«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Мацкевич Наталья Сергеевна

Цели урока:

Познавательные:

- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;

- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;

- пробуждать познавательную активность.

 

Развивающие:

- формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);

- формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.

- формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;

- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;

- извлечение информации из текста на этапе вторичного анализа текста;

- понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.

- формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3kl_chtenie_k.balmont_i_a.pleshcheev.docx578.37 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект урока по литературному чтению.

Класс: 2

Учебник: литературное чтение, 1 часть.

Авторы учебников: Климанова, Горецкий.

УМК: « Школа России».

ТЕМА УРОКА :  «Знакомство с творчеством К.Бальмонта и  его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».

Цели урока:

Познавательные:

- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;

- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;

- пробуждать познавательную активность.

Развивающие:

- формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);

- формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.

- формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;

- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;

- извлечение информации из текста на этапе вторичного анализа текста;

- понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.

- формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.

Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 2 класс, презентация, музыкальные композиции.

План  занятия:

  1. Организация класса. (5 мин).

- приветствие детей;

- эмоциональный настрой на урок;

- готовность детей к уроку;

- речевая разминка.

      2. Проверка домашнего задания.( 6 мин)

      3. Подготовительная работа. (10 мин).

            - биография К.Бальмонта.

            - биография А.Плещеева.

             - словарная работа.

      4. Первичный синтез стихотворения ( проверка общего понимания смысла произведения «Поспевает брусника»). (5 мин)

         - первичный анализ произведения К.Бальмонта «Поспевает брусника».

      5. Вторичное чтение стихотворения «Поспевает брусника»( 7 мин)

- вторичный анализ произведения «Поспевает брусника».

    6. Биография А.Плещеева.

     7. Первичный синтез стихотворения «Осень наступила» (5 мин).

             - первичный анализ стихотворения.

     8. Вторичное чтение стихотворения «Осень наступила».( 7 мин).

            - вторичный анализ стихотворения.

     9. Обобщающая беседа по тексту. (3 мин)

     10. Рефлексия. (2 мин)

     11. Домашнее задание. (1 мин).

Ход  занятия:

  1. Организация класса.

У: здравствуйте, ребята!

( дети встают, приветствуют учителя)

У: с добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

У: ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и хорошего дня.

( дети улыбаются друг другу).

У: дети, а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите раку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Все готовы начать урок?

Д: да!

У: а начнем мы его с речевой разминки.

Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.( на презентации).

Та-та-та- у нас дома чистота;

Ты-ты-ты-сметану съели все коты;

Ат-ат-ат- берем с собою самокат.

Ор-ор-ор- подмели мы двор.

Вар-вар-вар-сегодня пили мы отвар.

Упражнения для интонации:( в  презентации).

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

(Произнеси с чувством радости.

Произнеси с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.)

( спросить 2  ученика, чтобы они произнесли с чувством радости; 2 – чувство огорчения; 2 – с чувством обиды).

  1. Проверка домашнего задания.

У: ребята, какое домашнее задание вам было задано?

Д: читать стр. учебника 66-68. Выразительное чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной», Ф.Тютчева.

У: ребята, понравилось ли вам это стихотворение?

Д: да.

У: как вы поняли, о чем это стихотворение?

Д: стихотворение об осени, об ее дивной поре.

У: почему осень названа дивной порой? Зачитайся из текста.

Д: «весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», «теперь уж пусто всё – простор везде, лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде», « и льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле».

У: как вы поняли, что такое значение слова «борозда»?

Д: углубление,  которое остается от плуга при пахоте.

(Фото в презентации).

У: что вы почувствовали при прочтении этого стихотворения?

Д: спокойствие, грусть.

У: пожалуйста, кто готов нам прочитать стихотворение выразительно?

( дети поднимают руки).

У: Полина, читай. Все остальные молча слушают и не перебивают.

( ученица с места читает стихотворение).

Спросить 2-3 учеников.

Учитель оценивает чтение учеников.

  1. Подготовительная работа.

Задачи занятия:

- расширить знания  о К.Бальмонте и А.Плещееве;

- познакомится с произведениями этих поэтов.

Подготовка к эмоционально-образному восприятию и пониманию стихотворения.

