Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района
Технологическая карта урока русского языка
в 3В классе.
Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
УМК Школа России
Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Составил (а):
учитель 3В класса
Назарова К.С.
г.Тарко-Сале
2022
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной).
Задачи:
Совершенствование навыков чтения, развития речи;
Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
Воспитывать любовь к русскому творчеству, а также интерес к учебному предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
Метапредметные:
Личностные УУД:
- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- умение представлять информацию в виде схемы;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам;
- умение ориентироваться на развороте учебника;
- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, в группах.
Оборудование: учебник по литературному чтению, 3 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.), ПК учителя, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, я желаю вам отличного настроения и хорошей работы на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
Актуализация знаний | На доске записаны буквы, давайте прочитаем их: И – Э – А – О – У – Ы. Какие это буквы? Верно, а чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, давайте попробуем произнести эти звуки медленно, плавно, напевно на одном дыхании. Отлично, теперь давайте начнём читать с буквы Э, затем с А, О, У, Ы. Молодцы! На доске записаны слоги, давайте прочитаем их. Давайте прочитаем эти слоги хором. он ан ун ын на ня нё ню нан нон нун нен нте нты нтя нту Отлично, молодцы! А теперь, мы свами потренируемся проговаривать чистоговорки, ваша задача, слушать внимательно, и повторять за мной. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? Молодцы! А теперь, послушайте внимательно мои загадки. Он от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл, Песни пел под синим небом, Для лисы он стал обедом. (Колобок) Сидит парень на печи, Уплетает калачи, Прокатился по деревне И женился на царевне. (По - щучьему велению) Что за гостья в дом пришла К трём лесным медведям? Там поела, попила, В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись – Еле ноги унесла! (Три медведя) Верно, молодцы, вы были внимательны и отгадали все мои загадки. А как вы думаете, что общего у этих загадок? Верно, это русские народные сказки. И сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой. | Читают буквы, которые записаны на доске. И – Э – А – О – У – Ы Это гласные буквы! Гласные звуки можно пропеть, они состоят из голоса. А согласные звуки состоят из шума, мы не можем их пропеть, так как нам встречаются преграды в полости рта. Произносят вместе с учителем звуки, плавно, протяжно, напевно на одном дыхании. И – Э – А – О – У – Ы. Э – А – О – У – Ы. А – О – У – Ы. О – У – Ы. У – Ы. Читают слоги, которые записаны на доске. Читают слоги хором вместе с учителем. он ан ун ын на ня нё ню нан нон нун нен нте нты нтя нту Внимательно, слушают учителя, повторяют чистоговорки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? Внимательно слушают загадки учителя. Это колобок. Это Емеля, сказка «По щучьему веленью». Это сказка «Три медведя». Эти загадки связаны с русскими народными сказками. Внимательно слушают учителя. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах; |
Выявление места и причины затруднения | А для того, чтобы узнать с какой сказкой мы сегодня познакомимся, я предлагаю вам отгадать ребус, на доске зашифрованы слова, вы должны отгадать что здесь зашифровано. (ЕСТСИРАЦЛАНЕШУАК и РБАЕТЦВИАУНКАШ). Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Внимательно слушают учителя. Рассматривают ребус на доске. На доске зашифровано название русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов. |
Открытие нового знания | Откройте учебник на странице 22. Давайте прочитаем название еще раз. Как вы думаете о ком будет эта сказка? Послушайте внимательно эту сказку. Верно! А сейчас, я прочитаю вам эту сказку, а вы подумайте, какое настроение она у вас вызвала? Итак, какое же настроение у вас вызвала эта сказка? А как вы думайте, почему настроение было разное? Верно! А как вы думаете, можно считать эту сказку волшебной? Почему вы так думаете, по каким признакам мы можем это определить, что необычного в этой сказке? Верно! | Открывают учебники на странице 22. Читают название сказки еще раз. Это сказка будет о сестре и братце. Внимательно слушают сказку, которую читает учитель. Эта сказка вызвала у нас разное настроение, и весёлое и грустное. Потому что, в начале сказки было грустно, потому что Иванушка превратился в козленочка, а Алёнушка попала в беду по вине колдуньи. А в конце, Алёнушку спасли и Иванушка превратился в человека. Эта сказка волшебная. В этой сказке необычное то, что братец Иванушка попил водицы и превратился в козлёночка. Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | А теперь, я предлагаю вам прочитать эту сказку по цепочке. Итак, что же нам стало известно из первых строк сказки? Что случилось? Верно! Какие несчастья произошли с героями этой сказки, что произошло? А почему это произошло, ведь Алёнушка говорила и запрещала Иванушке это делать? Верно! А в вашей жизни такое бывало, что вы когда то кого то не слушали? Правильно, нужно всегда слушаться старших. А кто же спас Алёнушку от злой колдуньи? Верно, а как купец узнал, что Алёнушка в беде? Верно! Чем же закончилась эта сказка? Верно, хорошо! | Готовятся читать сказку по цепочке. Читают басню по цепочке. Родители уехали и оставили Аленушку и Иванушку дома. Аленушке нужно было идти на работу, а Иванушку не с кем было оставить, поэтому Алёнушка взяла его с собой. Произошло то, что Иванушка ослушался Алёнушку и попил водицу, и поэтому превратился в козлёночка. Потому что было очень жарко и Иванушке очень сильно хотелось пить. Желающие учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни. Алёнушку спас купец. Ему сказал слуга, который увидел, как Иванушка разговаривал с рекой. Эта сказка закончилась тем, что купец спас Алёнушку, а Иванушка от радости превратился обратно в человека и стали они жить долго и счастливо. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | А сейчас, я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям. В этой сказке у нас 4 героя. Алёнушка, Иванушка, Купец, Ведьма. Итак, сейчас мы будем читать эту сказку по ролям. Слова автора у нас будет читать (Ф.И ученика). Слова Аленушки у нас будет читать (Ф.И ученика). Слова Иванушки у нас будет читать (Ф.И ученика). Слова купца у нас будет читать (Ф.И ученика). И слова ведьмы у нас будет читать (Ф.И ученика). | Внимательно слушают учителя. После распределения ролей начинают читать произведение. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах. |
Включение в систему знаний | Итак, вы сегодня хорошо работали на уроке, но наш урок подошёл к концу, и сейчас, мы с вами проверим, как вы усвоили сегодняшний урок. Кто мне сможет сказать, кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Верно! А как она это сделала? Верно! А после того, как Иванушка узнал, что его хотят зарезать, к кому он обратился за помощью? Верно! А кто мне сможет найти в тексте как он звал свою сестру? Верно, а как вы думаете, с каким настроением он к ней обращался, ему было грустно или весело? Верно! А кто найдёт в тексте, что отвечала ему Алёнушка? Верно! А кто все-таки спас Алёнушку и ее братца, кто сумел раскрыть обман ведьмы и помешать ей, найдите это в тексте. Верно! Как вы думаете, правильно ли поступил слуга? Верно, молодцы! А как вы думаете, в этой сказке победило добро или зло? А как вы думаете почему? Верно! Добро всегда побеждает зло, нужно делать как можно больше добрых поступков и поступать хорошо по отношению к другим людям. | Алёнушку и Иванушку хотела погубить ведьма. Алёнушке на шею она привязала камень и бросила на дно реки, а Иванушку хотела зарезать. Иванушка обратился за помощью к сестрице к речке. Желающий ученик поднимает руку и читает слова Иванушки. Желающий ученик поднимает руку и читает слова Алёнушки. Желающий ученик поднимают руку и читает строки из сказки. Да, слуга поступил правильно, Он всю правду рассказал купцу и раскрыл обман злой ведьмы. В этой сказке победило добро. Потому что злая ведьма хотела убить Алёнушку и ее братца, также она обманула купца и притворялась Алёнушкой, а это плохо и поэтому когда слуга все узнал, он сразу же рассказал все купцу и Алёнушку спасли, поэтому добро победило зло. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
Рефлексия | Вы хорошо поработали сегодня на уроке, но наш урок подошёл к концу. У вас на столах, лежат солнышки и тучки. Раскрасьте тучку, если у вас возникали трудности и вы нуждаетесь в моей помощи. Раскрасьте солнышко, если у вас не возникало никаких трудностей и вам с лёгкость было работать с новой темой. Поднимите свои рисунки. Я очень рада, что у нас так много солнышек.Я думаю, что сегодняшний урок пойдёт вам на пользу и вы будете совершать как можно больше хороших поступков и конечно же обязательно слушаться старших. | Проводят самоанализ. Раскрашивают картинки. | Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на...
русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе....
Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.
Презентация для урока литературного чтения в 3 классе....
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....
Конспект урока "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа Росси") по теме Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...
Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказыва...