Конспект урока по литературному чтению "Саша-дразнилка" Н.М. Артюховой (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_1_klass._gorelova_n.v.docx80.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по литературному чтению

               Тема: Н.Артюхова «Саша-дразнилка»

Ф.И.О. Горелова Наталья Владимировна

Место работы: МКОУ «Лодейнопольская основная общеобразовательная школа №1»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 б

Тема: «И в шутку и всерьез», номер урока 2.

Автор учебника, год издания: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2018

Цель  урока: обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному,  выразительному чтению  на основе рассказа Н. Артюховой «Саша – дразнилка»; развивать умение  прогнозировать текст, учить работать с текстом, делить  его на части; развивать  умения анализировать произведения. 

Планируемые результаты:

Предметные:

-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;

-объяснять смысл названия произведения;

-находить слова, которые отражают характер героя.

Метапредметные:

-находить ответы на вопросы в тексте;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Личностные:

-формировать умение выделять главное;

-способность к самооценке;

-наличие учебно-познавательной мотивации;

-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.

Тип урока: урок знакомства с произведением.

Необходимое техническое оборудование: компьютерная презентация по теме урока, рассказ Артюховой «Саша – дразнилка», карточки – помощники.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности  учащихся

Формируемые УУД

Время

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный

«Улыбнемся друг другу». Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.  

СЛАЙД 1

Мы – умные,

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные.

В первом классе учимся

Все у нас получится!

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку всем присутствующим.

Вот с таким замечательным настроением мы будем работать на уроке литературного чтения.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

1 мин.

2.

Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика

- Выполним несколько упражнений, чтобы подготовиться к правильному, четкому и выразительному чтению.

Упражнения: «Дудочка», «Чистим зубки», «Чашечка», «Грибок».

СЛАЙД 2

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Прочитайте.

-Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово

-Прочитайте  шепотом.                                                                                                                                                                                                                                                              
-Прочитайте, выделяя слово правильно.  

-Прочитайте в темпе скороговорки.                                                                                          

Проводят действия в соответствии с заданным упражнением.

проговаривают

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

2 мин

3.

Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи

Определение темы и постановка цели урока

-Какой раздел литературного чтения мы с вами начали изучать?

СЛАЙД 3 


- Какие произведения мы прочитали в этом разделе?

- Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?                              

В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. 

- Ребята, посмотрите отрывок из мультфильма.

СЛАЙД 4 МУЛЬТФИЛЬМ.      

-Что делают ребята?

- Были ли у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей).

СЛАЙД 5

- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?

Обидно

Страшно                                     Возмущён

Тяжело                                       Рассержен  

 Неловко                                    Сердит

Неприятно                                 Обижен

Неловко                                     Печален  

Стыдно                                      Грустно

                                     

-Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой?

(варианты детей)

СЛАЙД 6

Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?

- Убери из речи плохие слова. 
- Клички используй только для животных. 
- Перестань обижаться. 
- Не дразнись сам. 
-
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Постановка темы и цели урока

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться и рассмотрим варианты поведения человека, если тебя дразнят. А поможет нам в этом разобраться детская писательница  Нина Михайловна Артюхова.

СЛАЙД 7

  Н.М.Артюхова  родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь -  89 лет. Умерла она в 1990 году.

  Нина Михайловна была дочерью известного купца М.И.Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.  Все ее произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову.

-С одним из  произведений мы сегодня познакомимся.

А называется оно «Саша – дразнилка».

СЛАЙД 8

-Как вы думаете, о ком мы будем читать?

Словарная работа

- Что значит дразнить?

Давайте посмотрим, как объясняет это слово толковый словарь.

СЛАЙД 9

ДРАЗНИЛКА - человек, который дразнит другого.

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

-Подберите синонимы к слову дразнить.(злить, сердить).

СЛАЙД 10

-Поставим перед собой задачи…

СЛАЙД 11

-С чем познакомимся…

-Чему будем учиться?

Отвечают на вопросы

Смотрят

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

смотрят

слушают

Учащиеся высказывают предположения по названию к произведению.

Осознанно строят речевые высказывания

Формулировать свое мнение

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

Формулировать свое мнение

6  мин

4.

Изучение нового материала

Знакомство с рассказом

Читает текст.

- Сядьте удобно, приготовьтесь слушать, попробуйте определить тему произведения  (о ком пойдет речь в произведении?)    

Первичное восприятие                                                                                          

 - Тема произведения? (о детях)                                                                                                          - Определите жанр произведения? (рассказ)  Докажите.        

                                                                         

РАССКАЗ – художественное произведение, в основе которого – случай из жизни героя. 

-Какие чувства вы испытывали?

-Где происходит событие?

- После прочтения, подтвердились ли наши предположения о ком пойдет речь?

Отвечают на вопросы:

-учиться читать правильно,

осознанно,

выразительно

-учиться анализировать произведения

-учиться быть воспитанными.

