КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения 2 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балицкая Татьяна Ивановна

Тема: О братьях наших меньших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

литературного чтения 2 класс

УМК «Школа России»


Тема: О братьях наших меньших.

Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством Николая Ивановича Сладкова, Александра Александровича Шибанова.

Задачи:

  1. Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
  2. Прививать любовь к животным и интерес к чтению.


Этапы урока

Ход урока

Организационный этап

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно,

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись. Улыбнулись.

И ко мне все повернулись!


Прежде чем приступить к интересным заданиям, давайте выполним речевую разминку

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, ы, э;

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели всю коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

А теперь посмотрите на доску. Здесь ребусы, давайте попробуем их решить. (волк,бабочка,снегирь)

-Как их можно назвать одним словом. (это животные.) Отлично, а сейчас нам с вами предстоит пройти лабиринт и когда вы его пройдете узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, а вы когда-нибудь слышали такое выражение «Братья наши меньшие»? 

-А что означает это выражение?

- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они слабее и беззащитнее нас.)

- Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

- Как вы думаете, о чём же или о ком пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы поговорим о животных.

Основной этап

2.Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»

1) Знакомство с писателем (Слайд 6)

- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова.

Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных.  Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.

2) Ребята, открываем учебники на стр. 126. Прочитайте название статьи.

(«Они и мы»)

- По названию статьи можно понять о ком или о чем пойдет речь?

-Кого имеет в виду автор, когда говорит: «они»?

(Автор имеет в виду животных.)

- Кого имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?

(Автор имеет в виду нас - людей.)

3) Словарная работа (Слайд 7,8,9)

- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

- Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)

 (околица)

-Ребята, я подготовилась заранее и нашла значение слов в словаре. Посмотрите на слайд. Но пока я готовилась все буквы рассыпались, соберите их и составьте слово в своей рабочей тетради.

Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

- Ну, а теперь когда мы с вами подготовились давайте прочитаем статью.

4) Первичное чтение текста .

Проверка первичного восприятия текста

- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).

6) Работа по содержанию текста

- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

- Что за существа в шерсти? (Это звери.)

- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

- А почему автор называет животных нашими соседями и земляками?

(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?

(«Не навреди!»)

- Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)

- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? 

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

Физкультминутка

А. А. Шибаева «Кто кем становится»

1) Знакомство с писателем 

- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи.

С одним из них мы сегодня познакомимся.

- Прочитайте название стихотворения.

(«Кто кем становится»)

- О чем говорит это название? 

Что бы вам легче было отвечать на вопросы из стихотворения мы с вами поиграем в игру с таким же названием. Задание на слайде

Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его вставляя пропущенные слова.

А. Шибаев. Кто кем становится

2) Первичное чтение стихотворения.

Проверка восприятия стихотворения

-Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое оно?

(Веселое, шуточное.)

- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?

(Учитель спрашивает каждого ученика.)

Заключительный этап

- Какой раздел мы начали изучать сегодня?

(«Братья наши меньшие»)

Чему нас учит этот раздел?

(Заботится о животных, жалеть их.)

Видео песня «Не дразните собак».

А, сейчас вы превратитесь в смайлики. Посмотрите на слайд и превратитесь в тот смайлик который подходит под ваше настроение.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Конспект по литературному чтению:"Телефон".УМК "Школа России",3 класс.

Данный конспект урока направлен на формирование представлений у детей,по теме:"Телефон"...