Разработка урока для 4 класса по литературному чтению. Тема «Паустовский. Корзина с еловыми шишкам.»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Богданова Мария Андреевна

Урок открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_4_klass.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение  

Класс 4

Технологическая карта.

Тема урока

Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Цель

Создать для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи.

-- продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя; учиться  давать характеристику героям , их поступкам, находить главную мысль произведения;
- развивать умение работать с текстом по вопросам, выборочно; способствовать формированию навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

познакомятся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;

научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Личностные результаты

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно - выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

Основные понятия

Рассказ

Межпредметные связи

Литературное чтение - русский язык - культура речи - изобразительное искусство.

Ресурсы

Основные:

Учебник «Литературное чтение, 4 класс, 2 часть», авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голоманова, В. А.. Виноградская, М. В. Бойкина.

Организация пространства

Объяснительно-иллюстративное, индивидуальное, фронтальное, беседа.

Сценарий урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация и мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут…. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Литературное чтение – прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник «Литературное чтение», дневник и пенал.

Приветствуют учителя

Слушают стихотворение.

Проверяют готовность.

 К. -  слушать и понимать речь других

Р. – принимать и сохранять учебную задачу

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

-Какой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке?

-На какие темы был посвящен раздел?

-Какие стихи вы запомнили?

Молодцы, я вижу, вы хорошо познакомились с разделом.

-Поэтическая тетрадь

-Тема природы и Родины, тема детства

-С.А Есенин «Бабушкины сказки», М.И Цветаева «Бежит тропинка с Бугорка», «Наши царства», произведения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

П. – умеют понимать заданный вопрос

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

И сегодня мы переходим к новому разделу

-Прочитайте его название

-Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?

-Откройте с.75 в учебнике

-С чем мы познакомимся?

-Чему мы научимся?

-Чему мы будем учиться?

- Посмотрите на доске портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка.

- Кто читал его рассказы?

-Посмотрите  на с.76 в учебнике.

-Прочитайте название и автора рассказа.

 -Назовите тему  нашего урока?

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного писателя, прочитаем его произведение «Приемыш» и порассуждаем над ним, будем учиться высказывать свое мнение и слушать чужое.

-«Природа и мы»

-О природе, окружающем мире

-Познакомимся с произведениями писателей-натуралистов Е.Чарушина, М. Пришвина,  А. Куприна, В.Астафьева, Д. Мамина-Сибиряка

-Научимся внимательно читать произведения, наблюдать, как авторы описывают животных, птиц, природу; определять тему, которая объединяет рассказы в разделе.

- Будем учиться познавать мир и себя благодаря чтению произведений о природе; составлять самостоятельно научно-познавательный текст

-Нет, не слышали

-Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамина-Сибиряка

К. – умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников и учителя

Построение проекта выхода из затруднения.

Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. В мальчике рано появился интерес  к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д. Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

Любовь к родному Уралу автор пронёс всю жизнь. Он писал:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

А сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Приемыш»

-Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «приемыш»?

-А попробуйте определить по названию, о чем это произведение?

-Мы прочитаем и узнаем, правильно ли вы предположили.

А теперь давайте проведем небольшую физминутку.

Слушают учителя

-Приемыш- это сирота, которого взяли на воспитание другие люди

-О сироте, одиночке, о котором заботился другой человек.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем,

И работать начинаем.

Повторяют движения.

Реализация построенного проекта

-Итак, я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте- а после я буду вас спрашивать

-Почему рассказ так называется?

Чтение рассказа по частям с анализом

Итак, вы будете по частям читать рассказ, все внимательно слушаем, я буду задавать вопросы.

Чтение 1 части:

-С чего начинается рассказ?

-Почему хозяина избушки не оказалось дома?

-Кто же был приемышем?

- Почему Тарас решил приютить птицу? Какие
слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?

-Где Тарас хотел оставить птицу на зиму?    

-Почему Тарас не подрезал Приемышу крылья?

Чтение 2 части:

-Что вы узнали о Собольке? Как он вёл себя с лебедем?

-Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

-Испытывал ли Тарас одиночество, живя в лесу? Что он говорил об этом?

-Что Тарас говорил о своей птице? Найдите в учебнике его слова, описывающие лебедя

Чтение 3 части:

-Почему птица начала тосковать?

-За что переживал Тарас, перед тем как решиться отпустить лебедя на волю?

-Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

-Как вёл себя Соболько после того, как Приемыш улетел?

Слушают рассказ

-Потому что в этом рассказе повествуется о лебеде, который был сиротой и которого приютил к себе сторож

-Рассказчик прибыл в гости к избушке, где жил сторож Тарас, но его не оказалось дома, а встретила собака Соболько

-Он уплыл на своей лодке

-Лебедь

-Охотники пристрелили всех лебедей и остался только один, Тарас решил взять его к себе

-У себя в избушке

-Тарас говорил « Как же можно увечить Божью птицу?»

-Сперва боялся, а потом привык, иногда отправляются вместе гулять

-Тарасу было 40 лет, когда-то у него была семья, дети, но все перемёрли

-Он говорил: «Я тут князь князем живу, все у меня есть..И птица всякая, и рыба, и трава..»

-« Гордая, настоящая царская птица. Свой характер тоже имеет, даром что птица..С Собольком тоже себя очень гордо держит..»

-Переживал, что птице трудно будет улететь куда-то далеко, ведь рос не на воле.

-Не легко, но Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.

-Соболько выл, жалел о утрате друга, как и Тарас.

К. – умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество

Обобщающая беседа

- Ребята, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя на волю?

-Как вы считаете, легко ли расставаться с другом?

-Вам бы хотелось, чтобы Приемыш вернулся к Тарасу?

- Какая главная мысль у этого рассказа?

-Чему он учит?

Да, он видел как лебедь постоянно стоял около двери и желал улететь на волю и тот исполнил его желание, потому что очень любил своего друга.

-Главная мысль: если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.

-Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.

К. -  умеют излагать своё мнение.

Включение в систему знаний

Работа по иллюстрации.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию

-Кто изображен на рисунке?

 - Какой эпизод рассказа на ней изображен?

-Согласны ли вы с этим высказыванием:

«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

Как вы понимаете, что доброта- это богатство, щедрость души?

-Приемыш встречает лебедей, чтобы уплыть с ними на юг

-Да, подходит.

-Согласны

-Доказали на примере дружбы Тараса и Приемыша

 П. -самостоятельно планировать  свою работу.

К -  слушать и понимать учителя.

Итог урока

-  С произведением какого писателя мы сегодня познакомились?

- Что запомнили из жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка?

-Почему у него двойная фамилия?

- Какие герои присутствовали в рассказе?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

-Д.Н. Мамин-Сибиряк.

-«Приемыш»

-Сторож Тарас, собака Соболько, лебедь

-Конечно, ведь он многому учит нас,сам рассказ вышел очень трогательным.

К. -  умеют излагать своё мнение.

Рефлексия.

На парте лежат бумажные лебеди: белые и чёрные.

Если вы считаете, что было правильнее поступить так, как это сделал Тарас, то прикрепите белого лебедя

Если считаете, что нужно было подрезать лебедю крылья и сделать его ручным, то прикрепите черного лебедя.

И наш урок хочется закончить пословицей: «Жизнь дана на добрые дела»

-Дети крепят лебедя на плакат «озеро»

Р. – оценивают свою работу выполненную на уроке

П. – оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание.

А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:

- Ребята, вы все молодцы, все хорошо работали сегодня на уроке. Мне было приятно с вами поработать. Встаньте. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

В презентации представлены материалы из биографии  К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....

презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 класс...

Презентация к уроку литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Презентация является дополнением к уроку литературного чтения в 4 классе К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"....

Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.

Урок с применением приёмов технологии критического мышления....

Проект урока по литературному чтению К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Проект урока по литературному чтению  К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и презентация к уроку...

Урок литературного чтения К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Э.Григ-великий волшебник и музыкант.

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В сценарии представлены современные образовательные технологии, формы работы....