Обучение грамоте.Знакомство с буквой Фф.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Низаметдинова Дарья Юрьевна

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний

Тема: Знакомство с буквой Ф

Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте)

Класс: 1

Учебник: Н.Г. Агаркова , Ю.А. Агарков

Цель: Создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звук [ф] и [ф'] , обозначать их буквой «эф»/Фф)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока.731.61 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний

Тема: Знакомство с буквой Ф

Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте)

Класс: 1

Учебник: Н.Г. Агаркова , Ю.А. Агарков

Цель: Создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звук [ф] и [ф'] , обозначать их буквой «эф»/Фф)

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение

- различать звуки и буквы ( буква как знак звука);

- выделять  в словах новые звуки [ф] и [ф'] и обозначать их буквой

- находить слова с заданным звуком,

- моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета,

- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Фф,

        моделировать буквы;

- читать слова, предложения;

  • Воспитательные:

- способствуем воспитанию готовности слушать и понимать речь других, совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, формированию умений работать в паре.

  • Развивающие: Развить умения

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Оборудование: схемы, учебник, верёвочки, рисунки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Ребята, послушайте стихотворение:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(С. Михалков)

- О чем говорит автор стихотворения?

-А кто согласен с тем, что «полезнее книги нет вещи на свете»?

-Что книга полезная вещь

-Чтобы дети читали книги, потому что они помогаю набираться ума

Ответы детей

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Ребята послушайте скороговорку:

•У филина Фили
Два филинёнка -
Филька и Филимонка.
Филин с филинихой в фартуке
Лелеют филинят.
Фильке с Филимонкой
Клеваться не велят.

Понравилась вам скороговорка? А вы хотели бы познакомиться с этой семейкой?

Смотрите кто к нам пожаловал!

Посмотрите, филиниха потеряла свой нарядный фартук. Мы должны помочь ей найти его.

Поможем?

Чтобы помочь филинихе, мы должны вспомнить на какие две группы делятся буквы.

А гласные буквы можно тоже разделить на группы?

Ответы детей

Да, понравилась, потому что смешная и весёлая.

Да, хотели бы познакомиться

Дети соглашаются помочь.

Вспоминают деление на гласные и согласные

Вспоминают, какие гласные буквы обозначают мягкость/ твёрдость согласных. Делят гласные буквы на группы:

  1. а, о, у, ы , э
  2. я, ё, ю, и, е

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков, общеучебные - поиск и выделение информации.

А теперь поработаем в парах: наша задача - составить звуковые схемы. Слов ФИЛИН и ФАРТУК

Договоритесь с соседом по парте, кто из вас составляет схему первого слова, а кто второго.

Выложите звуковые схемы.

-Справились?

Ребята, а теперь обозначьте первый звук в ваших словах буквой.

Договариваются.

Выкладывают схему.

- Да

Испытывают затруднение

Коммуникативные:

Умение работать в паре, договариваться, высказывать свое мнение.

Познавательные:

Умение выполнять знаково-символические действия, обобщение признаков с целью выделения объекта.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно, и того, что еще не известно.

3.Постановка учебной задачи

- Получилось справиться с заданием?

- Почему не удалось?

- Ребята, а как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

-Нет

- Мы не знаем первый звук.

-Узнаем новый звук и  букву, которой он обозначается. Будем учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Регулятивные: целеполагание-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения

1 Наблюдение над звуками в словах. Характеристика звуков.

- Что вы можете сказать о звуке Ф.

Давайте вспомним, как мы можем проверить этот звук глухой или звонкий?  Кто помнит?

-В ушках звенит, когда произносите?  

-Значит, какой это звук?  

      – Обратите внимание на схемы слов

                 

Давайте откроем учебник на Стр 70 в Азбуке читаем 2-ой и 3-ий столбик:

Фа                Фя

                     

Фо               Фе

Фы              Фю

Фу             Фи   ФЁ

- Какой можно сделать вывод?

- Давайте еще раз повторим это все вместе характеристику звука [ф]  

2 Выделение и нахождение звуков в словах.

- А теперь давайте узнаем, научились ли вы выделять новый звук в словах. Я произнесу слова, а вы похлопаете в ладоши, если в этом слове есть звуки [ф] и [ф']

( стр. 71 Азбука)

  • Форма, грим, сон, фон, ферма, Валя, вафля.

-А теперь, назовите слова, в которых есть  звук [ф]

3 Логопедическое упражнение

-Давайте потренируемся  произносить звуки [ф] и [ф']  :

4 Обозначение звука буквой.