Слушают

Отвечают на вопросы

Принимать и сохранять учебную задачу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

5 мин

5.

Сохранение и укрепление здоровья уч-ся

- Покажите, как трет глазки Ляля, когда плачет?

-Глазки у нее заболели, давайте выполним гимнастику для глаз.                                                                                                                                  

Офтальмотренажёр + схема зрительно-двигательных траекторий

Проводят действия в соответствии с заданным упражнением.

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий

1-2 мин

6.

Анализ произведения

- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? 

- Первую часть прочитайте жужжащим чтением   - все дети                                                              

- Какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру).                                                                                                              
- Стал ли папа ругать Сашу?
- Какой совет дал папа?                                                                                                                              - Как вы сами понимаете, что значит не дразниться. Что имел в виду папа, когда сказал эти слова (не реагировать, не принимать близко)
- Ребята, найдите в пространстве нашей классной комнаты, заголовок, который подходит для 1 части.      

Совет папы.

Словарная работа

-Прежде чем прочитать 2 часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.

У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает
бегло. Затем плавное хоровое чтение.

СЛАЙД 12

  • Завт-ра-ка-ли             - завтракали
  • После-завт-ра            -послезавтра          
  • По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
  • Нас-морк                   - насморк
  • Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
  • Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

2 часть текста читаем цепочкой вслух.

-Что захотел сделать Саша с куклой сестры? Что ответила ему на это сестра?

-Почему, по мнению Саши, Лялю завтра не возьмут в кино? Что ему на это ответила сестра?

-Какими Саша назвал всех девчонок? Что ему ответила Ляля?

-Чем Саша еще решил подразнить сестру?

-Что сказала ему Леля?

- Смогла ли  Ляля не дразниться? 
- Что она при этом делала?

- Ребята подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.                                                                                                                                         - Понравилось чтение? (да)                                                                                                           - Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)  

- Ребята, найдите в пространстве нашей классной комнат, заголовок, который подходит для 2 части.    

За столом.

Читают текст каждый в своем темпе

Отвечают на вопросы учителя

Читают текст вслух по цепочке по одному предложению

Отвечают на вопросы учителя

Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме

Использовать речь для регуляции своих действий

Формировать  правильное, осознанное и выразительное чтение

Формировать умение анализировать произведение

10 мин

7.

Сохранение и укрепление здоровья уч-ся

Динамическая пауза двигательная

- А сейчас встаньте, выйдите из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.

Проводят действия в соответствии с заданным упражнением.

1-2 мин

8.

Анализ произведения

А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:

-Почему заплакал Саша? 

- Ему было обидно.

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)

- Так помог ли папин совет?


- Ребята, найдите в пространстве нашей классной комнаты, заголовок, который подходит для 3 части.      

Саша заплакал.

- Бываете ли вы похожи на Сашу – дразнилку?                                                                          - А сами вы часто обижаетесь на своих друзей? 
- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?
- Как вы думаете, почему Саша дразнил сестру? 
- Перестанет ли Саша после этого дразниться?
- Будет ли плакать теперь Ляля, если история повториться? 
- Что в ней изменилось?

Работа с иллюстрацией.

СЛАЙД 13

- Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?

– Как художник нарисовал маму? (ответы детей)

– Как выглядит Саша? (ответы детей)

 – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)

 – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)

СЛАЙД 14

-Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

  • Не дразнись.
  • Брат и сестра.
  • Папин совет.
  • Трусиха и плакса.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы учителя

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме

Осознанно строить речевое высказывание

7 мин

8.

Закрепление знаний

Организует беседу по вопросам:

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Кто его главные герои?  

 -Почему Нина Михайловна Артюхова написала эту историю?                                                    

    - Основная мысль произведения (Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

Размышляют и отвечают на вопросы

Осознанно строить речевое высказывание

Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме

3 мин

9.

Подведение итогов

СЛАЙД 15

Продолжи:

-на уроке я узнал(а)…

-на уроке я учился(лась)…

-на уроке мне погравилось…

2 мин

10.

Рефлексия

- Что может сделать приятное брат для своей сестры?

- А я вам предлагаю, собрать букет для сестренки. т.к. все девочки любят цветы. Но букет этот будет не простой. Если вам урок очень понравился, вам было все понятно и вы поняли, что дразнить это очень плохо – вы поставите в вазу раскрывшуюся розочку. Если же на уроке было не все понятно и вы думаете, что подразнить иногда можно кого нибудь – ваша  розочка будет не до конца раскрыта. Ну, а если же вам урок не понравился, вам было не интересно и дразнить на ваш взгляд это совсем неплохо-ваша розочка в вазе будет в закрытом бутончике.

Определяют свое эмоциональное состояние

2-3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Конспект урока по литературному чтению "Повторение - мать учения" 1 класс "Перспектива"

Данный урок используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс обобщает знания учащихся с буквами «б», «з» согласными звуками, формирует ценн...