Конспект урока "Бабушкины сказки - Есенин"
план-конспект урока по чтению

Беляева Виктория Андреевна

Конспект урока чтения стихотворения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока выразительного чтения по стихотворению С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

«Бабушкины сказки»

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все. Пора в постели…

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари?"

Ну, а нам какое дело, –

Говори да говори.

С.А.Есенин

I. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?

Дети: Валерия Яковлевича Брюсова

Учитель: Домой вам было задано их выразительно читать. Какие правила вы помнили при чтении стихов?

Дети:

  • Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
  • Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни
  • Соблюдать знаки препинания
  • При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Проверка д/з: Слушание нескольких учеников

II. Подготовка к восприятию произведения.

Учитель. Сегодня мы поговорим о уже знакомом нам поэте, Сергее Александровиче Есенине. Посмотрите на портрет Сергея Александровича (показывается портрет поэта, на слайде). Что вы можете о нем сказать?

Дети. Молодой, красивый, умный, добрый, задумчивый…

Учитель. Наверное, нет в нашем классе ни одного ребенка, который не любил бы сказки. Сергей Александрович тоже их любил. В долгие, холодные зимние вечера бабушка поэта, Наталья Евтихиевна, рассказывала ему сказки, пела песни, унося маленького Сергея в сказочные миры. Можно сказать, поэт вырос на руках бабушки, на её сказках. Наталья Евтихиевна знала много народных сказок, в её доме всегда было весело и шумно. Дети, наигравшись за день, спешили домой, к бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку, и каждый, включая Есенина, ощущал себя маленьким героем рассказанной волшебной истории. Став взрослым, поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.

Учитель. Как вы думаете, в 1915 году кому посвятил своё стихотворение Сергей Александрович Есенин?

Дети. Бабушке, которая рассказывала ему и другим детям сказки.

III. Первичное восприятие.

Учитель. Стихи Есенина настолько красивые и мелодичные, что на них легко ложится музыка. Сейчас я предлагаю вам послушать аудиозапись в исполнении Сергея Безрукого на стихи Сергея Есенина «Бабушкины сказки». (Или учитель читает сам) Во время прослушивания, вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении. (В случае прослушивания аудиозаписи – https://www.youtube.com/watch?v=qBNBVe6i8V4 )

Дети. (слушают аудиозапись\выразительное чтение учителя)

Учитель. Понравилось ли вам это стихотворение?

Дети. (отвечают на вопрос учителя)

Учитель. Какие картины вы представили?

Дети. (отвечают на вопрос учителя)

IV. Выявление особенностей восприятия.

Учитель. Какие чувства пробудило у вас данное произведение?

Дети. (отвечают на вопрос учителя)

Учитель. Попробуйте изобразить свое настроение в цвете.

Дети. (дети рисуют пару минут; после того, как класс изобразил свое восприятие в цвете, обсуждение продолжается)

V. Постановка учебной задачи.

Учитель. Нам с вами было приятно представить образ бабушки и вечерние посиделки за прослушиванием сказок. Давайте проследим, на что шли ребята, чтобы слушать бабушкины сказки? Давайте представим себя в роли иллюстраторов и подберем рисунки к стихотворению.

VI. Перечитывание и анализ текста.

Ребята перечитывают стихотворение самостоятельно, отмечая в тексте непонятные слова. Потом проводится проверка.

Учитель. Как вы думаете, кому С.А. Есенин посвятил это стихотворение?

Дети. Своей бабушке.

Учитель. Давайте уточним значение слова, догадайтесь какого?

Дети. Опостылеют.

Учитель. Найдем его значение в словарике в конце учебника.

Дети. Опостылеть – значит, надоесть.

Учитель. Какое слово в первой строчке требует объяснения?

Дети. По задворкам, разухабистой гурьбой, бредём.

Учитель. Уточню значение некоторых слов: задворки – это часть крестьянского двора за домой, место за двором; разухабистая гурьба – это веселая, задорная группа людей или толпа; бредём – значит шагаем.

Учитель. Попробуйте заменить слово «бредём» словом «шагаем». Как лучше? Почему автор так написал – бредём домой?

Учитель. Что такое салазки?

Дети. Маленькие деревянные ручные санки.

Учитель. Что обозначает слово загалдели?

Дети. Заговорили одновременно, стали громко разговаривать.

Учитель. Попробуйте заменить слово «загалдели» словом «заговорили». Как лучше? Почему ребята загалдели?

Дети. Они хотели продолжения сказки.

Учитель. Дети, как вы думаете, с какой целью автор использует данную лексику?

Дети. Чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героя в стихотворении.

Учитель. Подумайте, отразилась ли жизнь поэта в содержании стихотворения?

Дети. Да, он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. И это понятно. С.А. Есенин всё свое детство провел в деревне. Поэт вырос на сказках, которые с детства ему рассказывала его бабушка.

Учитель. А теперь давайте поработаем над содержанием стихотворения:

  • Откуда возвращались дети вечером? (дети возвращаются с катаний с горки)
  • Какие они приходили домой? (веселые)
  • Что дети готовы делать до утра? (слушать бабушкины сказки)
  • В какое время дети садились слушать бабушкины сказки? (в зимний вечер)
  • Какие сказки рассказывала бабушка? (про Ивана-дурака)
  • Как дети слушали сказки? (садились в 2 рядка)
  • Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовет спать? (сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жалко уходить, не узнав, чем закончилась сказка)
  • Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам? (она их любила)
  • О чём же хотел рассказать автор в стихотворении? (о добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком-бабушкой)

VII. Обобщение.

Учитель. Есть ли у вас бабушки и рассказывают ли они вам сказки?

Дети. (делятся своими историями)

Учитель. С каким настроением нужно читать данное произведение?

Дети. (2-3 человека выразительно читают стихотворение вслух, обсуждение чтения в классе)

Учитель. Как вы считаете, зачем люди пишут о своих воспоминаниях? Интересно ли их читать другим? Почему?

Дети. (интересно, потому что чтение произведения будет навевать воспоминания на читателя)

Учитель. На основе этого, как вы думаете, какую проблему поднимает автор в своем произведении?

Дети. (проблему памяти, ведь в наших сердцах продолжают жить самые теплые воспоминания)

VII. Объяснение домашнего задания.

Учитель. Подготовьтесь выразительно читать это стихотворение. По желанию можно выучить его наизусть.

Учитель. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения. Есенин. Береза.

Береза. С. Есенин. На тот момент отсутствовала мультимедийная техника, потому иллюстрации в картинках. Можно составить презентацию....

Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Данный урок "Сказка о мёртвой царевне"  направлен - Продолжить работу над произведением ; - Отрабатывать навыки беглого , выразительного , осознанного чтения ; - Учить анализировать поступки г...

Конспект урока-сказки на тему "Решение задач"

Урок по математике в 3 классе на закрепление умения анализировать и решать задачи, формирование вычислительных навыков, закрепление знания таблицы умножения....

План-конспект урока С.Есенин "Черёмуха"

Конспект урока с использование ЭОР....

Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане... ) (проблемный метод)

Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России"...

Конспект урока С. Есенин «Черемуха» 4 класс

Предмет:  литературное чтениеКласс: 4Тема урока: С. Есенин «Черемуха»Цели урока: познакомить со стихотворением С. Есенина « Черемуха»Планируемые результаты:·...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...