Тема осени  в поэзии русских поэтов является неиссякаемым источником для впечатлений и глубоких чувств. И, пожалуй, нет такого русского писателя, который бы не упоминал в своих великих творениях об этой восхитительной поре.

Разные поэты всех веков чувствовали и описывали эту пору по-своему. Кому-то из них она кажется порой увядания, а кто-то, наоборот, не может налюбоваться кружащим в небесной синеве последним кленовым листом или чуть покрытыми инеем, прихваченными первым морозом увядающими цветами и травой. Восхищают даже тучи, нависающие над увядающими просторами, а обычный дождь кажется прощальными слезами осени по уходящим теплым летним дням.

У: ребята, сегодня на уроке с двумя поэтами, которые писали стихотворения об осени. Один из них – это К. Бальмонт. Посмотрите на его портрет.

( портрет писателя представлен в презентации).

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/107a/0005a241-05d92819/img8.jpg

Константин Дмитриевич родился 15 июня 1867 года,  семье небогатого помещика ( это дворянин, владеющий поместьем). Он очень любил свою малую родину. Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком. Бальмонт  много читал, изучал языки и путешествовал. 23 декабря 1942 года Бальмонт умер от воспаления легких.

Д: любил свою Родину, писал стихотворения о природе, о Родине, рано научился читать.

Словарная работа (на этапе подготовительной беседы) по стихотворению К.Бальмонта.

У: чтобы у вас не возникало затруднений с пониманием стихотворения, давайте разберем с вами некоторые слова, которые могут вызвать у вас сомнения в процессе чтения.

- Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым.

http://kizlady.ru/wp-content/uploads/Brusnika-obyiknovennaya.-Foto-3.jpg

  1. Первичный анализ стихотворения (проверка общего понимания смысла стихотворения)

У: начнем с вами со стихотворения К.Бальмонта «Поспевает брусника». Ребята, первый раз я вам прочитаю стихотворение, а вы закройте глазки и постарайтесь представить себе данную картину.

(учитель читает стихотворение под мелодию).

Стихотворение «Поспевает брусника».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

У: Понравилось ли вам стихотворение?

Д: да.

У: о чем это стихотворение?

Д: о наступлении осени.

У:  Как меняется настроение автора с приходом осени?

Д: возникает чувство грусти.

У: как меняется природа осенью.

(дети отвечают, что запомнили)

У: Какие чувства испытали вы?

Д: испытали чувства грусти, одиночества, тоски.

У: Какие картины осени представили?

У: осенний лес, тишина, в небе слышен птиц, которые улетают в теплые страны; солнце слегка проглядывается через затянутое небо; в воздухе веет прохладой, холодом, возникает чувство одиночества и грусти.

  1. Вторичное чтение стихотворения.

У: ребята, а теперь прочитайте это стихотворение про себя, чтобы глубже понять и продумать его содержание. Как прочитаете, глазки поднимаем на меня. После прочтения приступаем к анализу стихотворения.

У: о чем говорится нам в этом стихотворении?

Д: о том, что природа готовится к наступлению холодов, осени.

У: найдите по тексту, настроение автора. Зачитайте эту строчку.

Д: «в сердце стало грустнее».

У: а из-за чего в сердце стало грустнее? найдите в тексте.

Д: поспевает брусника, стали дни холоднее, стаи птиц улетают, прочь, за синее море, все деревья блистают в разноцветном уборе, солнце реже смеется и тд.

У: а как вы поняли слово « благовонья» - «нет в цветах благовонья».

Д: приятный, ароматный запах.

У: о ком можно сказать «проснется и заплачет спросонья»?

Д:  о природе.  Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

У: Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

Д: печальная.

У: какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Д: настроение печали, уныния.

У: кто может прочитать стихотворение выразительно?

( один ученик читает выразительно с места).

Физкульминутка:

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

  1. Биография А.Плещеева.

У: ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним писателем, который тоже писал стихи про природу. Это Алексей Николаевич Плещеев.

( портрет в презентации).

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07a6/0007200d-1351f5e2/img25.jpg

У: Родился 4 декабря 1825 года в Костроме. Русский поэт-лирик. Природы у Плещеева одухотворена, полна жизни и красок. Человек, по мнению Плещеева, должен учиться у природы доброте и гармонии. Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже, похоронен в Москве.

