Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные категории «доброта», «вежливость», освоить алгоритм работы в паре, в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Конспект урока литературного чтения во втором классе

 с использованием приемов ТРКМЧП

В. А. Осеева. «Волшебное слово».

(урок 1)

(система учебников «ШКОЛА РОССИИ)

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.

ОАО «Просвещение», Москва 2011г.

Учитель начальных классов высшей категории:

Горбачёва Светлана Викторовна

Раздел «Я и мои друзья»

В.А.Осеева. Волшебное слово. (2 урока)

Урок1

Ведущая технология – технология развития критического мышления

(приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)

Цель урока:

познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово»;

Задачи урока:

•обучающие –познакомить с содержанием рассказа, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость», освоить алгоритм работы в паре, в группе.

•развивающие – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.

•здоровьесберегающие– сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психической поддержки каждого ученика

Планируемые результаты:

  • познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
  • личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Оборудование:

Учебник литературного чтения, карточки с заданиями. Компьютер, презентация, экран, проектор, .

Ход урока

1.Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и лицам.

Доброе утро!

Улыбчивым птицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей)

- Для чего мы говорим эти слова?

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

А) повторение

Как называется раздел, который мы изучаем

(Я и мои друзья)

Б) целеполагание

Давайте ещё вспомним задачи, которые мы ставили перед собой при знакомстве с этим разделом

Мы познакомимся:

  • Со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.

Мы научимся:

  • Определять последовательность событий в произведении.
  • Придумывать продолжение рассказа;
  • Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

Мы будем учиться:

  • Поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек;
  • Объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. Но начнем мы наш урок, как всегда, с проверки домашнего задания.

А)Проверка домашнего задания.

Учитель: С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Ю.Ермолаев «Два пирожных») Кто автор рассказа?

Радиотеатр (Инсценировка рассказа учениками)

Учитель: Чему учит рассказ?

Б) Речевая разминка

1.Прочитайте пословицы по слогам, целыми словами. Подберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа. Объясни свой выбор.(Работа в парах)

Отложишь на день, на все десять затянется

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

2. Прочитайте стихотворение Г.Остера сначала тихо и медленно,затем быстро, радостно, удивлённо.

Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не сможет
Тебя обидеть невзначай.

— Серьезный или шутливый совет дает вам автор в своем стихотворении? (ответы детей)

3.Вопрос-задача

"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". В чем ошибка Кости ? (Работа в парах) СЛАЙД 1

 4. Прочитайте волшебные  слова, на какие две группы их можно разделить? Почему вежливые слова названы волшебными? СЛАЙД 2-3

•Крибли-крабли-бумс

•Спасибо

•Эники-беники

•Пожалуйста

•Трах-тибидох

•Извините

•Абракадабра

3.Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже встречается одно из таких слов.

Рассказ этот написала замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева СЛАЙД 3

Валентина Александровна Осеева написала много книг для детей о детях. Эти книги учат добру, справедливости, учат дружить. В 1 классе мы знакомились с одним из рассказов Осеевой. Как он называется? («Печенье»)

Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово»

1)Словарная работа

Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте с помощью словаря (с.215-учебник)

Чуть не поддал хорошенько - …

Стряпала -…

Противень - …

2) Прогнозирование. СЛАЙД 4

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (предположения записываются на доске)

ФИЗМИНУТКА

«Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)

3.Первичное восприятие (слушание рассказа) Слайд 5

Все ли предположения сбылись (Проверка записей на доске «+ или - »)

Назовите главного героя.

-Понравился вам мальчик? Почему?

Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа?

-Кто помог мальчику?

-Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

4.РАБОТА В ГРУППАХ

Вторичное восприятие ( самостоятельное чтение и работа с табличкой)

Таблица «Что?  Где?  Когда?  Почему?»

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу

работы с информацией (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Кто?  

Где?  

Что делал(а)?  

Почему?»

