Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н. Толстой «Акула».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Немчинова Мария Николаевна

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     

                                                                             Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л.Н. Толстой «Акула».         Школа России 3 класс.

Цель деятельности ученика: 1. Составить план рассказа. 2. Раскрыть идею (главную мысль) рассказа: когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

Предметные результаты: Умение характеризовать героев произведения, делить текст на части, составлять план, узнать новые слова, раскрыть значение новых слов, объяснять название произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, умение делить текст на логически завершенные части, подбирать заголовки к частям рассказа.

Личностные результаты: Умение оценивать поступки людей и литературных персонажей, знание и восприятие основ моральных норм в оценке характера и поступков героев произведения.

Метапредметные результаты: регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу,

Познавательные: Умение: выделять существенную информацию из художественного текста, осуществлять поиск существенной информации из рассказа, осуществлять анализ содержания текста,  оценивать поступки героев,

Коммуникативные результаты: Умение: слушать и понимать речь других,  высказывать своё отношение к поступкам героев произведения, аргументировать собственную позицию.

Оборудование:

  • Доска
  • Портрет Л.Н.Толстого
  • Картина акулы.

Этапы урока

            Деятельность учителя

                  Деятельность учащихся

Оргмомент. Актуализация знаний.

Подготовка к первичному восприятию.

Первичное восприятие.

Проверка первичного восприятия.

Анализ содержания литературного чтения.

Физкультминутка.

Продолжение работы по анализу содержания.

Работа с текстом.

Творческая работа.

Домашняя работа.

- Доброе утро,  ребята!  Я очень рада вас видеть.

Долгожданный дан звонок – начинается …….

- С каким писателем мы работали на прошлом уроке?

- Что интересного о его жизни вы запомнили?

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого «Акула». (вешает портрет писателя).

- Хотите узнать об акулах?

 Учитель вешает картину.

- Смотря на картину слушайте внимательно информацию об акулах. (вешает портрет акулы)

- Акулы - морские рыбы с хрящевым скелетом, рядом жаберных щелей по бокам головы, вооруженным множеством острых зубов ртом, вытянутым телом с неравнобоким хвостом. Существует около 370 видов акул. Акулы распространены очень широко: обитают в прибрежных и открытых водах. Большинство акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы - хищники. Питаются рыбами, иглокожими, моллюсками, червями. Иногда нападают на человека. Хотя скелет акул состоит из хрящей, у некоторых видов в хрящах откладывается так много кальция, что они становятся почти такими же жесткими, как кости. Однако настоящих костей у акул нет. Структура скелета у них такая же, как и у всех рыб. Большинство акул - день и ночь непрерывно плавают. У них нет плавательного пузыря, и если акула остановится, она пойдет ко дну. Акулы - внушающие страх хищники, обладающие изумительно острыми сенсорными системами. (вешает портрет акулы)

- Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение?

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Полотно – гладкая льняная ткань особого переплетения.

Пустыня Сахара находится в Африке.

- Ребята, я сейчас вам прочитаю  рассказ, вы внимательно его послушаете.

- Понравился ли вам рассказ? Что особенно запомнилось? А как вы думаете, почему рассказ называется «Акула»?

- Открываем учебник на стр. 152.

Разбиваем текст на 6 частей (экспозиция, зачин, развитие действия, кульминация, развязка действия, концовка).

- Давайте прочитаем первую часть.

- Где стоял корабль?

- Как Толстой описывает погоду в этот день?

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- Эта часть у нас будет экспозицией.

 

- Давайте прочитаем следующую часть.

- Где матросы устроили купальню?

- Почему они решили купаться?

- Как озаглавим вторую часть?

- Эта часть у нас будет зачином.

- Читаем третью часть.

- Кто еще был с матросами на корабле?

- Почему они решили плавать в открытом море?

- Какими пловцами были мальчики, найдите эти слова в рассказе?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его друга?

- Что означают слова «Не выдавай! Понатужься!».

- Что чувствовал артиллерист?

- Как озаглавим третью часть?

- Эта часть у нас будет развитием действия.

- По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке,

По тропинке пробежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке, мы попрыгаем как зайки.

На пенечке отдохнем, встанем и домой пойдем.

