Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Сверчкова Наталья Михайловна

Рабочая пронамма по литературному чтению 2 класс (авт. учебника Свиридова В.Ю.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_2_kl_1.docx252.53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2021-2022 учебный год разработана на основе:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
  • Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
  • ООП МАОУ лицей № 27 г. Улан-Удэ;
  • Программы по литературному чтению авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной;
  • Учебного плана МАОУ лицей № 27 г. Улан-Удэ.

Изучение данного курса направлено на достижение следующей цели: формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи обучения литературному чтению:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Общие принципы современного литературного образования и развития, реализующие основные задачи курса:

  • художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно- мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический;
  • взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Особенности данного курса:

  • формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чтению формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чтению. Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту и интересно им. Ребёнок имеет возможность расширять и углублять свои представления о социально- нравственных значимых ценностях от класса к классу. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние методика работы с литературным произведением. При работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала известный методист М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришёл к своим выводам. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, делает сердце отзывчивым и позволяет глубоко вникнуть в смысл прочитанного;
  • формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения). Дети включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических задач. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;
  • формирование информационной культуры младших школьников, в том числе библиографической культуры, для чегов содержании учебника представлен материал, позволяющий вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию. Ученик работает не только с художественными, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. Особое внимание в учебнике уделяется работе в библиотечном пространстве: с тематической выставкой, тематическим и авторским каталогами;
  • формирование литературного творчества, в том числе, развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета«Литературное чтение». Любое творчество предполагает самостоятельное создание творческого продукта на основе прочитанного или прослушанного текста. Ученики на уроке узнают художественные особенности произведения, определяют отдельные структурные элементы текста.

Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи,  это рубрики «Наш театр», «Мастерская писателя» и т. д.

Во 2 классе в основном обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, умения воспринимать полноценно литературное произведение, формирование творческих способностей.

Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально- образной форме.

Специфика курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.

Маленький        читатель        воспринимает        изобразительно-выразительные        средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостновоспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря        чтению        и        осмыслению        художественных        классических        произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно – популярными произведениями, имеющими с ним общую тему, но разные способы осмысления                мира        (логические        понятия                и        художественный        образ).        Сравнение произведений разного вида (художественных и научно – познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса 2 класса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Место курса в учебном плане

Во 2 классе курс «Литературное чтение» рассчитан на 34 учебные недели. 2 часа в неделю, 68 часов за год.

Осуществляются межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык,, музыка, окружающий мир, технология.

  1.         Планируемые результаты Личностные результаты:

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («добро»,

«доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ»,

«приятель»), отраженных в литературных произведениях;

  • умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы

«Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;

  • умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
  • умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
  • умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
  • умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты:

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
  • предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
  • умения работать в соответствии с заявленным планом;
  • умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно        составлять        план        к        прочитанному        или        прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать        героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;        определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • Сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью красок  автор передает свои чувства  и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • читать текст про себя и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать        самостоятельно        вопросы        по        прочитанному        или        прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования        предметных умений        (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

  • Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • Характеризовать героя произведения;
  • Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • Отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • Отличать прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  • Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
  • Находить        в        тексте        лирического        стихотворения        средства        художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Сравнивать        научно-познавательный        и        художественный        текст;        определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом        формирования        предметных        умений        (раздел        «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

  • Придумывать        рассказ        по        аналогии        с        прочитанными        или        прослушанными произведениями;
  • Читать        стихотворение,        передавая        настроение        с        помощью        различных выразительных средств;
  • Инсценировать   произведения   самостоятельно,   используя        различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения писать отзыв на книгу.

Организация текущего и промежуточного контроля.

Раздел

Тема урока

Вид работы

Сроки

проведения

1.

Любите книгу.

1. По следам семейного чтения

Контрольный срез - Техника чтения        (Входное

тестирование)

Сентябрь 2-я неделя.

2. Краски осени.

