урок литературного чтения 3 класс А.С.Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бусарова Галина Федоровна

Материал можно использовать на уроке литературного чтения в 3 классе по теме "Стихотворение А.Пушкина "Зимнтй вечер" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pushkin.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 КЛАСС

Тема: А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Учитель начальных классов:

Бусарова Г.Ф.

Цели и задачи:

1. Развивать умения уч-ся представлять картины, нарисованные поэтом.

2. Развивать у учащихся умение понимать текст литературного произведения

3. Подготовить детей к выразительному, осознанному чтению лирического стихотворения.

4. Расширять кругозор учащихся и прививать любовь к классической музыке.

5. Воспитывать у уч-ся интерес к творчеству А.С.Пушкина, развивать чувства и эмоции детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.      СЛАЙД 1 ТЕМА УРОКА

(Звучит спокойная музыка).     

1. Психологический тренинг

- Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, повторяйте за мной.

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, буду внимателен, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.

2.  Речевая разминка.  

- Прочтите пословицы, объясните их смысл:

     

- Прочтите  ПОСЛОВИЦУ с вопросительной интонацией, затем с утвердительной.

- Прочитайте  ПОСЛОВИЦУ с весёлой интонацией, затем с грустной.

II. Опрос домашнего задания.

- Что было задано на дом?

 - Выразительно читать произведение М.Пришвина «Деревья в лесу» (2-3 человека)

 - Нарисовать рисунок и написать  рассказ о зимнем лесе

   -Ребята постарались в рисунках изобразить свою зиму. Конечно их трудно сравнить с репродукциями известных художников (картины Юона и _____________)

Писатели и поэты рисуют словами, художники- красками. А композиторы? (музыкой)

III. Актуализация ранее изученного.

1. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Январь», Вивальди «Зима»

 - Какие чувства возникли у вас при прослушивании?

- Что услышали?

- Какие картины увидели?

- К какому времени года подходит?

-Итак -  композиторы  музыкой рисуют зимние картины, а поэты словами.

- Чьи стоки я прочитаю?

2. По дорогам сказок А.С.Пушкина

У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право - песнь заводит,
Налево - сказку говорит

- Кому принадлежат эти строки?

Их написал к поэме “Руслан и Людмила” великий русский поэт А.С. Пушкин.

- Какие еще сказки Пушкина вы помните?

 

IV Изучение нового

1 . Сообщение темы урока. 

- Сегодня мы поработаем над стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер».

-  Читать литературное произведение выразительно трудно. Для этого мало знать текст наизусть. Что еще нужно знать и понять?

(Понять настроение автора, картины, которые он рисует, условия в которых писалось это произведение)

- