Урок обучения грамоте. Гласный звук [э], буквы Э, э.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок    ориентирован  на стандарты нового поколения. Содержание урока соответствует требованиям образовательной программы. Наблюдается связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. Используются различные формы и методы получения новых знаний. На уроке ведётся работа по формированию УУД. Логические универсальные действия (даются задания на анализ, сравнение, классификацию). Знаково-символические универсальные действия (построение слого-звуковых схем и их анализ ). Формируется читательская грамотность. Самооценка своей деятельности, сотрудничество в парах, группах. Для достижения качества образовательных результатов используются  мультимедийные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx50.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Тема: Гласный звук [э], буква Э, э.

Цель урока:  познакомить обучающихся с гласной буквой Э, э и   звуком [э].

Планируемые результаты:

Предметные:

  • различать на слух звук [э], показатель твёрдости предыдущего согласного звука;
  • правильно читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой э;
  • классифицировать слова в соответствии с их значениями;
  • составлять ответ на вопрос.

Метапредметные:

  • обучающийся контролирует выполнение задачи урока;
  • осваивает базовые предметные понятия (о непарных по твёрдости/мягкости звуках);
  • работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами), анализирует;
  • подводит предметы под понятие (при их классификации);
  • подбирает аргументы в ходе дискуссии;
  • планирует и составляет рассказы;
  • оценивает свою работу.

Личностные:

  •  приводить примеры терпеливого и уважительного отношения к друзьям;
  • объяснять необходимость старательно учиться.

Оборудование: компьютерная презентация, электронный ресурс к учебнику, учебник «Азбука» 1 часть В.Г.Горецкого, видеофильм «Уроки тётушки Совы», модели звуковых схем, электронная зарядка для глаз.

                                                                   Ход урока

№ п/п

Этапы урока

   Деятельность учителя

   Деятельность    обучающихся

I.

Мотивационный этап.

Квик-настройка.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Урок чтения у нас! (Слайд 1.)

Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

Улыбаются друг другу, желают хорошего настроения на весь день.

II.

Актуализация знаний.

Работа с лентой букв.

Отгадайте загадку:

Тридцать три сестрички 

Ростом невелички. 
Если знаешь их секрет, 
То на всё найдёшь ответ.

На какие группы можно разбить данные буквы?

Буквы

(Набор изученных букв на доске:

(А О У Ы Я Ё Ю И Е Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З П К Т Ш С Х Ц Ч ).

Делят на 4 группы:

гласные и согласные; согласные: звонкие и глухие; гласные: обознач. твёрдость и мягкость пред. согласного звука.  

III.

Открытие нового знания (изучение нового учебного материала).

Что это? Отгадайте. (Слайд 2.)

Живёт без тела

Говорит без языка

Никто его не видит                  

А всякий слышит. 

Доскажи словечко

Строят дом, и он сейчас,
Выше дома, чем у нас…
А мы и так живём уже,
На девятом….
  

Эхо

Эхо - волна акустическая (электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем.

Этаж

1.Определение темы урока.

Какой одинаковый звук  присутствует в этих словах?

Э

Формулируют тему урока.

2.Целеполагание.

Составим совместный план урока.

Сегодня на уроке мы:

познакомимся…..

узнаем……

научимся……..

3.Знакомство со звуком [э] и буквой Э, э.

Проанализируем звуковые схемы слов эхо, этаж.

Сколько слогов в каждом слове? На какой звук падает ударение?

Значит, какой вывод можно сделать?

Что обозначает звук э по отношению к предшествующему согласному звуку?

Чтение слоговой таблицы (Слайд 3.)

В какой домик поселилась букваэ?

Звук [э] обозначает буква Э.

Какая ещё буква обозначает звук [э]?

Где можно услышать эхо?

Могут ли существовать слова с одной буквой Э?

Буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 году. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без неё можно обойтись. Русских слов с буквой э не так уж и много: ах, ох, эта, эти,…Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква Э (Слайд 5.)

Что это за иностранные слова?

Анализируют слого-звуковые схемы слов.

Характеристика звука (э – гласный звук, может быть ударным и безударным)

Буква Э обозначает твердость предшествующего согласного звука.

В лесах, горах,….

Анализируют слого-звуковую схему слова лес.

Вывод: буква Е обозначает звук [э]?

В Нормандии, на севере Франции есть город Э  (слайд 4), а ещё Э обозначает китайскую фамилию.

Iv.

 Операционно-деятельностный этап. Закрепление учебного материала.

1.Выделяем звук[э] в словах.

Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в  страну Слов. А на каком транспорте мы с вами отправимся в путь, вы узнаете, отгадав слово.

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая?   

Предлагаю взять с собой друзей!

С нами в путешествие отправится тот, в названии которого есть   звук [э]. (Слайд 6.)  Экскурсоводом будет буква Э.  

   На экскурсии нужно быть внимательным. Постарайтесь запомнить как можно больше слов.      

Э - е  -  -  -  и  -  -  а)

Медведь, лев, олень, шимпанзе

                  Физминутка. Дети имитируют движение электрички под музыку «Голубой вагон бежит качается».

2.Составляем рассказы и читаем слова с буквой э.

Что интересного увидели на экскурсии?

(Слайд 7.)

Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Экскурсию продолжит тётушка Сова  (просмотр  видеофильма).

«Кто больше слов запомнил?»

Рассказы детей про

Эйфелеву башню, эвкалипт, Эверест, каноэ.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Чтение слов с буквой э.

(Слайд 8.)

3.Анализируем слого-звуковую схему.

Составьте схему слова эскимо. Работа в паре.

Самопроверка. (Слайд 9.)

4.Развиваем артикуляционный аппарат.

Эскимо  и два  эклера-      

Съели Павлик и Валера

Произносят

шёпотом и медленно,

умеренно и тихо, громко и уверенно.

                                                            Физминутка для глаз

5.Обобщение, систематизация и применение.

Прочитаем текст «Поиграем в эхо», с.59 учебника

Кто расскажет правила игры? Найдите ответ в тексте.

Жужжащее чтение.

Чтение по цепочке.

Вы кричали, а эхо вам отвечало, но лишь конец слова.

Поиграем в эхо.

Мальчики читают слова 1 столбика, девочки выполняют роль эха, читают слова 2 столбика.

(машина-шина и т.д.)

v.

 Рефлексивно-оценочный этап  (анализ достигнутых результатов).

Что нового мы узнали на уроке?

Охарактеризуйте звук [э].

Анализ листа самооценки.

vI.

Задание на дом.

Ответить на вопрос: Можно ли услышать эхо в зимнюю пору? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

Урок обучения грамоте. Гласный звук у. Буквы у,У. Презентация.

Презентация к уроку обучения грамоте содержит слайды, раскрывающие суть нового материала. В игровой форме вводится новый звук и буква. Ставится проблема, пути её решенияотрены две . В ходе урока преду...

Урок обучения грамоте "Гласный звук [э], буквы Э, э"

Урок обучения грамоте разработан по УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте "Гласные звуки и буквы"

Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.Познакомить детей с новым словом «артикуляция».Продолжать учить определять колич...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."...

Урок обучения грамоте «Гласный звук [у], буквы У, у»

Конспект урока обучения грамоте по программе "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Гласный звук [у]. Буква У, у» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о гласном звуке [У] и навыка письма буквы У, у; совершенствование умения читать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактические: 1.Формировать умение выде...