  1. Осень наступила.
  2. Обобщение по разделу «Краски осени»
  • Подбор слов – ассоциации к слову ОСЕНЬ
  • Тест №1.(УУД) пособие: С.Г.Батырева        «Типовые задачи по формированию универсальных учебных

действий», стр.3-6

По рабочему плану

По плану

3.Мир народной сказки.

  1. Работа со сказками.
  2. Лиса – сказочный герой и животное.
  • Создание своей сказки. (РТ) Р/речи
  • Проверочная        работа-        Тест

№2(УУД)-пособие стр.15-16

4.Весёлы

й хоровод.

  1. Весёлый хоровод.
  2. Народные заклички, потешки, весёлые

Контрольный        срез        -        Техника чтения.

Сочинение        потешек,        приговорок.

декабрь

стихи.

Р/речи

5.

Здравств уй, матушка

Зима!

  1. Загадки Зимы.
  2. Обобщение по разделу.
  • Сочинение своих загадок о зиме. Р/речи
  • Техника чтения

6.Чудеса случаютс я.

  1. Герои литературных сказок.
  2. Обобщение по разделу «Чудеса случаются».
  • Описание        сказительницы (РТ)                Р/речи

  • Тест №3 (УУД) С.Г.Батырева

«Типовые        задачи        по формированию универсальных        учебных

действий» стр.20-21,22.

7. Весна, весна! И всё ей

радо!»

Обобщение по разделу.

Тест № 4) С.Г.Батырева «Типовые задачи по формированию универсальных        учебных

действий»стр.26-28

8.Самые близкие и

дорогие.

Лад и согласие – первое счастье.

Составление        каталога        на        тему

«Книги о маме»

9.Люблю всё живое.

1.Любимые писатели. 2.А.Барто «Думают ли звери»

3. Самостоятельное чтение. Н. Сладков

«Маленькие рассказы»

  • Техника чтения.
  • Тест №5
  • Составление        рассказа        по рисункам (РТ)

10.

Жизнь дана на добрые дела.

  1. Семейное чтение.
  2. Что значит поступать по совести?
  • Техника чтения (к/срез)
  • Итоговая        комплексная работа по литературе за 2 класс.

Итого:

1 четверть

к/ работ:

техника чтения -1

проверочных работ /Тест

2 четверть

к/работ:

техника чтения – 1

поверочных работ /Тест/1

3 четверть

к/работ:

техника чтения – 1

проверочных работ /Тест/ - 2

4 четверть

к/работ:

техника чтения – 1

проверочных работ /Тест/ -1 итоговая комплексная работа за 2 класс – 1

Всего:

За год:

к/работ:

техника чтения – 4

проверочных работ /Тест/ - 5

итоговая комплексная работа за 2 класс – 1

  1. Содержание программы

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно- популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  1. Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

  2. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  3. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно- нравственная деятельность.

  4. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко- речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе

прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно- познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно- нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут

учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно- понятийного        и        художественно-образного        мышления,        осмысливать        особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений,        стремится        приобщить                читателя        к        своим                духовно-нравственным        и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии. В        содержание                литературного                чтения        включён        элементарный        анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ— синтез»:        учащиеся                сначала        воспринимают        текст                целиком,        потом        его                читают        и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную        мысль        с                заглавием        и        содержанием                текста,                давая        ему        художественно-

эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно- эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно- мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Раздел        №1«Любите        книгу»        -        (3        ч)        включает        диалоги, стихотворения, научно- познавательные статьи.

Основные понятия раздела: иллюстрация, художник – иллюстратор.

Основной методической задачей этого раздела является: развитие у детей интереса к книге как мудрому наставнику и другу. Учащиеся знакомятся с художниками – иллюстраторами книг, учатся соотносить иллюстрацию с текстом, на основе иллюстрации учатся извлекать необходимую информацию для создания собственного текста.

Раздел №2 «Краски осени» - (4 ч) включает диалоги, стихотворения, загадки, народные приметы и пословицы, лирические зарисовки об осени, репродукции картин известных

русских художников В. Поленова, А. Куинджи, Ф. Васильева, фотографии осенних пейзажей, произведения русских поэтов, писателей.