  1. Первичный синтез стихотворения (проверка общего понимания смысла стихотворения) «Осень наступила».

У: переходим к стихотворению А. Плещеева « Осень наступила». Закрываем глазки и слушаем, постарайтесь представить себе эту картину.

Стихотворение «Осень наступила».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Первичный анализ стихотворения «Осень наступила».

У: о чем это стихотворение?

Д: это стихотворение также про осень.

У: какое настроение у вас создают картинки природы, описанные поэтом?

Д: настроение грусти, печали.

У: как вы прочитаете это стихотворение? В быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?

Д: с грустью и неторопливо.

  1. Вторичное чтение стихотворения Плещеева.

У: прочитайте данное стихотворение про себя, как вы и сказали уже: с грустью и неторопливо.

У: подумайте, есть что-то общее в них? Какое настроение у вас вызвали эти стихотворения?

Д: настроение грусти, тоски и одиночества. Эти стихотворения связывает осенняя тема. А также и Бальмонт, и Тютчев в своих стихах олицетворили, оживили осень.

У: зачитайте из стихотворения «Осень наступила», как автор оживил осень, осеннюю природу.

( дети выбирают из текста ответ на вопрос и зачитывают).

У: как вы понимаете словосочетание «голые кусты»?

Д: кусты без листьев, одни веточки.

У: а что означает слово «оземь» - «оземь на полях»?

Д: Озимь – это, засеянное посевами озимых культур (ржи, пшеницы, ячменя )

(фото в презентации).

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0496/000436cd-1456d85e/img7.jpg

У: а есть ли различия между этими стихотворениями? Как вы думаете?

Д: есть. Если у Бальмонта осень только приближалась, природа только готовилась к ее приходу, то у Плещеева, наоборот, осень уже наступила.

У: подтвердите это по тексту.

Д: осень наступила, высохли цветы. У Бальмонта деревья блистают в разноцветном уборе, а у Плещеева – глядят уныло голые кусты.

У: в чем же еще есть отличие?

Д: у Бальмонта «солнце реже смеётся», а у Плещеева «туча небо кроет, солнце не блестит» и птички улетели в теплые края.

У: а теперь давайте поработаем в парах. Я вам включу музыкальную композицию, вы выберете один стих, который понравился вам больше всего и потренируетесь в парах выразительному чтению. Читайте друг другу правильно, с интонацией, выделяя голосом те слова, которые в большей степени передают нам состояние или настроение автора.

У: какая пара готова нам продемонстрировать, что у них получилось?

( дети читают стих. Сначала один, потом другой).

Учитель оценивает.

  1. Обобщающая беседа.

У: итак, ребята, с какими же поэтами мы познакомились сегодня на уроке?

Д: К.Бальмонт и А.Плещеев.

У: какое стихотворение Бальмонта мы разобрали сегодня?

Д: «Поспевает брусника».

У: А у А.Плещеева?

Д: «Осень наступила».

У: что же объединяет, связывает эти стихотворения?

Д: осенняя тема, настроение грусти, печали, одиночества.

У: а какие же различия мы с вами выделили?

Д: у Бальмонта осень только наступает, природа только готовится к осени, а у Плещеева осень уже наступила.

У: хорошо, молодцы! Понравились ли вам эти стихотворения?

Д: да!

  1. Домашнее задание.

У: открываем дневники и записываем домашнее задание: выучить любое стихотворение из данных двух, которое вам больше всего понравилось.

У: урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

К.Д.Бальмонт "Поспевает брусника..."

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России». Презентация содержит портрет К.Бальмонта, словарную работу, речевую разминку, слайд- фильм. Рес...

Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"

Доноведение 1 класс Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"...

"Осень, осень наступила".

Сценарий осеннего праздника в начальной школе....

Конспект занятия по внеурочной деятельности: «Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. По страницам произведений «Огурцы», «Фантазеры».

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваив...

конспект урока по литературному чтению К. Бальмонт " Поспевает брусника". А. Плещеев " Осень наступила".

ТЕМА УРОКА : знакомство с творчеством К.Бальмонта и  его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила»....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Школа России» Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»)

Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к пр...