Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Валеева Оксана Валихматовна

Открытый урок  по теме Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzyat_k_uroku.docx36.5 КБ
Файл rabochiy_list.docx144.09 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка»;

Задачи: способствовать формированию  умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;

умения  через создание системы образов анализировать содержание текста, обеспечить формирование читательских умений и навыков,

развитие литературной речи, умения высказывать собственное мнение  о собственных впечатлениях и переживаниях при чтении  художественного текста; воспитание  нравственных представлений у учащихся.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат        

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Этап урока

Цель

Содержание работы

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

 (Эпиграф к уроку)

Язык дружбы не нуждается в переводе.

Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.

Введение в тему и постановка задач (вызов)

 - Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Что вы можете рассказать о нем? (слова выписывают на доску)

                                Л.Н.Толстой

сказки  басни     былины  рассказ    худож.     научно-познават, писатель   

 - С творчеством какого писателя мы продолжим с вами знакомиться?

(«Ворона и лисица» - Крылов, а остальные произведения написал Л.Н. Толстой.)

Краткие высказывания детей о жизни и творчестве Толстого

3. Выявление места и причины затруднения.

 

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

Выявление учащимися места и причины затруднения.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе

 выбрать способ и средства её  реализации.

Методический прием “Предположение”.

– Мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.

– Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки льва и собачки со стр.

- Что вы знаете о льве? О собаке?

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

- Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Предположите, какое название  нового произведения.

(ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМА УРОКА НА ДОСКЕ

Экран – демонстрация обложки книги «Лев и собачка»)

- Откройте учебник на стр. 181, 182. Рассмотрите

иллюстрации.

- В этом произведении  встретятся трудные незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить. (слова появляются на экране – по одному)

Трудные слова:

Лондон – город в Англии.

Зверинец – зоопарк.

Подле – возле.

Барин – состоятельный человек, который имеет особое положение в обществе.

Засовы – замки в клетке.

- Исходя из названия произведения, трудных слов, иллюстраций, можете вы предположить, о чем это произведение? В какой стране будут происходить действия? В какой период времени?

- Автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Что такое быль?

Кластер:

- Какие рассказы бывают? В чем различие художественных и научно – познавательных рассказов? Приведите примеры

 «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – сострадание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни.

- Какую цель поставим перед собой?

- Какие задачи,  поставим перед собой?

- Чтобы решить все эти задачи нам необходимо спланировать наши действия. Восстановите порядок в плане нашей работы.

Карточки с записями:

  1. Первичное чтение текста с пометками
  2. Беседа после первичного чтения
  3. Повторное чтение по частям. Анализ содержания, характеристика героев
  4. Выполнение заданий в группах.
  5. Самооценка.

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль

Л.Н. Толстого « Лев и собачка»

Высказывают свои предположения

Достоверная история

Художественный – вызывает чувства,

Научно-познават. – сообщает факты

(Познакомиться с новым произведение, будем учиться анализировать содержание, давать оценку событиям,  характеризовать героев) выясним, что может быть общего между животными

4.Реализация построенного проекта.

Первичное чтение текста

-Я предлагаю вам поработать с текстом. По ходу чтения отмечайте знаки.

Знаки: + - знаю,

V – новое, ? – непонятно.

 

Беседа после первичного чтения

ПЕРЕХОДИМ КО 2 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА 

- Верны ли ваши предположения по содержанию рассказа?

- Назовите действующих лиц в рассказе

- Где происходит действие?

- Какой эпизод показался вам самым напряженным

- Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

 -Почему чувства такие разные?

- О чем это произведение?

- Ваша неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.

Высказывание детей

Повторное чтение по частям. Анализ каждой части. («медленное чтение»)

обеспечить полноценное восприятие текста.

ПЕРЕХОДИМ К 3 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА

Методический прием “Чтение с остановками»

- Сколько логических частей можно выделить в этом рассказе?

-  Давайте озаглавим каждую  часть и выберем подходящее слово и разберём знаки, которые вы отметили.

-Прочитайте первую часть. Какие знаки вы отметили?

-Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека?

-По вашему мнению, что могла чувствовать собачка, и мог ощущать лев?

- Как озаглавим эту часть?

Какие слова можно подобрать к этой части? (тревога, забота)

  1. ВСТЕЧА ЛЬВА И СОБАЧКИ         ТРЕВОГА, ЗАБОТА

-Прочитайте второю часть. Что здесь отметили?

-Чему учит нас этот момент?

-Как ещё можно сказать, когда полагаешься на друга?

-Какие новые персонажи появляются в рассказе?

-Как автор относится к ним?

- Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (доверие)

2. ДРУЖБА ЖИВОТНЫХ         ДОВЕРИЕ

-Прочитайте заключительную часть.

- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем?

-Почему он стал себя так вести?

-Какие действия предпринимает хозяин?

-Чему учит нас этот момент?

-С кем сравнивает Толстой льва и собачку?

-Найдите и прочитайте слова, в которых автор говорит о них как о людях.

 - Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части?  (тоска)

3. СМЕРТЬ ДРУЗЕЙ             ТОСКА

Посмотрите на наш план и палитру чувств.

1. Встреча льва и собачки.                Тревога, забота

2. Дружба животных.                        Доверие

3. Смерть друзей.                               Тоска

-   Почему меняется палитра чувств? Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ, не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное.