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности (эпитет, сравнение). Жанр (лирическое стихотворение), особенность жанра (рифма).

Основной методической задачей этого раздела является:развитие умения учащихся видеть, как с помощью художественных средств автор создаёт удивительные зарисовки осенней природы; как с помощью слова раскрывает свои чувства, делится настроением. Учащиеся узнают, как художник с помощью цвета, тона, силы мазка создаёт свои пейзажные зарисовки.

Раздел №3 «Мир народной сказки» - (5 ч) включает сказки русского, корякского, нанайского народов. Знакомятся с первыми собирателями русских народных сказок: Александром Николаевичем Афанасьевым и Владимиром Ивановичем Далем. Продолжается знакомство со сказкам.

Основные понятия раздела: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). Структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских сказок.

Основной методической задачей этого раздела является:знакомство учащихся с бытом, традициями, культурой разных народов. Кроме этого учащиеся выявляют основные специфические особенности жанра сказки (как построена сказка). Определяют качества характера героев сказок разных народов.

Раздел №4 «Весёлый хоровод» - (3 ч) включает произведения малых фольклорных жанров . Знакомятся с авторскими произведениями, созданными на основе фольклора.

Основные понятия раздела. Заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевёртыши. Прикладное искусство, музей народного творчества; традиции русского народа (праздники, игры, гулянья).

Основной методической задачей этого раздела является: формирование интереса у учащихся к истории, предметам старины. Знакомятся с произведениями малых фольклорных жанров, сравнивают их с авторскими произведениями, учатся по аналогии сочинять собственные произведения малых фольклорных жанров.

Раздел №5 «Мы – друзья» - (8 ч) включает произведения русских писателей о дружбе, взаимоотношениях взрослых и детей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности: доброжелательность, терпение, уважение, дружба. Жанр: рассказ , басня; герой рассказа, басни.

Основная методическая задача раздела:формирование представлений о таких нравственных ценностях, как терпение, доброжелательность, дружба. Учащиеся, читая произведения этого раздела, будут размышлять о том, кого можно назвать другом, приятелем. Дети будут знакомиться с особенностями таких жанров, как рассказ, басня; научатся давать характеристику герою рассказа и басни.

Раздел №6 «Здравствуй, матушка Зима!» - (9 ч) включает произведения русских поэтов и писателей о зимней природе. О праздниках Нового года, Рождества.

Кроме того, дети читают и отгадывают загадки о зиме.

Основные понятия раздела: выразительное чтение лирических стихотворений (ритм, интонация, темп, настроение, логические паузы, знаки препинания).

Основная методическая задача раздела: научить детей читать лирические произведения, отражая настроение автора и выражая свои собственные чувства на

основе прочитанного. Задача учителя - показать, как с помощью слова автор рисует удивительные картины зимней природы.

Раздел №7 «Чудеса случаются» - (5 ч) включает рубрику «Мои любимые писатели», в которой представлены произведения русских и зарубежных писателей : А. С.Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Дж. Харриса, Э. Распе.

Основные понятия раздела: литературная (авторская) сказка. Герой литературной сказки.

Основная методическая задача раздела: знакомство учащихся с особенностями литературной сказки, сравнение литературной сказки с народной (находить общие мотивы, сходные сюжеты, похожих героев). Кроме того, при изучении этого раздела дети учатся по - разному интерпретировать сказки, дополняя содержание.

Раздел №7 «Весна, весна! И всё ей радо!» - (8 ч) включает диалоги, стихотворения, лирические зарисовки о весне, репродукции картин известных русских художников А. Куинджи «Ранняя весна», И. Левитана «Ранняя весна». В этом разделе учащиеся впервые будут читать пьесу-сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (общение, сочувствие, сопереживание, сострадание). Жанр (стихотворение, рассказ), практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ (опорные слова, микротема, заголовок).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей (сочувствие, сопереживание, сострадание) учащихся. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, дети выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать прозаический и стихотворный текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Главная задача – умение определять главную мысль, делить текст на на части, определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно-познавательными текстами о животных. Сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

Раздел №8 «Мои самые близкие и дорогие» - (7 ч) Включает произведения русских писателей о близких и родных людях. На основе этих произведений формируется система нравственно – этических ценностей.

