Б.Шергин "Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ильина Наталья Викторовна

Конпект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.shergin.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема:  Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Класс: 3 класс

УМК: Школа России

Цель:  Познакомить учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться  соотносить главную мысль произведения с пословицей
  • Научиться выделять характеристики героев;
  • Научиться анализировать прочитанный текст, выделять главное;
  • Познакомиться с биографией Б.В. Шергина.

Метапредметные:

  • Развитие умения выделять сущность, особенности объекта;
  • Развитие умения делать выводы на основе анализа объектов;
  • Развитие умения оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развивать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей.

Личностные:

  • Формирование умения высказывать свое отношение к героям, событиям.

Оборудование: учебник по литературному чтению 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; проектор; интерактивная доска.

Ход работы:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку. Я желаю вам успешных ответов, правильных высказываний, своих мыслей. Садитесь.

  1. Подготовка к читательскому восприятию

Мы начали  знакомиться с новым разделом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

-Что необычного в названии этого раздела? Что это? (Это пословица)

-Что такое пословица? (Пословица- народное изречение с поучительным смыслом.)

-Какое сходство вы заметили? (Название рассказа и раздела совпадает)

     - Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Кто автор этого произведения? (Борис Шергин)

- Назовите тему урока.

- Кто-нибудь знает о Борисе Викторовиче Шергине? Читал его произведения?

-Борис Викторович Шергин (1896 – 1973 гг.)  (презентация 1)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Борис Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество». Кругом там пели былины и рассказывали сказы, предания. Отец писателя «был и кораблестроителем и мореходцем. Он 45 лет ходил в море. Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун.» После рассказов матери Шергин записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым своим «серьезным» рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 году. Учился писатель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что с детства его привлекало рисование. Многие книги со своими произведениями Б.Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. Наиболее известные книги Шульгина – «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания». Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества … в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль».

  1. Беседа по содержанию.

-Перечислите главных героев. (Бабушка, Ваня, Митя, Мастер)

-Восстановите последовательность событий в рассказе.( На доске!)

4.  Словарная работа   (презентация 2)

-В данном произведении встретились следующие слова. Как вы понимаете их?

Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Малярное – маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

Академия – высшее научное или художественное учреждение.

5.Вторичное восприятие произведения

- Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите ее. (У Вани была бабушка …. Чтобы прочно было и красовито)

-Про кого рассказала Бабушка Ване? (про Митю)

- Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?

_Кто такой Митя? Чем он занимается? (показ шкатулки)

-Какими качествами должен обладать человек, который работает с деревом, делает из него узоры?

-Что случилось с Митей?

6.Работа над выразительным чтением.

-Найдите отрывок, из которого мы узнаём об этой неприятности. Найдите в тексте диалог мастера и Мити.

-С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.

 (Чтение по ролям)

 (выходят несколько троек поочерёдно, оценивание.)

-Как ему помог мастер?

-Какая особенность в этом рассказе? Что мы часто встречаем на протяжении текста? (пословицы)

-Какие пословицы вам встретились в тексте? (Работа любит не молодца, а незалёжливого. Глаза страшатся, а руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.)

О чем эти пословицы? Работа со значением слова МОЛОДЕЦ, НЕЗАЛЁЖЛИВЫЙ,(1 – Работа продвигается не у того, кто хвастается только, а у того, кто что-то делает. 2 – Не надо боятся, что много делать еще, а надо просто выполнять свою работу. 3 – Выполнено все хорошо. 4 – Начинаешь с малого, а получаешь большее.)

(Работа с пословицами-близнецами в паре).

Работа с иллюстрацией.

- Посмотрите на страницу 124. Рассмотрите иллюстрацию.

-Кто на ней изображен? (бабушка и Ваня)

-Что они делают? (беседуют)

-К какому отрывку относится эта иллюстрация? Найдите в тексте этот эпизод.

-А теперь откройте страницу 127. Кто изображен на ней? (Бабушка, Ваня и Митя)

-Видел ли Ваня на самом деле работы Мити? (нет)

-А как он узнал о них? (из рассказа Бабушки)

-Почему художник изобразил именно так эту иллюстрацию?

     -Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту  историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване? (Бабушка-наставник, учитель, помощник, помогает приобрести опыт, учит, передаёт опыт).)

8.Составление синквейна о бабушке.

-Как пословицы помогают понять основную мысль рассказа?

-Как люди должны относиться к своей профессии, чтобы стать настоящими мастерами и работать с удовольствием?

    9.Подведение итогов

- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? («Собирай по ягодке – наберешь кузовок»)

-Кто написал это произведение? (Борис Шергин)

-Что вы узнали о нем?

- В чем особенность этого рассказа? (автор использует пословицы)

-На прошлом уроке мы пофантазировали , о чём может быть произведение с таким названием. Что вы можете сказать сейчас?

-Что отражено в заглавии произведения -тема или основная мысль?

-Какая главная мысль произведения? (Записать ответ на листе, зачитать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по чтению.3 класс. Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".

Данный урок "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" учит детей глубоко мыслить, размышлять над тем, чем занимаешься. Дети начинают понимать, что время нужно беречь, собирают в кузовок пословицы, с...

Урок-обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» 3 класс

Цель урока:Повторить и обобщить пройденный материалРазвивать память, внимание, воображение, речь, умение связно излагать свои мыслиРазвивать умение анализировать прочитанноеВоспитывать патриотиз...

Урок литературного чтения в 3б классе Тема. Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦель: обобщить знания детей по пройденному разделу, привести их в систему.Задачи.Образовательная: формировать навыки качества чтения, учить вдумчивому ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Б.В.Шергин "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"

Презентация к уроку литературы....

Презентация к уроку литературного чтения ,,Собирай по ягодке-наберёшь кузовок\'\' 3 класс ,,Школа России\'\'

Презентация помогает провести урок- конкурс более динамично,используя различные формы повторения изученного материла....