Технологическая карта открытого урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 01.04.2021

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Класс: 3

Учитель:  Кузьменко А.Н.

Тип урока:  «открытие» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

знать сведения о жизни и творчестве Б. Шергин; знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;

Метапредметные Регулятивные: ссамостоятельно организовывать свое рабочее; ппонимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; ссоотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, ооформлять свои мысли в устной форме, уметь отвечать на вопросы учителя; ввысказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: оценивать конкретные поступки; высказывать своё отношение к герою произведения; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Цели урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Б. Шергина, а также с произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Задачи:

познакомить с жизнью и творчеством Б. Шергина

познакомить с произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

обеспечить осознанное восприятие детьми произведения, помочь понять тему текста

развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)

развивать и обогащать речь

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал. ИКТ.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока литературного чтения

Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»

Дата: 01.04.2021

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Класс: 3

Учитель:  Кузьменко А.Н.

Тип урока:  «открытие» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

знать сведения о жизни и творчестве Б. Шергин; знать содержание произведения «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;

Метапредметные Регулятивные: ссамостоятельно организовывать свое рабочее; ппонимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; ссоотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, ооформлять свои мысли в устной форме, уметь отвечать на вопросы учителя; ввысказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: оценивать конкретные поступки; высказывать своё отношение к герою произведения; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Цели урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Б. Шергина, а также с произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Задачи:

познакомить с жизнью и творчеством Б. Шергина

познакомить с произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

обеспечить осознанное восприятие детьми произведения, помочь понять тему текста

развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)

развивать и обогащать речь

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал. ИКТ.        

Структура урока

Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: разъяснение

- Добрый день, дети.

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

-Давайте помолимся перед началом урока.        

Хочется начать наш урок с вот такого выражения:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

-Как вы понимаете эту фразу?

Здороваются.

Поют молитву «Царю Небесный».-

-Предположения детей.

Л:самоопределение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и мотивация

Практический: задание на соотнесение;

Словесный: объяснение, беседа.

-Прочитай жужжащим голос, а затем выделяя голосом глаголы.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке -

Русская румяная зима!

-Начинайте читать медленно, постепенно ускоряя темп.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,

Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Выполняют речевую разминку.

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

3. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог;

Наглядный: работа с презентацией;

-Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название раздела.
-Что необычного в названии этого раздела? Что это?

-Какой смысл заключён в ней?

-Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?
-Чему  они нас будут учить?


-Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
-Какое сходство вы заметили?

-Сравните название рассказа и пословицу с которой мы начали урок. Чем они похожи?
-Кто автор этого произведения?
-Кто скажет тему урока?
-Какую цель мы поставим?

- Составим план на урок:

1. Узнать биографию Б.В. Шергина

2. Познакомиться с его произведение

3. Сделать выводы

-«Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

-Это пословица.

-Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату. 

-Предположения детей.

-Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.

-Название рассказа совпадает с названием раздела.

-Пословицы о труде.

-Борис Викторович Шергин

-Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

-Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

4. Открытие нового знания

Словесный: рассказ учителя, беседа;

- Начнём с 1 пункта нашего плана.

- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие его произведения вы читали?

-Внимательно прослушайте мой рассказ об авторе, затем я задам вопросы.

- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

Ответьте на мои вопросы:

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

- Мы познакомились с биографией Бориса Шергина?

— Значит выполнили первый пункт плана?

- Переходим ко 2 пункту плана.

Словарная работа

А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.
ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

А сейчас мы с вами прочитаем произведение.(Начинает учитель).

  1. Работа по рассказу.
  1. Ребята, о чем же этот рассказ?
  2. Кто является главными героями рассказа?
  3. Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.
  4. Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
  5. Что случилось с Митей?
  6. Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?
  7. Какие пословицы, при чтении рассказа, вам встретились? Объясни их смысл.
  8. Как они помогают понять основную мысль произведения?
  9. Прочитай выразительно диалог мастера и Мити.
  10. С какой интонацией говорит мастер?
  11. Какой совет мастер дал Мите?
  12. Митя успел выполнить работу?
  13. В какие сроки Митя выполнил работу?
  14. Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

Слушают информацию о писателе

-В 1896 году, г. Архангельск.

-«Хранительница слова».

-Учился в художественном училище. 

Ответы детей.

Познакомимся с произведением.

Слушают и запоминают значение слов.

Ответы детей по тексту рассказа.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

Практический – подчеркивание непонятных слов;

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется?

– Как Ваня относился к своей бабушке?

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

- Какую особенность вы заметили в тексте?

- Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.

Но для начала мы вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

5.Изберите секретаря и презентатора группы.

6. Хорошее настроение – успех в работе.

Можете приступать к работе.

А мы с вами продолжим работу.

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

- Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

- Я приглашаю презентаторов доложить о результатах проделанной работы вашей группы.

-Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремёсел.

гордился ею.

- Встретилось много пословиц и фразеологизмов.

- На картинке изображены Ваня с бабушкой.

- Они беседуют.

Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.

Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме

П: анализ с целью выделения существенных признаков

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с учебником: чтение рассказа

 Повторное чтение

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

Читают рассказ.

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

7. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

- Мы с вами познакомились с произведение. И теперь остался последний пункт плана, какой?

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- Сделать выводы.

- «Собирай по ягодке – наберешь

кузовок».

- Б. Шергин.

Ответы детей.

П: структурирование

знаний.

8. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

Вернуться к целям и плану урока

- Какую цель ставили перед собой?

-Что нового узнали?

-Достиг ли каждый из вас желаемого результата?

Рефлексия.

- У каждого на парте лежит светофор. Поднимите красный цвет, если скучали на уроке и ничего нового не узнали. Поднимите жёлтый цвет, если было интересно, но что-то не совсем понятно и знакомо. Поднимите зеленый цвет, если удалось справится с заданиями, урок понравился.

   Дети делают выбор

Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за вашу активность!   Спасибо за работу!

Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание: с 129-135 составление плана и пересказ.

Молитва после учения.

-А теперь давайте поблагодарим Господа за то, что помог нам узнать много нового, полезного и интересного на уроке.

Отвечают на вопросы

Дети делают свой выбор.

Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Поют молитву «Достойно есть».

Л: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Р: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; выполняют оценку результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта открытого урока. Предмет: Чтение ( обучение чтению)

Тема: " Звук и буква З,з.Слоги и слова со звуком и буквой З,з)...

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта открытого урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" с использованием театрализации.

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". УМК "Школа России"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с...