1. Встреча льва и собачки.

2. Дружба животных.

3. Смерть друзей.

Чувство ненависти.

Сначала собачка испугалась, приготовилась защищаться, а «лев подошёл и понюхал её» - это дружелюбный жест. Собачка поняла добрые намерения льва и доверилась ему. Знакомство состоялось. Лев принял собачку.

Отметим, что животные подружились, теперь живут вместе. Новое, что лев мог делиться своей едой, а собачка играла с ним.

-Надо любить окружающих, дружить со всеми.

-Чувство доверия, заботы.

-Хозяин и барин.

-С отвращением.

-Он взбунтовался, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.

-Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.

-Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.

-С людьми.

5.Включение в систему знаний и повторение.

ПЕРЕХОДИМ К 4 ПУНКТУ ПЛАНА

Работа в группах:

1 группа: Животные безмолвны, они не умеют говорить. Предположите, какой диалог мог бы произойти, когда собачку кинули ко льву. Составьте диалог, проиграйте его.

2 группа: Выберите пословицы, которые подходят к этому произведении, обоснуйте свой выбор.

Ленивому всегда праздник.  Не топор кормит, а работа Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Как волка не корми, он все равно в лес глядит.  Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Не мил и свет, коли друга нет.

3 группа:  Моделирование обложки.

Оценивание групп после каждого выступления.

- Какая группа справилась с заданием лучше?

7. Обобщающая беседа

Рефлексия деятельности

 Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?

- Так о чём же эта быль?

- Почему эпиграфом урока стала эта пословица?

- Какие чувства или мысли у вас возникли после работы над рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка»?

- Какие задачи вы ставили в начале урока?

-  Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось… (продолжить знакомство с творчеством Толстого)

Оценка событиям - Я задумался…

Характеристика героев- Я понял (а)… Что и животные

- Я почувствовал (а)…

ПЕРЕХОДИМ К 5 ПУНКТУ ПЛАНА

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

  1. Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  3. Участвовал ли я в групповой работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  4. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

«Бонус от учителя»

О дружбе, о преданности

8. Д.з.

Ребята, которые заработали 4 – 5 баллов могут составить картинный план, придумать другую концовку.

2 – 3 балла – подготовить пересказ

Любите животных.
Будьте преданны в дружбе.



Предварительный просмотр:

Словарная работа

Зверинец –

Барин –

Ощетиниться –

Бился – 

Метался – 

Издохла –

Засовы –

  1. богатый человек, который имеет прислугу.
  2. место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
  3. большие дверные задвижки.
  4. умерла.
  5. беспокойно двигался из стороны в сторону.
  6. ударялся, колотился, совершал резкие движения.
  7. поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Лев Николаевич Толстой

«Лев и собачка»

https://cdn.thinglink.me/api/image/746625596846505986/1024/10/scaletowidth/0/0/1/1/false/true?wait=true https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3531091/pub_5f1fff1c6b597f2c7239f221_5f20030af2c2522a9385f5e5/scale_1200

Что такое быль?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________.

Главные герои:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Проверь себя!

1. Где показывали диких зверей?

а) в Лондоне               в) в Москве

б) в Риме                     г) в Париже

2. Кого, кроме денег, брали за смотренье зверей?

а) мышек                              в) собак

б) собак и кошек                  г) кошек

3. Зачем собачонку бросили в клетку ко льву?

а) некуда было деть                    в) по ошибке

б) льву на съедение                     г) для компании

4. Что собачка стала делать в клетке?

а) стала махать хвостиком    в) стала лаять на льва

б) испугалась                           г) укусила льва

5. Что лев сделал с собачкой?              

а) зарычал на неё                  в) ударил лапой

б) не обратил на неё внимание    

г) смотрел и не трогал

6. Чем лев поделился с собачкой?

а) косточкой              в) корочкой хлеба

б) мясом                     г) сосиской

7. Кто узнал в зверинце свою собачку?

а) девочка                      в) барин

б) князь                          г) мальчик

8. Сколько собачка прожила в клетке со львом?

а) месяц                    в) год

б) неделю                  г) пол года

9. Что случилось с собачкой?

а) её украли

б) убежала

в) заболела и издохла

г) её продали

10. На какой день умер лев?

а) на пятый              в) на десятый

б) на третий             г) на шестой

Зачеркни то, где неправда:

1. Собака - дикое животное.

2. Л.Н. Толстой жил в имении Ясная Поляна.

3. Л.Н. Толстой всю жизнь был военным.

4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей.

5. Л. Толстой писал рассказы только для детей.

6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков.

7. Лев – хищное животное.

8. В рассказе «Лев и собачка» он изображён добрым и заботливым.

Выберите пословицы, которые подходят к рассказу:

  • Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
  • Храброму смерть не страшна.
  • Один за всех и все за одного.
  • Сила сломит всё, а ум силу..

Нарисуй обложку к книге:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык дружбы не нуждается в переводе .

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

Произведения Л.Н.Толстого

Слайд 6

Трудные слова: Лондон – город в Англии. Зверинец – зоопарк. Подле – возле. Барин – состоятельный человек, который имеет особое положение в обществе. Засовы – замки в клетке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.

Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой....

Урок технологии "Изготовление собачки"

Урок технологии "Изготовление собачки"...

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...