Вывод

Старичок

Павлик

Ленка

Бабушка

Брат

__________

Старичок

Павлик

Ленка

Бабушка

Брат

На скамейке

На скамейке

В комнате

На кухне

Дома? Собирается на лодке кататься

_______________

На скамейке

Побежал домой

Сидела за столом

Пекла пирожки на кухне

За обедом

Сидел, чертил

Обиделся

Не дала краску

Прогнала

Не берёт с собой

_________________

Прошептал что-то

Решил попробовать

Пальцы разжались, пробормотала

Дала пирожок

Поднял брови. Усмехнулся, согласился взять

Не сказано

Обиделся

Жалеет?

Из-за морковки?

Не хочет?

____________

Хотел помочь?

Хотел проверить

Сказал пожалуйста

Сказал пожалуйста

Сказал пожалуйста

Павлик ведёт себя не правильно

и грубо

________

Павлик со всеми говорит ласково, уважительно, не требует , а просит, использует волшебное слово

5. Обобщение

-Как нужно произносить волшебное слово?

-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)

- Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

-Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

-Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?

 Итог урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Какова главная мысль рассказа? ( поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой)
 Слайд 6
.
Домашнее задание.
Подготовит выразительное чтение любого отрывка по плану, нарисовать к нему иллюстрацию

6. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое выражение.
На сегодняшнем уроке я узнал . . .
На этом уроке я похвалил бы себя за . . .
После урока мне захотелось . . .
Сегодня я сумел . . .
СЛАЙД 7

-[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198

Литература:

  1. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. /Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,М. В. Голованова. ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
  2. Стефаненко Н.А.Литературное чтение: Методическое пособие: 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
  3. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочая программа. 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011

Интернет-ресурсы.

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - преподавание в начальной школе. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/607040/

  1. Pedsovet.su- сообщество взаимопомощи учителей: « Подборка стихотворных физкультминуток и стихотворений для оргмоментов» -. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/244-1-0-5891

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Статья по теме:
    Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»..  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pis-0

  1. Сайт «Дедсадклуб.ру» - физкультминутка «Дружно маме помогаем…» [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/518-fizminutka-druzhno-mame-pomogaem

  1. Ермолаев Ю. И. - детский писатель, драматург и актер-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/51-586-1

  1. Сайт «Мои Детки» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/28-skorogovorki_dlya_otrabotki_zvuka_l.html

  1. Образовательный портал «Началка семинфо», личная веб-страница -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198

  1. . Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt

  1. Юрий Иванович Ермолаев.Можете нас поздравить!-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sharedbook.ru/onlineread/53765/

  1. .Доброе утро -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vdobroeutro.ru/stihi-s-dobrym-utrom/

  1. Конспект занятия по риторике «Волшебные слова» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/volshebnye-slova.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". В чем ошибка Кости ? ПРЕДЛАГАЮ ВОПРОС - ЗАДАЧУ

Слайд 2

• Крибли-крабли-бумс • Спасибо • Эники-беники • Пожалуйста • Трах-тибидох • Извините • Абракадабра

Слайд 3

Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть. ПОЧЕМУ ВОЛШЕБНЫЕ ?

Слайд 4

Валентина Александровна Осеева

Слайд 6

Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ ?

Слайд 7

Выберите и продолжите любое выражение. На сегодняшнем уроке я узнал . . . На этом уроке я похвалил бы себя за . . . После урока мне захотелось . . . Сегодня я сумел . . . Рефлексия



Предварительный просмотр:

Кто?  

Где?  

Что делал(а)?  

Почему?»

Вывод

Старичок

Павлик

Ленка

Бабушка

Брат

__________

Старичок

Павлик

Ленка

Бабушка

Брат

_________________

____________

________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...

В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;научить детей давать нравственную самооценку поступкам;добиться уяснения учениками, что лишь внимательный чел...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП Ю.И.Ермолаев. «Два пирожных»

На данном уроке совершенствуются умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)

На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача  урока продолжение работы  с содержанием рассказа...