Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача  урока продолжение работы  с содержанием рассказа, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость», освоение алгоритма работы в паре, в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Конспект урока литературного чтения во втором классе

 с использованием приемов ТРКМЧП

В. А. Осеева. «Волшебное слово».

(урок 2)

(система учебников «ШКОЛА РОССИИ)

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.

ОАО «Просвещение», Москва 2011г.

Учитель начальных классов высшей категории:

Горбачёва Светлана Викторовна

Раздел «Я и мои друзья»

В.А.Осеева. Волшебное слово. (2 урока)

Урок2

Ведущая технология – технология развития критического мышления

(приём рефлексии– «Синквейн»)

Цель урока:

познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово»,;

Задачи урока:

•обучающие – продолжать работу  с содержанием рассказа, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость», освоить алгоритм работы в паре, в группе.

•развивающие – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.

•здоровьесберегающие– сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психической поддержки каждого ученика

Планируемые результаты:

  • познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
  • личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Тип урока:

Закрепление нового материала.

Оборудование:

Учебник литературного чтения, карточки с заданиями. Компьютер у каждого ребёнка и учителя, презентация, экран, проектор, выставка детских рисунков.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе   утро! –

Солнцу и  птицам,

Доброе  утро  вам –

Улыбчивым  лицам.

2.Актуализация знаний. Подготовка к восприятию. Целеполагание.
а) (задание на карточках у каждого ребенка)
- Прочитайте стихотворение:
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« . . .!» - я кричу.
« . . .!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
« . . .!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
(Работа в группах)
- Обсудите в группах, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.

Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите?
Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)

Б) целеполагание

Давайте ещё вспомним задачи, которые мы ставили перед собой при знакомстве с разделом «Я и мои друзья»

Мы познакомимся:

  • Со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.

Мы научимся:

  • Определять последовательность событий в произведении.
  • Придумывать продолжение рассказа;
  • Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

Мы будем учиться:

  • Поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек;
  • Объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.

3.Речевая разминка

Прочитайте пословицы сначала по слогам, затем целыми словами. Какая пословица подходит к рассказу В.Осеевой. отражает главную мысль?

«Под лежачий камень вода не течет»

«Волшебное слово всегда помочь готово»

-Может ли быть слово волшебным. Как ты это понимаешь. Как отвечает на этот вопрос В.Осеева, перечитаем рассказ и попробуем обосновать свой ответ.

Прочитай слова:

Маг

Чародей

Волшебник

Колдун

Можно ли назвать старика из этого рассказа магом,  чародеем, волшебником, колдуном. Какое ты слово выберешь.?

4.Закрепление пройденного материала. Выразительное чтение рассказа «Волшебное слово»
Нравится ли вам Павлик? Почему?

- Каким мы его видим вначале? Как он разговаривает с окружающими?

- Как выглядел старик? Как он решил помочь мальчику?

- Рассмотрите картинку в учебнике. Какой момент изобразил художник?

- Найдите и прочитайте отрывок из рассказа, который подходит к этому рисунку.

- Почему Павлик поверил старику?

- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово?

Расскажите, как вёл себя Павлик при встрече со стариком. Подтвердите словами из текста.

Проследите, как менялось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово.

- Дайте характеристику Павлику и старичку, используя карточки, дополните по две характеристики от себя (работа в парах).

Доброта, эгоизм, забота, равнодушие, бодрость, спокойствие, возмущение, страх, удивление, сочувствие, беспокойство.

Прочитайте слова и выражения, которые помогают представить удивление родных Павлика, когда они почувствовали его доброе отношение к ним. Обсудите с другом, какую силу имеют волшебные слова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся,

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.Работа в группах. Составление плана.

- А теперь поработаем в группах. Сейчас мы будем делить этот текст на части, называть главное в каждой из частей. Составлять к нему план. Задание №7 с.92
Примерный план.
1. Сердитый Павлик.
2. Ленка не дает краски.
3. Бабушка и брат обижают Павлика.
4. Есть такое волшебное слово.
5. Павлик решил попробовать и побежал к сестре.
6. Прогонит бабушка или нет?
7. Подействует ли на брата?
8. В сквере старика уже не было.
- Заслушивается вариант каждой группы, лучшие ответы записываются на доску.

6. Подведём итог 


- Чему вы научились на уроке?
- Какова главная мысль рассказа? ( Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.)

9. Рефлексия "Синквейн". (Работа в группах)

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Например,

Вежливость.

Тёплое, доброе,

Радует, удивляет,привлекает.

Душу людям согревает.

Волшебство!

Какие задачи мы решили, какие нет (+,-)

Дети в парах работают по таблице

Мы познакомимся:

  • Со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.

Мы научимся:

  • Определять последовательность событий в произведении.
  • Придумывать продолжение рассказа;
  • Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

Мы будем учиться:

  • Поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек;
  • Объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.

  1. Домашнее задание.

Практическая работа с творческим заданием.

- Ну, а теперь полученные знания применим на практике.

Я приготовила вам такие книжки- малышки с правилами вежливости.

-Запишите волшебные слова, которые мы часто говорим друг другу. А обложку этой книжки украсьте солнышком.

-На следующем уроке мы послушаем, какие слова вы записали в своих книжках.

. 8.Рефлексия. Выставление оценок.

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто всё понял? У кого остались вопросы? Кто может объяснить материал своему другу?

 ТЕСТ он-лайн выполнятеся учениками на MacBook

У кого 100 баллов, 90-80, меньше? Какие выводы сделали? Почему получили высокий балл? Низкий балл? Какие действия нужно выполнить, чтобы достигнуть поставленной цели?

- Понравился ли урок? Что показалось самым интересным?

-[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198

Литература:

  1. Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. /Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,М. В. Голованова. ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
  2. Стефаненко Н.А.Литературное чтение: Методическое пособие: 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
  3. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочая программа. 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011

Интернет-ресурсы.

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - преподавание в начальной школе. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/607040/

  1. Pedsovet.su- сообщество взаимопомощи учителей: « Подборка стихотворных физкультминуток и стихотворений для оргмоментов» -. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/244-1-0-5891

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Статья по теме:
    Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»..  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pis-0

  1. Сайт «Дедсадклуб.ру» - физкультминутка «Дружно маме помогаем…» [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/518-fizminutka-druzhno-mame-pomogaem

  1. Ермолаев Ю. И. - детский писатель, драматург и актер-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/51-586-1

  1. Сайт «Мои Детки» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/28-skorogovorki_dlya_otrabotki_zvuka_l.html

  1. Образовательный портал «Началка семинфо», личная веб-страница -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198

  1. . Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt

  1. Юрий Иванович Ермолаев.Можете нас поздравить!-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sharedbook.ru/onlineread/53765/

  1. .Доброе утро -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vdobroeutro.ru/stihi-s-dobrym-utrom/

  1. Конспект занятия по риторике «Волшебные слова» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/volshebnye-slova.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...

В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;научить детей давать нравственную самооценку поступкам;добиться уяснения учениками, что лишь внимательный чел...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП Ю.И.Ермолаев. «Два пирожных»

На данном уроке совершенствуются умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...