4 класс урок Литературного чтения В. Гаршин. « Сказка о жабе и розе».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Шестопалова Валентина Ивановна

Цели: познакомить с произведениями В. Гаршина, пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить определять жанр.

Воспитывать чувство сострадания к другим;.

Учить анализировать поступки и характер героев.

Оборудование: портрет писателя, карточки с заданием, ауди приложение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass_urok_literaturnogo_chteniya.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Литературное чтение

Тема. В. Гаршин. « Сказка о жабе и розе».

Цели: познакомить с произведениями В. Гаршина, пополнять словарный запас, отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить определять жанр.

Воспитывать чувство сострадания к другим;.

Учить анализировать поступки и характер героев.

Оборудование: портрет писателя, карточки с заданием, ауди приложение

                                                            Ход урока.

I. Организационный   момент.

II. Повторение   изученного   материала.

-Ребята, давайте вспомним, о каком произведении мы с вами говорили на прошлом уроке. («Городок в табакерке» В.Одоевского).

А сейчас мы с вами поиграем. Я раздам карточки. На которых написаны слова персонажей сказки «Городок в  табакерке». Получивший карточку должен  так прочитать свои слова, чтоб остальные быстро поняли, кому они принадлежат.

Карточка 1.

«Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь, динь, динь. (Мальчик –колокольчик).

Карточка 2.

«Мудрено , мой друг: этот городок тебе не по росту» (Папенька).

Карточка3.

«Правда. Здесь я свободно  прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды…» (Миша).

Каточка 4.

«Прочь ступай, не мешай!. Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Все ворочается, прицепляется..» (Дядьки- молоточки).

Карточка5.

«Мы бы уроков не побоялись, вся наша беда именно в том , что у нас, бедных, никакого нет дела, нет у нас ни книжек, ни картонок….» (Мальчики- колокольчики.

Карточка 6.

«Не я здесь набольший .Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за  дело!» (Валик).

Карточка 7.

«Да,  Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул.»  (Папенька)

Карточка 8.

«Глупый  ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь!»

(Царевна Пружина)

-Вы правильно вспомнили всех участников  сказки, а сейчас мы послушаем ее пересказ.

(Класс заслушивает 1-2 пересказа учеников).

III. Сообщение темы и постановка целей урока.

Разгадайте загадки.

Скачет зверушка:        

Не рот а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар  и мушка.(Лягушка) 

Ароматна и стройна,

Клумбы радует она.

Необыкновенна и прекрасна,

Но шипы ее опасны.( Роза )

Итак, отгадав эти 2 загадки,  мы подошли к произведению, с которым  должны сегодня на уроке познакомиться. Как вы думаете о чем это произведение? (Ответы детей.)

Ребята,  сегодня мы с вами продолжим знакомство с  произведениями русских писателей и познакомимся со сказкой «Сказка о жабе и розе» Всеволода Михайловича Гаршина. Это человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему едва исполнилось 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог  оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасной сказки, которую мы сейчас с вами прочитаем. (Используется ауди запись, дети следят по учебнику)

-Дети, вам понравилось это произведение? Какие  чувства оно у вас вызвало? (Грусть)

IV. Физкультминутка.

V.Работа по теме урока.

 Повторное чтение по цепочке.

-Найдите в тексте описание розы. (Читают соответствующий абзац)

-А какими эпитетами он награждает жабу? (Читают соответствующий абзац.)

-Найдите в тексте описание маленького мальчика, который любил сидеть в цветнике. (Читают соответствующий абзац).

-Почему мальчик больше не приходил  в свое любимое место? (Он тяжело заболел.)

-Что произошло в  цветнике в отсутствие мальчика? (Жаба заметила красивый цветок и решила съесть его).

-Найдите  в тексте, какие чувства испытывает роза. (Читают соответствующий абзац.)

-Что чувствует жаба, увидев  прекрасный цветок? (Ей очень нравится цветок ,но она ничего не придумала, как съесть его.)

-Можно сказать, что роза и  жаба противостоят друг другу. (Да.)

-Как вы думаете, что олицетворяет роза? (Свет, доброту, красоту.)

-Что  представляет собой жаба? (Зло, уродство.)

-Как вы думаете, с каким чувством автор рассказывает о мальчике? (С любовью, нежностью, состраданием.)

-Почему Гаршин  упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика с прекрасным   цветком? (Он  как и роза умирает.)

-От чего умирает цветок? Получилось  ли у жабы  полакомиться свежим бутоном? (Нет. Цветок  срезает сестра  мальчика и приносит  к постели умирающего мальчика.)

-Какие чувства испытала роза, попав к мальчику? Найдите  в тексте. (Дети читают соответствующий абзац.)

-Подумайте, почему роза не расстроилась из-за того, что ее срезали?(Она чувствовала, что ее смерть не была напрасной, она принесла радость умирающему мальчику, засушенная роза стала напоминанием сестре о ее умершем братике.

-А что  произошло с жабой? (она отброшенная носком башмака девушки, осталась ни с чем.)

-Дети , а как вы думаете, добро или зло победило в этой сказке?(Несмотря на то, что мальчик все-таки умер, победило добро.)

-Как вы думаете,  каким настроением проникнута сказка? (Печалью, светлой грустью.)

VI. Рефлексия.

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

Что на уроке было для вас трудным?

VII. Итог урока.

Что позволило В.М .Гаршину назвать свою историю сказкой?

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Урок по произведению В. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Работа содержит конспект урока, презентацию, карточки для индивидуальной работы.....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Презентация к уроку-исследованию "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Урок 1

Презентация знакомит детей с некоторыми страницами биографии писателя В.М. Гаршина....

Презентация к уроку-исследованию "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Урок 2

Презентация сопровождает конспект урока по произведению В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе" и помогает ученикам в групповой исследовательской деятельности на уроке....

Проверочная работа по литературному чтению по теме "Сказка о жабе и розе"

Проверочная работа по литературному чтению  по теме "Сказка о жабе и розе"...

Урок литературного чтения по теме "Сказка о жабе и розе" В. М. Гаршин

Знакомство с литературным жанром- сказка. Формирование образного мышления....