-Обратите внимание на доску. Схемы каких слов мы составляли сегодня?

-Кто сможет найти в алфавите букву, с которой начинается слово филин?

-А с какой буквы начинается слово фартук?

-Откройте ваши учебники  на последней страничке и посмотрите, правильно ли мы выполнили задание. Постарайтесь найти  новую букву.

-Кто может сказать, как правильно называется эта буква?

5 Задание «На что похожа буква»

- На что похожа новая буква?

6 Размещение буквы на ленте букв. 

-Давайте еще раз повторим все, что мы  узнали о новых звуках.

- А теперь найдите место для новой буквы в ленте букв.

Физкультурная минутка.

Учитель проводит небольшую разминку.

7  Моделирование буквы.

-Ребята, давайте подумаем, из чего можно сделать букву?

-Возьмите верёвочки для создания буквы Ф? Каким образом вы их расположите?

Может кто-то сможет из себя сделать букву Ф?

Печатание буквы в тетрадях по образцу учителя.

Это согласный звук.

-Воздух встречает преграду – губы.

Дети отвечают, что нужно закрыть ушки и произнести звук Ф.

-Нет

-Глухой

Читающий ребенок зачитывает

Дети отвечают,  что

звук [ф]  согласный, глухой, и может быть и мягким, и твёрдым.

Повторяют все вместе

                                                                                                                                                                                         

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук[ф]  

Дети дают варианты ответов.

ФИЛИН

ФАРТУК

«ЭФ»

- Это согласный звук глухой, поэтому в ленте он стоит в нижнем ряду. Этот звук бывает мягким и твёрдым, значит   он и в синем  и в зелёном цвете.

Дети выполняют упражнение за учителем.

Высказывают мнения.

Пробуют

Предлагают варианты

Отвечают на вопрос, моделируют букву.

Дети печатают букву.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

8 Чтение слогов и слов.

Работа по подгруппам:

1. Читающие дети читают текст в учебнике. Найдите слова с буквой «эф».  

2. Остальные дети работают под руководством учителя.

-Прочитайте слоги в учебнике.

Весь класс работают со стихотворением из учебника.

Читают стихотворение.

Читают по слогам слоги фа, аф, уф, ыф и т.д

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы.

5.Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

-А теперь расскажите своему соседу по парте все, что вы сегодня узнали о звуках [ф]  и [ф'] и  букве, которой они обозначаеются.

Работают в парах.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Детям раздаются карточки, где написаны слова и нарисованы схемы. Нужно соединить слова со схемой, которая подходит к этому слову. (фокус, фикус, фартук, флаг).

-Получилось? Проверьте себя.

-Составьте звуковую модель слова «кафтан». Где в этом слове находится буква, о которой мы сегодня говорим?

Проверьте себя. У кого получилось правильно берут еще одну звездочку.

-У кого получилось собрать 2 звездочки? У кого 1 звездочка?

Выполняют.

Проверяют по эталону в учебнике.

Ученики, безошибочно выполнившие задание, кладут себе звездочку.

Проверяют по эталону на доске.

Обсуждают.

Регулятивные:

Умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

7.Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок.

Давайте вместе подведем ему итог!

- Ребята, расскажите, что же нового сегодня вы узнали?

- Какую именно букву мы изучии? Так для чего же нам необходимо знать буквы?

- Что вам  запомнилось больше всего на нашем сегодняшнем уроке? Что было самым сложным? А что же самым легким?А  смогли мы сегодня помочь Филинихе? Конечно! Мы нашли пропавший фартук!

Вот какой красивый!

- На доске Филиниха написала слово «Спасибо!»

Кому мы можем сказать это слово? Почему?

-Мы узнали о новом звуке ц и  букве, которой он обозначается.

-Букву «ф». Для того, чтобы читать слоги и слова.

Дети отвечают на вопросы

Дааа

-

Дети обсуждают. Благодарят друг друга и учителя.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: 

рефлексия.

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте .: «Знакомство с новым блоком букв. Парные глухие К,П,С,Т,Ф,Ш».

На уроке происходит знакомство с новыми буквами, обозначающими согласные,глухие,парные  звуки [к] [п.] [с] [т] [ф] [ш]....

Презентация к уроку Обучение грамоте "Знакомство с буквой "Ч,ч"

Данная презентация может быть использована на уроках обучения грамоте по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Сс"

Здесь размещены материал  урок русского языка в 1 классе...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х".

Предлагаю разработку урока обучения грамоте в 1-м классе, на котором учащиеся знакомятся с буквой "Х". Урок построен с использованием методики природосообразного развития....

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...