Основные понятия раздела: нравственные ценности. Родина, народ, семья, родители, ответственность перед семьёй, перед страной.

Основная методическая задача раздела: формирование представлений о таких нравственных ценностях, как   любовь к своей семье, своей стране; уважение к своей семье, к своей стране; гордость за свою семью, за свою страну.

Раздел №9 «Люблю всё живое» - (6 ч) Включает произведения отечественных писателей, составляющий золотой фонд детской литературы. Малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия. Общение, сочувствие, сопереживание, сострадание. Жанр – стихотворение, рассказ. Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов, рассказ – опорные слова, микротема, заголовок.

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей: сочувствие, сопереживание, сострадание. Расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, выявляют специфические особенности рассказа, стихотворения. Учатся сравнивать стихотворный и прозаический текст. Готовят прозаический текст к пересказу. Учатся определять главную мысль, делить текст на части определять микротемы, составлять план, пересказывать произведение. В этом разделе дети знакомятся с художественными и научно – познавательными текстами о животных , сравнивают их, учатся определять их специфические особенности.

Раздел №10 «Жизнь дана на добрые дела» - (6 ч) включает произведения писателей и поэтов, в которых рассказывается о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, со взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять, что такое четность, трудолюбие, взаимопомощь.

Основные понятия раздела: нравственные ценности и понятия (взаимопомощь, трудолюбие, честность, сочувствие,). Рассказ (заголовок, тема, главная мысль, микротема).

Основная методическая задача раздела: формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Кроме того, дети учатся самостоятельно определять главную мысль произведения и, используя пословицы, озаглавливать тексты, делить тексты на части, пересказывать в соответствии с планом.

Особенности работы с рубриками: общая характеристика рубрик, методические задачи.

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса включает 6 рубрик:

  • Мы идём в библиотеку (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения);
  • Самостоятельное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями в урочное или внеурочное время, обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения);
  • Семейное чтение (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями. Возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения);
  • Наш театр (произведения, предлагаемые для инсценировки и драматизации);
  • Маленькие и большие секреты страны Литературии (материал, предлагаемый для самостоятельной работы учащихся, для контроля и оценки результатов обучения, закрепление теоретических понятий);
  • Мои любимые писатели (читают произведения известных русских и зарубежных авторов)

Отработка навыков выразительного чтения проходит постепенно в соответствии со следующими этапами:

  • Чтение с выделением интонации конца предложения;
  • Определение героев авторского текста;
  • Использовании при чтении мимики, жестов;
  • Распределение ролей, отработка выразительного чтения каждой реплики;
  • Пробное инсценирование (драматизация). Рефлексия;
  • Инсценирование (драматизация).

Используемые технологии:

системно-деятельностный,        личностно-ориентированный,        педагогика сотрудничества,

гуманно – личностная технология,игровые технологии, элементы технологии развивающего      обучения,        информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения:

  • диалогические формы обучения (беседы, обсуждения);
  • проблемные ситуации, споры, дискуссии;
  • метод проектов или его элементы;
  • познавательные и дидактические игры,
  • наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
  • дифференцированный.

Реализация национально-регионального компонента

На уроках литературного чтения осуществляется за счет включения в содержание уроков произведений писателей и поэтов нашего края, сведений о жизни и быте народов Бурятии, природе нашего края, национального фольклора и др., дополняющие изучаемые темы.

Основные задачи:

-формирование у младших школьников интереса к культуре народов региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;

-усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета- произведений фольклора и детской литературы.

