Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Тема: "Басни Эзопа, И. А. Крылова, А. Е. Измайлова".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цель: обобщение знаний детей о творчестве Эзопа, И.А.Крылова и А.Е.Измайлова.

Задачи:

-развивать творческие способности, речь, умение анализировать,  классифицировать и обобщать, делать выводы;

- воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

- создать комфортную и доверительную атмосферу в классе;

Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прочитанного произведения; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова, А. Е. Измайлова.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_ezopa_izmaylova_i_krylova.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Басни Эзопа, И.А.Крылова и А.Е.Измайлова.

Цель: обобщение знаний детей о творчестве Эзопа, И.А.Крылова и А.Е.Измайлова.

Задачи:

-развивать творческие способности, речь, умение анализировать,  классифицировать и обобщать, делать выводы;

- воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

- создать комфортную и доверительную атмосферу в классе;

Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прочитанного произведения; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова, А. Е. Измайлова.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Оборудование:

  1. учебная хрестоматия “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
  2. модели обложек;
  3. книги с баснями для выставки;
  4. рисунки учащихся;
  5. портреты баснописцев;
  6. рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).

        

        Содержание:

I. Организационный момент: (звучит музыка)

II. Актуализация опорных знаний. 

Сообщение темы и цели урока:

- Наш урок хочу начать с высказывания Григория Горина (юмориста, писателя, телеведущего): «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками».

-Посмотрите на доску. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

-Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.

«Лисица и Виноград»

«Ворон и Лисица»

«Ворона и Лисица»

«Голубь, который хотел пить»

«Волк и Ягнёнок»

«Волк и семеро козлят»

«Бесхвостая Лисица»

«Филин и Чиж»

Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки и смеясь с ними расстаться? (басня)

-Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен).

- Каких баснописцев вы уже знаете? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Басни Эзопа, И.А.Крылова, А.Е.Измайлова)

-Вспомните, что вам уже известно по теме урока.

Знаю, что….. Умею…. Хочу узнать…. Хочу научиться….

-Как возникли басни?

   Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и подбросили ему золотой сосуд. Из-за этого Эзопа казнили.

   До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие  басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

- Что осуждают и высмеивают баснописцы?

 - Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

- Что такое ирония?

 -Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

 - В баснях используется аллегория. Что это такое?

 - Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

 - Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

 -  Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме

  - Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен  (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

 Д. Характерная черта басни - это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

 1

Героями  часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы

 

2

Большое по объему произведение

 

3

Может быть написана в прозе или стихах

 

4

В начале или в конце сформулирован вывод-мораль

 

5

Повторы

 

6

Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)

 

7

Мало описаний

 

8

Высмеиваются человеческие пороки

 

9

Много диалогов

 

10

Интересный короткий занимательный сюжет

 

- На доске ваши иллюстрации к басням. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни и её автора. Вторая группа мораль этой басни. Третья группа – чему учит данная басня.

- Ребята, наиболее известным баснописцем в России был И.А.Крылов. Он написал более 200 басен. В городе Санкт-Петербурге в Летнем саду, где любил гулять Иван Андреевич  был поставлен памятник Крылову, который создан скульптором Петром Карловичем Клодтом на частные пожертвования.

  • Как понимаете слова “на частные пожертвования”?
  • Скульптор Петр Карлович Клодт решил украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен. Отнесся он к этому делу очень серьезно. Вот как все это происходило.
  • Прочитать текст по цепочке (текст у каждого на парте).

    Пётр Карлович добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада (зоопарка) в Петербурге в те годы ещё не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.

    Осёл жил у Клодта дома. Царские охотники подарили скульптору волка. Волк спал вместе с собаками и даже не пробовал никого укусить. Гостей он встречал протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, который тоже позировал. Из Новгородской области Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму. Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Всё это разношёрстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козёл, которого приводила старушка, жившая неподалёку. У дверей мастерской козёл начинал отчаянно упираться – его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую – ей очень хотелось увидеть своего козлика на пьедестале памятника.

    Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

  • Какие моменты особенно понравились?
  • Легко ли было скульптору? Почему?
  • Почему Петр Карлович не хотел лепить зверей по памяти?
  • Герои 36 басен изображены на барельефе.

Давайте попробуем найти знакомые нам персонажи.

  • А сейчас я приглашаю вас в театр. Вы будете художниками, актерами, режиссерами, а я зрителем.
  • В нашем театре идут три пьесы по басням Эзопа “Лиса и виноград”,  Ивана Андреевича Крылова “Ворона и Лисица”, Александра Ефимовича Измайлова «Филин и Чиж».
  • Я предлагаю вам разбиться на две группы, исходя из того, какую басню вы учили, и заняться изготовлением афиши (все необходимое вы найдете на столе), подготовкой представления. Выбирайте себе реквизит, костюмы. Распределяйте роли, репетируйте. Как подготовитесь – скажете.

(Самостоятельная работа в группах – драматизация, изготовление афиши. Используйте иллюстрации, название и автора написать или на доске готовые взять)

Проверка самостоятельной работы: представление афиши, драматизация.

Мы живем в XXI веке. Но и по сей день возле памятника И. А. Крылову собираются люди, лежат цветы. Почему?

Итог: Чему учат басни людей? Басни учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Басни учат мудрости жизни. Чтение басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Читайте басни, становитесь мудрее!

Рефлексия: Закончите фразу.

- Я понял(а)…

- Я узнал(а)…

- Я научился(лась)…        

Оцените свою работу.

- Предлагаю каждому из вас выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать: Спасибо за сотрудничество. Объяснить почему.

- А я хочу сказать спасибо за сотрудничество…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: "Лес не школа, а всему учит".

Урок внеклассного чтения по теме: «Лес не школа, а всему учит» по произведениям М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова проводится в виде соревнования между командами. Учащимся предлагаются различные задания....

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...