Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Назарова Ксения Станиславовна

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района

Технологическая карта урока русского языка

в 3В классе.

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

УМК Школа России

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Составил (а):

учитель 3В класса

Назарова К.С.

г.Тарко-Сале

2022

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной).

Задачи:

Совершенствование навыков чтения, развития речи;

Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

Воспитывать любовь к русскому творчеству, а также интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- размышлять о характере и поступках героя;

- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

Метапредметные:

    Личностные УУД:

- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- умение представлять информацию в виде схемы;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- умение ориентироваться на развороте учебника;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

     Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре, в группах.

Оборудование: учебник по литературному чтению, 3 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.),  ПК учителя, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, я желаю вам отличного настроения и хорошей работы на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Актуализация знаний

На доске записаны буквы, давайте прочитаем их:

И – Э – А – О – У – Ы.

Какие это буквы? Верно, а чем согласные звуки отличаются от гласных?

Верно, давайте попробуем произнести эти звуки медленно, плавно, напевно на одном дыхании. Отлично, теперь давайте начнём читать с буквы Э, затем с А, О, У, Ы. Молодцы!

На доске записаны слоги, давайте прочитаем их.

Давайте прочитаем эти слоги хором.

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

Отлично, молодцы!

А теперь, мы свами потренируемся проговаривать чистоговорки, ваша задача, слушать внимательно, и повторять за мной.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Молодцы!

А теперь, послушайте внимательно мои загадки.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(По - щучьему велению)

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

Верно, молодцы, вы были внимательны и отгадали все мои загадки.

А как вы думаете, что общего у этих загадок?

Верно, это русские народные сказки.

И сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой.

Читают буквы, которые записаны на доске.

И – Э – А – О – У – Ы

Это гласные буквы!

Гласные звуки можно пропеть, они состоят из голоса.

А согласные звуки состоят из шума, мы не можем их пропеть, так как нам встречаются преграды в полости рта.

Произносят вместе с учителем звуки, плавно, протяжно, напевно на одном дыхании.

И – Э – А – О – У – Ы.

Э – А – О – У – Ы.

А – О – У – Ы.

О – У – Ы.

У – Ы.

Читают слоги, которые записаны на доске.

Читают слоги хором вместе с учителем.

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

Внимательно, слушают учителя, повторяют чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Внимательно слушают загадки учителя.

Это колобок.

Это Емеля, сказка «По щучьему веленью».

Это сказка «Три медведя».

Эти загадки связаны с русскими народными сказками.

Внимательно слушают учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах;

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре, в группах;

Выявление места и причины затруднения

А для того, чтобы узнать с какой сказкой мы сегодня познакомимся, я предлагаю вам отгадать ребус, на доске зашифрованы слова, вы должны отгадать что здесь зашифровано.

(ЕСТСИРАЦЛАНЕШУАК и РБАЕТЦВИАУНКАШ).

Верно, молодцы!

Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Внимательно слушают учителя.

Рассматривают ребус на доске.

На доске зашифровано название русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов.

Открытие нового знания

Откройте учебник на странице 22.

Давайте прочитаем название еще раз.

Как вы думаете о ком будет эта сказка?

Послушайте внимательно эту сказку.

Верно!

А сейчас, я прочитаю вам эту сказку, а вы подумайте, какое настроение она у вас вызвала?

Итак, какое же настроение у вас вызвала эта сказка?

А как вы думайте, почему настроение было разное? Верно!

А как вы думаете, можно считать эту сказку волшебной? Почему вы так думаете, по каким признакам мы можем это определить, что необычного в этой сказке? Верно!

Открывают учебники на странице 22.

Читают название сказки еще раз.

Это сказка будет о сестре и братце.

Внимательно слушают сказку, которую читает учитель.

Эта сказка вызвала у нас разное настроение, и весёлое и грустное.

Потому что, в начале сказки было грустно, потому что Иванушка превратился в козленочка, а Алёнушка попала в беду по вине колдуньи. А в конце, Алёнушку спасли и Иванушка превратился в человека.

Эта сказка волшебная.

В этой сказке необычное то, что братец Иванушка попил водицы и превратился в козлёночка.

Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь, я предлагаю вам прочитать эту сказку по цепочке.

Итак, что же нам стало известно из первых строк сказки? Что случилось?

Верно!