Введение национально-регионального компонента в программу по начальному литературному чтению предполагает тесную связь с внеклассной и внеурочной работой, с домашним (семейным) чтением. На уроках чтения возможно использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, изделий народно-прикладного искусства. Изучение произведений, введенных в национально-региональный компонент, предполагает развитие художественно-творческих способностей младшего школьника: создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Эта деятельность развивает их эстетический вкус, повышает культуру речи, формирует творческое воображение, содействует воспитания трудолюбия, самодисциплины.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение с использованием интернет-технологий является формой получения образования, наряду с очной и заочной. Международная сеть Интернет предоставляет большие возможности для учреждений образования. Распространенная, одна из наиболее дешевых, надежная, она предоставляет наиболее богатые возможности для организации дистанционного обучения. Интернет предоставляет несколько типов сервисов, на базе которых имеется возможность установки системы поддержки дистанционного обучения. В дистанционном образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Целью дистанционного обучения литературному чтению во 2 классе является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их

пребывания возможности освоения основной и дополнительной образовательной программы по русскому языку начального общего образования в общеобразовательных учреждениях .

Главная особенность дистанционного обучения – возможность

получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с учителем осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

  • создание эффективного образовательного пространства;

  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

  1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype, ZOOM.

  1. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

  1. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
  2. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет.

Дистанционное обучение (ДО) -- взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Можно с уверенностью сказать, что дистанционные методы обучения относятся к группе интерактивных, и не лишены всех, присущих учебному процессу, компонентов.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, этот метод ориентирован на более широкое взаимодействие обучаемого не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока (интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Из этого следует, что основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Очень важное отличие этих упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их обучаемый не только и не столько закрепляют уже освоенный материал, сколько изучают новый.

Для ДО по курсу литературного чтения рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: учебник литературного чтения для 2 класса в двух частях, Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной;, (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.

Содержательное наполнение дистанционной поддержки учебного курса литературного чтения во 2 классе осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.

Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным). Контроль знаний учащихся по различным темам, разделам курса литературного чтения во 2 классе осуществляется с помощью онлайн ресурсов (ИРП лицея 27, Учи.ру, Яндекс.Учебник), с помощью письменных тренировочных, самостоятельных, проверочных и контрольных работ в соответствии с учебной программой и КТП.

  1. Календарно – тематическое планирование (с 20 % внеурочной деятельности)

№ п/п

Раздел

Тема

Дата проведен

ия

Фактиче ски

1

Любите

книгу

Вводный урок. Ю.Энтин «Слово про

слово». В.Боков «Книга – учитель»,

Г.Ладонщиков « Лучший друг».

2

Мы идем в библиотеку. Мои любимые художники-иллюстраторы: А.Пахомов, Е.Чарушин.        Урок-исследование

(внеурочная деятельность)

3

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»

4

Краски осени

Краски осени. А. Пушкин «Осень», С.Аксаков        «Осень»,        А.Майков

«Осень».        Интегрированный        урок (внеурочная деятельность)

5

С.Есенин «Закружилась листва золотая», И.Токмакова «Опустел скворечник», А.Плещеев «Осень

наступила»

6

Мы идем в библиотеку. С.Образцов

«Стеклянный пруд»

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Любимые стихотворения

об        осени.        Урок-театр        (внеурочная деятельность)

8

Мир народной сказки

Мир народной сказки. Узнай сказку.

«Лисичка-сестричка и волк»

9

Народная        сказка.        «Хитрая        лиса»,

«Зимовье»

10

«У страха глаза велики», «Идэ».

НРК        Бурятская        народная        сказка

«Мудрая мышь».

11

Весёлый хоровод

Народная сказка. «Айога», «Кукушка».

12

Маленькие и большие секреты страны

Литературии.        Итоговый        тест        по разделу.

13

Авторские                перевертыши        и        веселые стихи.        Э.Успенский                «Память»,

Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

14

Д.        Хармс        «Веселый        старичок»,

«Небывальщина»,        К.Чуковский

«Путаница»

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии.        «Наши-то        портные»,

«Однажды 25 портных»

16

Мы -друзья

Мы–друзья.        М.Пляцковский

«Настоящий друг», В.Орлов «Я и мы»

НРК        С.Цырендоржиев        «Друзья» (отрывок)

17

Н.Носов «На горке»

18

Мы идем в библиотеку. Экскурсия в

библиотеку        (внеурочная деятельность)

19

С. Михалков «Как друзья познаются»

20

Э.Успенский «Крокодил Гена и его

друзья»

21

А.Гайдар «Чук и Гек»

22

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

23

Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Контрольная работа.

