтесь со своим соседом. Кто будет готов, поднимите руки.

  • Определите число у имен существительных

  • Найдите  те слова, которые могут изменяться по числам.

  • Какие слова вы не стали брать? Почему?

Cлайд 7

  • Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Падежи их вопросы»

  • Вам сейчас надо просклонять слова.
  • Что значит просклонять?

  • Сколько падежей в русском языке?
  •  Мальчики склоняют  слово синичка, а девочки — снегирь. Проверка .

Cлайд 8

  • Сейчас нам предстоит проверить, как мы усвоили материал по разделу «Имя существительное»
  • Перед вами лежит МАК (тесты). Читайте внимательно задания.
  • Оценки за эту работу будут у вас в дневниках.

6. Итог урока. Рефлексия.

Cлайд 9

  • С какой темой мы с вами работали на уроке?
  • Что вы знаете про имя существительное?

  • Дома повторите все правила и написание словарных слов.
  • Наш урок подошёл к концу.

Спасибо всем за работу на уроке.

Тест. Имя существительное.

  1. Что такое имя существительное?

- часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет

- часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?, обозначает признак предмета

- часть речи, которая отвечает на вопрос что делает? что сделает?, обозначает действие  предмета

  1. Имя существительное бывает:

- мужского рода, женского рода

- женского, мужского, среднего рода

-только мужского и среднего рода

3. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос

- кто?

- что?

- что делают?

4. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

-среднего рода

-женского рода

-мужского рода

5.Склонением называется изменение имен существительных:

- по числам

- по падежам

- по родам

-Имена существительные
-Нарицательные
-Им.сущ. м.р.
-Им. сущ. ед.ч.

-Название зимних месяцев

- Декабрь, февраль

- 6 букв, 6 звуков

-Снег, снежинка, снегопад, снеговик.

 -Снегопад  (1 ученик у доски)

- Нет, так как не связи между строчками.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром

Сергей Есенин

 

Берёза (ж.р.), под окном (ср. р.), снегом (м. р.), серебром (ср.р.)

 (1 ученик у доски)

-Поставили в начальную форму (ед.ч., И.п.), подставили местоимения он мой — м.р., она  моя- ж.р., оно моё — ср.р.

-Нет, потому что

слова не связанные  между собой по смыслу

Гладкий лёд блестит под лучами зимнего солнца.

-Твёрдое состояние воды

- По цели высказывания — повествовательное, по интонации — не восклицательное, полное, распространенное

- Учащиеся называют орфограммы

Гладкий лёд блестит под лучами зимнего солнца.

- Лёд блестит

-Лёд( И.п.), под лучами(Т.п.), солнца (Р.п.) (1 ученик у доски)

- Зарядка для глаз

-Предположения детей.

ед.ч и мн. ч. имен сущ.

(Уч-ся по цепочке определяют число)

-Мороз вьюга, сосульки, холода, льдина, валенки, метель.

-Санки, брюки.

-Они не имеют форму ед.

Диск «Русский язык 3 класс»

(Склонение имен существительных)

-Изменить существительное по падежам

-6

(2 ученика у доски. Дети читают вслух)

Учащиеся самостоятельно выполняют тест «Имя существительное»

- Имя существительное

- Имя существительное изменяется по числам, падежам, может быть м.р., ж.р., ср.р., одуш. и

 неодуш., собств. и нариц

  1.  

Тест. Имя существительное.

  1. Что такое имя существительное?

А) - часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет

Б) - часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?, обозначает признак предмета

В) - часть речи, которая отвечает на вопрос что делает? что сделает?, обозначает действие  предмета

  1. Имя существительное бывает:

 А) - мужского рода, женского рода

Б) - женского, мужского, среднего рода

В) -только мужского и среднего рода

 3. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос

 А) - кто?

Б) - что?

В) - что делают?

4. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

А) -среднего рода

Б) -женского рода

В) -мужского рода

5.Склонением называется изменение имен существительных:

А) - по числам

Б) - по падежам

В) - по родам

Тест. Имя существительное.

1.Что такое имя существительное?

А) - часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет

Б) - часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?, обозначает признак предмета

В) - часть речи, которая отвечает на вопрос что делает? что сделает?, обозначает действие  предмета

2.Имя существительное бывает:

 А) - мужского рода, женского рода

Б) - женского, мужского, среднего рода

В) -только мужского и среднего рода

 3. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос

 А) - кто?

Б) - что?

В) - что делают?

4. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

А) -среднего рода

Б) -женского рода

В) -мужского рода

5.Склонением называется изменение имен существительных:

А) - по числам

Б) - по падежам

В) - по родам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с  Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»

На уроке учащиеся повторят, обобщат, систематизируют знания об имени существительном.  Сформируется  представление об основных грамматических признаках существительных;  будем разв...