Какие несчастья произошли с героями этой сказки, что произошло?

А почему это произошло, ведь Алёнушка говорила и запрещала Иванушке это делать?

Верно!

А в вашей жизни такое бывало, что вы когда то кого то не слушали?

Правильно, нужно всегда слушаться старших.

А кто же спас Алёнушку от злой колдуньи?

Верно, а как купец узнал, что Алёнушка в беде?

Верно!

Чем же закончилась эта сказка?

Верно, хорошо!

Готовятся читать сказку по цепочке.

Читают басню по цепочке.

Родители уехали и оставили Аленушку и Иванушку дома. Аленушке нужно было идти на работу, а Иванушку не с кем было оставить, поэтому Алёнушка взяла его с собой.

Произошло то, что Иванушка ослушался Алёнушку и попил водицу, и поэтому превратился в козлёночка.

Потому что было очень жарко и Иванушке очень сильно хотелось пить.

Желающие учащиеся высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни.

Алёнушку спас купец.

Ему сказал слуга, который увидел, как Иванушка разговаривал с рекой.

Эта сказка закончилась тем, что купец спас Алёнушку, а Иванушка от радости превратился обратно в человека и стали они жить долго и счастливо.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

А сейчас, я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям.

В этой сказке у нас 4 героя.

Алёнушка, Иванушка, Купец, Ведьма.

Итак, сейчас мы будем читать эту сказку по ролям.

Слова автора у нас будет читать (Ф.И ученика).

Слова Аленушки у нас будет читать (Ф.И ученика).

Слова Иванушки у нас будет читать (Ф.И ученика).

Слова купца у нас будет читать (Ф.И ученика).

И слова ведьмы у нас будет читать (Ф.И ученика).

Внимательно слушают учителя.

После распределения ролей начинают читать произведение.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах.

Включение в систему знаний

Итак, вы сегодня хорошо работали на уроке, но наш урок подошёл к концу, и сейчас, мы с вами проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.

Кто мне сможет сказать, кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Верно! А как она это сделала? Верно!

А после того, как Иванушка узнал, что его хотят зарезать, к кому он обратился за помощью? Верно!

А кто мне сможет найти в тексте как он звал свою сестру? Верно, а как вы думаете, с каким настроением он к ней обращался, ему было грустно или весело? Верно!

А кто найдёт в тексте, что отвечала ему Алёнушка? Верно!

А кто все-таки спас Алёнушку и ее братца, кто сумел раскрыть обман ведьмы и помешать ей, найдите это в тексте.

Верно!

Как вы думаете, правильно ли поступил слуга?

Верно, молодцы!

А как вы думаете, в этой сказке победило добро или зло?

А как вы думаете почему?

Верно!

Добро всегда побеждает зло, нужно делать как можно больше добрых поступков и поступать хорошо по отношению к другим людям.

Алёнушку и Иванушку хотела погубить ведьма.

Алёнушке на шею она привязала камень и бросила на дно реки, а Иванушку хотела зарезать.

Иванушка обратился за помощью к сестрице к речке.

Желающий ученик поднимает руку и читает слова Иванушки.

Желающий ученик поднимает руку и читает слова Алёнушки.

Желающий ученик поднимают руку и читает строки из сказки.

Да, слуга поступил правильно, Он всю правду рассказал купцу и раскрыл обман злой ведьмы.

В этой сказке победило добро.

Потому что злая ведьма хотела убить Алёнушку и ее братца, также она обманула купца и притворялась Алёнушкой, а это плохо и поэтому когда слуга все узнал, он сразу же рассказал все купцу и Алёнушку спасли, поэтому добро победило зло.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Рефлексия

Вы хорошо поработали сегодня на уроке, но наш урок подошёл к концу.

У вас на столах, лежат солнышки и тучки. Раскрасьте тучку, если у вас возникали трудности и вы нуждаетесь в моей помощи. Раскрасьте солнышко, если у вас не возникало никаких трудностей и вам с лёгкость было работать с новой темой. Поднимите свои рисунки. Я очень рада, что у нас так много солнышек.Я думаю, что сегодняшний урок пойдёт вам на пользу и вы будете совершать как можно больше хороших поступков и конечно же обязательно слушаться старших.

Проводят самоанализ.

Раскрашивают картинки.

Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на...

русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе....

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...

Конспект урока "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа Росси") по теме Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...