Рабочая программа по литературному чтению 2 класс 2020-21 уч г
рабочая программа по чтению (2 класс)

Бондаренко Виктория Васильевна

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс 2020-21 уч г

Скачать:


Предварительный просмотр:


Оглавление

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  3. Содержание учебного предмета, курса.
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
  5. Приложение. Календарно-тематическое планирование.  
  6. Приложение. Лист корректировки рабочей программы

                                   1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы авторов: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. (Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы.: М., Просвещение, 2016).

Перечень нормативных документов

1.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: 

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций. 2 класс. В 2-х ч.  2016

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке (русском)" в учебном плане

Во 2 классе на изучение курса «Литературное чтение на родном языке (русском)» отводится 34 ч. (1ч в неделю, 34 учебные недели).

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)" 2 класс.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, ста-новление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-

чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

-овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. -осознавать значимость чтения для личного развития;

-формировать потребность в систематическом чтении;

-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поиско-вое); самостоятельно выбирать интересующую литературу;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

-самостоятельно работать с учебным произведением;

работать в парах и группах, литературных играх;

определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

-ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

Коммуникативные УУД:

-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую -по-зицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные результаты:

-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; -понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных

ценностей народа, как особого способа познания жизни;

-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; -воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; -развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

3.Содержание учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)" 2 класс.

Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) 

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение Чтение вслух. 

Постепенный переход от слогового к плавному позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

 Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

 Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

 Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

 Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) 

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения 

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) 

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

Кроме того, используются дополнительные формы обучения: урок-путешествие, урок-творчества, уроки-викторины, уроки обобщения, читательские конференции, экскурсии, элементы проектной деятельности, использование ИКТ (презентаций).

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий:

— Информационный поиск – задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

— Дифференцированные задания – предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

— Интеллектуальный марафон – задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

— Творческие задания – направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

— Работа в паре – задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому учащемуся высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

— Проекты. В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

4. Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение темы «Литературного чтения на родном языке (русском)»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Самое великое чудо

1

2

Устное народное творчество

4

3

Люблю природу русскую. Осень.         

2

4

Русские писатели

3

5

О братьях наших меньших

3

6

Из детских журналов

3

7

Люблю природу русскую. Зима

2

8

Писатели – детям

5

9

Я и мои друзья

2

10

Люблю природу русскую. Весна.

2

11

И в шутку и всерьез

4

12

Литература зарубежных стран

3


5. Приложение к программе. Календарно-тематическое планирование «Литературного чтения на родном языке (русском)»

2 класс (34 часа)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Самое великое чудо (1 ч)

1

1

Старинные и современные книги. Проект «Почему нам интересно ходить в библиотеку»

1

Устное народное творчество (4 ч)

2

1

Колыбельные песни.

1

3

2

Пословицы и поговорки.

1

4

3

Викторина «Русские народные сказки»

1

5

4

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

Люблю природу русскую. Осень (2 ч)

6

1

Слово как средство создания картины ранней и поздней осени.

1

7

2

Лирические стихотворения об осени.

1

Русские писатели (3 ч)

8

1

Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

1

9

2

Особенности басен И.А. Крылова.

1

10

3

Беседы на нравственную тему. Герои произведений Л.Н. Толстого.

1

О братьях наших меньших (3 ч)

11

1

М. Пришвин «Ребята и утята». Учимся оценивать поступки героев.

1

12

2

Б. Житков «Храбрый утёнок». Сравнение поступков героев.

1

13

3

В. Бианки «Сова». Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

Из детских журналов (3 ч)

14

1

Д. Хармс «Вы знаете?..»

1

15

2

А. Введенский «Учёный Петя»

1

16

3

Проект «Самые интересные рубрики из разных журналов»

1

Люблю природу русскую. Зима (2 ч)

17

1

Особенности лирических произведений С. Есенина.

1

18

2

С. Михалков. «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

1

Писатели детям (5 ч)

19

1

К. Чуковский «Федорино горе». Особенности авторского текста.

1

20

2

Анализ поступков героев С. Михалкова.

1

21

3

Знакомство с жизнью и творчеством А. Барто. Подготовка сообщения об авторе.

1

22

4

Н. Н. Носов. «Затейники». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.

1

23

5

Н. Носов «На горке». Самостоятельное чтение.

1

Я и мои друзья (2 ч)

24

1

Н. Булгаков. «Анна, не грусти!»

1

25

2

В. Осеева «Волшебное слово». Определяем свое отношение к герою. Учимся пересказывать текст от лица героя.

1

Люблю природу русскую. Весна (2 ч)

26

1

Приметы весны в стихотворениях русских поэтов.

1

27

2

Конкурс на лучшего чтеца «Мамочке любимой»

1

И в шутку и всерьёз (4 ч)

28

1

Весёлые стихи Б. Заходера

1

29

2

Авторское отношение к герою стихотворения Э. Успенского «Память»

1

30

3

Герои юмористического рассказа Г.Остера «Будем знакомы»

1

31

4

В.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана.

1

Литература зарубежных стран (3 ч)

32

1

Английские народные песенки. Сравниваем разные переводы одного и того же произведения.

1

33

2

Ш. Перро «Кот в сапогах». Составляем отзыв на книгу.

1

34

3

Проект "Мой любимый писатель-сказочник"

1


Приложение 2

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Школа России. 2020

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Школа России ( к учебникам "Азбука"/ В.Г. Горецкий и др., "Литературное чтение"/ Л.Ф. Климанова и др.)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России. 2020

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. (17 часов)...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России 2020

ТемаНаименование темыКоличество часовОбоснованиепрограммауменьшувеличавторскаяРУП1Темы, не изученные в 3 классе04 4В связи с досрочным окончанием 2019-2020 учебного года 4 часа отведены на изучен...