- Отдохнули, а сейчас прочитаем четвертую часть. Желающие, пожалуйста.

- С какого слова автор начинает эту часть? Почему?

- Что увидели матросы с палубы?

- Какими словами автор называет акулу?  Как вы думаете почему?

- Да, автор называет акулу так, чтобы мы смогли почувствовать страх, который испытали мальчики.

- Как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.

- А мальчики услышали его слова?

- Какие слова используются, чтобы показать как испугался артиллерист?

-Давайте найдем  глаголы, которые описывают действия матросов.

- Как озаглавим эту часть?

- Эта часть у нас будет кульминацией.

- Давайте прочитаем пятую часть.

- Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»?

- Как мы озаглавим эту часть?

-Эта часть у нас будет развязкой действия.

 

- Прочитаем шестую часть.

-Как подействовал визг мальчика на отца?

- Какое решение принимает артиллерист?

- Как ведет себя артиллерист после выстрела? Чего он боялся?

- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части,  почему?

-  Что привело старого артиллериста в чувство? Что он сделал?

- Какое он сейчас он испытывает чувство?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

- Как вы думаете, почему  свой рассказ  Л.Н.Толстой назвал «Акула»?

- Ребята, кто является главным героем рассказа?

- Что можно сказать об этом человеке, какой он?

- Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

- Ради чего написан рассказ?

- Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.

- Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого. Можно пользоваться готовым планом на стр. 156.

- Молодцы, хорошо поработали! Урок окончен.

- Урок!

- Л.Н.Толстой.

- Родился 28 августа 1828 года, родители рано умерли и его воспитывала тетка. Л.Н.Толстой организовал школу для крестьянских детей под Тулой. В детстве любил играть в игру «Муравейные братья».

- Да!

- Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

- Нам рассказ очень сильно понравился, особенно запомнился тот момент, когда акула начала плыть прямо на мальчиков и  старый артиллерист спас мальчиков.

Один учащийся читает, а остальные  внимательно слушают.

- Корабль стоял у берегов Африки.

- «День был прекрасный , с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленой печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары».

- «Корабль у берегов Африки».

Желающий читает, остальные слушают.

- В парусе матросы устроили купальню.

- Потому что была жаркая погода.

- «Купание в парусе».

Читает следующий желающий.

- Два мальчика.

- Им было тесно в парусе.

- «Оба, как ящерицы, вытягивались в воде…»

- Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

- Это означает не сдаваться, постараться победить.

- Он гордился своим сыном и чувствовал радость.

- «Плавание наперегонки в открытом море»

Учащийся читает четвертую часть.

- Со слова «Вдруг…», потому что случается что-то неожиданное.

- Они увидели акулу.

-Морское чудовище, потому что акула - хищница.

- « Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист.

- Они не слышали его, плыли дальше, кричали, веселились.

- Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

- Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

- «Появление морского чудовища».

Читает следующий учащийся.

- Один из мальчиков оглянулся и был слышен пронзительный визг. Это означает громкий- громкий крик.

- «Пронзительный визг».

- «Сорвался», «побежал».

- Артиллерист решил выстрелить.

- Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

- Изображение подходит, потому что там нарисовано как после выстрела выходит дым из пушки, мальчики плавают, акула к ним приближается.

- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

- Чувство счастья, победы.

-«Мальчики спасены».

- Потому что именно акула выявила героизм и родительскую заботу артиллериста к мальчику.

- Старый артиллерист.

- Он сильный, храбрый, решительный, мужественный.

- Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

Желающие по очереди пересказывают опираясь на план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию...

Конспект урока в 3 классе Л.Н, Толстой "Акула"

Постановка проблемного вопроса. Технология проблемного диалога. Словарная работа. Работа со словарем. Работа над содержанием. Работа в группах....

Паспорт урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула".Характеристика героев.

По новым требованиям ФГОС каждый современный учитель должен уметь конструировать ПАСПОРТ урока. Я показала образец такого паспорта, думаю многим он будет полезен в педагогической практике....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Акула"" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Акула"" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Акула"" + презентация

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула», выделение смысловых частей, составление плана произведения.Планируемые результаты:Предметные:знать свед...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)-Вот звенит для нас звонок –начинается урок, ровно встали,подтянулись и друг другу улыбнулись. II. Психологический настрой....