Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Школа России» Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_markelova.docx237.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Островновская СОШ»

Урок литературного чтения. 2 класс.

УМК «Школа России»

Тема урока:  К. Д. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»)

Учитель: Маркелова И.Н.

2022г.

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к природе

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать стихотворения, передавая
с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой выбор;
получат возможность научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, слушать звуки осени в лирическом тексте, наблюдать за рифмой стихотворения.

Метапредметные: познавательные: находят и выделяют информацию, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 Методы: словесный, наглядный, практический 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность под звучание песни «Осень постучалась к нам» (И. Смирнова, Т. Прописнова)

http://chudesenka.ru/load/7-1-0-226

(слайд шоу «Золотая осень»)

- Какой раздел мы начали изучать?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

3. Определение темы, целей урока

Конкурс загадок об осени и рисунки. Аплодисментами оцениваем работу выступающих.

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

– Понравилась вам песня?

– О чем рассказывает нам автор?

– 1-й ряд: читает первый куплет с удивлением; 2-й ряд: с вопросительной интонацией; 3-й ряд: с восхищением.

Назовите приметы осени, описанные в тексте песни

Загадывают свои загадки, показывают рисунки.

У учащихся текст песни (приложение)

Отвечают на вопросы, выполняют

 задания.

Формулируют тему и учебные задачи совместно с учителем

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении

учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с творчеством поэтов.

2. Чтение стихотворений

3. Работа над стихотворением.

Краткое знакомство с творчеством К. Бальмонта (приложение, презентация)

Первичное восприятие стихотворения: слушание аудиозаписи К. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»).

https://sdelanovspb.ru/search/bal-mont-osen-slushat

– Какие чувства испытали, слушая стихотворение? Почему? Найдите подтверждение своим словам в произведениях.

-Какие картины осени представили?

1) Словарная работа.

Благовонье – запах, аромат.

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

– О ком можно сказать «проснется и заплачет»? К кому поэт относит эти слова? Как вы представляете себе эту картину?

Это одно из средств выразительности. Называется он - олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.

- Найдите в стихотворении олицетворение.

 ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)

- Какая интонация соответствует  содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?

2) Работа над выразительным чтением.

Внимательно слушают.

Выполняют задания

Работа с учебником.

Читают стихотворение в группах.

 Работают со словарем Ожегова.

По одному представителю от группы конкурс «Лучший чтец»

( оцениваем аплодисментами)

Фронтальная, индивиду

групповая

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют навыками взаимного учебного сотрудничества

Устные ответы

Физкультминутка (музыкальная зарядка)

https://songhouse.me/q/ls-8xbXo5caR8Irptvzn0arjc6DVt8a9z7bJpdWI6pLy6fVotI6q1uj-mv6FxL7FpOS51A/

Выполняют движения согласно словам песенки.

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выполнение движений

IV. Продолжение работы по теме урока.

1.

Знакомство с творчеством

2. Чтение стихотворений

3.Работа над стихотворениями

Краткое знакомство с творчеством Плещеева А. (приложение)

Чтение стихотворения учителем.

А. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»).

1)Анализ стихотворения

- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?

- Где поэт наблюдает осеннюю картину?

- Как осень изменила всю окружающую природу?

- Какие краски для изображения осени использует автор?

2) Словарная работа.

Озимь – зерновые, которые высаживаются
на полях в зиму (осенью).

3) Работа над выразительным чтением

- Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?

- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?

- Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении.

- Прочитайте стихотворение выразительно, передавая настроение.

Выступает ученик подготовивший сообщение, презентацию.

Работа с учебником.

Отвечают на вопрос.

Читают стихотворение про себя.

Работают со словарной статьей.

Выразительно читают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают; разные мнения, координируют в сотрудничестве разных позиции

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

– Как называется раздел, который начали изучать?

– Кто авторы стихотворений?

– Как ещё можно озаглавить стихотворения?

- Достигли ли мы цели?

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

– За что бы вы себя похвалили сегодня?

Рефлексия «Дерево успеха» (приложение)

( у вас на партах лежат кленовые листочки, раскрасьте их и прикрепите на наше дерево на доске)

«зеленый» - хорошо поработал, было интересно, все удалось.

«желтый» - было трудно, но интересно, мне не все удалось, но я старался.

«красный» -  не интересное, не было никакой полезной информации

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

По выбору:

  1. Составить синквейн (приложение) на тему «Осень»,

сделать рисунок к понравившемуся стихотворению.

  1. Выучить одно из стихотворений наизусть (стр.69-70)

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 ряд

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

  (С УДИВЛЕНИЕМ)

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

 (С УДИВЛЕНИЕМ)

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

 (С УДИВЛЕНИЕМ)

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

 (С УДИВЛЕНИЕМ)

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.  

(С УДИВЛЕНИЕМ)

Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

 (С УДИВЛЕНИЕМ)

2 ряд

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

 ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ)

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

 ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ)

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

 ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ)

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

 ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ)

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

 ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ)

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

 ( С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ)

3 ряд

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

( С ВОСХИЩЕНИЕМ)

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

 ( С ВОСХИЩЕНИЕМ)

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

 ( С ВОСХИЩЕНИЕМ)

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

 ( С ВОСХИЩЕНИЕМ)

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

 ( С ВОСХИЩЕНИЕМ)

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

 ( С ВОСХИЩЕНИЕМ)

К.Бальмонт. Биография

Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.      

А.Блок назвал Бальмонта  «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, -  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты».
Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.

А.Плещеев. Биография

Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября (4 декабря) 1825 г. в Костроме в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Детские годы его прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери Плещеев получил хорошее домашнее образование.

В 1839 г. вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845 г. В студенческие годы определился интерес Плещеева к литературе и театру.

В 1890 г. Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни,  и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский и др.

Умер А. Плещеев 26 сентября (8 октября н. с.) 1893 г. в Париже. Похоронен в Москве.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

http://4.bp.blogspot.com/-B32KpS9gy2o/ViUyb5b1WwI/AAAAAAAAD1s/NJ6GKdGN-Gg/s1600/%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8-1.jpg