24

Здравствуй, матушка- зима!

Готовимся к празднику.

НРК Ц. Жимбиев «Ёхор»

25

А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

26

Ф.Тютчев «ЧародейкоюЗимою»

27

С.Есенин        «Поет        зима-        аукает», С.Есенин «Береза». Интегрированный

урок (внеурочная деятельность)

28

С.Черный «Рождественское»

К.Бальмонт        «К        зиме»,        С.Маршак

«Декабрь»

29

А.Барто        «Дело        было        в        январе»,

С.Дрожжин «Улицей гуляет»

30

Загадки зимы.

31

Итоговая контрольная работа.

32

Чудеса случаются

А.С.Пушкин        «Сказка        о        рыбаке        и

рыбке»

33

А.С.Пушкин        «Сказка        о        рыбаке        и

рыбке»

34

Д.Мамин        –        Сибиряк        «Аленушкины

сказки», «Сказка про храброго зайца»

35

Дж.        Харис        «Братец        Лис        и        братец

Кролик»

36

Э.Распе        «Чудесный        олень»,

«Оттаявшие звуки»

37

Мы идем в библиотеку.

38

К.Чуковский        «Я        начинаю        любить

Бибигона»

39

К.Чуковский «Бибигон и пчела»

40

Л.Толстой «Два брата»

41

Маленькие и большие секреты страны

Литературии. Контрольная работа.

42

Весна, весна и всё ей радо!

Ф.Тютчев «Зима недаром злится»

43

И.Никитин        «Весна»,        А.Плещеев

«Весна», Т.Белозеров «Подснежники», А.Чехов «Весной»

44

А.Фет        «Уж        верба        вся        пушистая»,

А.Барто «Апрель».

45

Мы идем в библиотеку.

46

Русские писатели и поэты – о весне

47

И.Соколов-Микитов «Весна»

48

Наш театр. С.Маршак «12 месяцев».

Урок-театр        (внеурочная деятельность)

49

Маленькие и большие секреты страны

Литературии.        Урок-путешествие (внеурочная деятельность)

50

Мои самые

Поэты        и        писатели        о        семье.

близкие и дорогие

Р.Рождественский, Ю.Энтин

НРК Н.Дамдинов «Родословная»

51

Поэты и писатели о семье. Б.Заходер,

А.Барто.

52

Поэты и писатели о семье. Р.Сеф «Если

ты ужасно гордый». Урок-презентация (внеурочная деятельность)

53

Поэты и писатели о семье. Дж.Родари

«Кто командует?»

54

Э.Успенский        «Если        был        бы        я девчонкой»,                «Разгром»,Б.Заходер

«Никто»

55

Семейное чтение

НРК Ц.-Б.Бадмаев «Сережа в стране Будамшуу»

56

Маленькие и большие секреты страны

Литературии.

57

Люблю        все живое

Люблю все живое.

НРК Бурятские, эвенкийские народные сказки о животных

58

Г.Снегирев «Отважный пингвиненок»,

М.Пришвин «Ребята и утята»

59

Мы идем в библиотеку. Виртуальная

экскурсия (внеурочная деятельность)

60

Мои любимые писатели. Урок-лекция

(внеурочная деятельность)

61

Поэты        и        писатели        о        животных.

В.Сухомлинский

62

Поэты        и        писатели        о        животных.

Г.Снегирев

63

Жизнь дана на добрые дела

Жизнь дана на добрые дела. С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах», Л.Яхнин «Пятое время года»,

«Силачи»

64

Э.Шим        «Не        смей»,        А.Гайдар

«Совесть».        НРК        Благопожелания

бурятского народа, обрядовые песни семейских.

65

Мои        любимые        писатели.        Н.Носов

«Затейники», «Фантазеры»

66

Н. Носов «Фантазеры»

67

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

68

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Задание на лето. Итоговый        тест.        Урок-зачёт

(внеурочная деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...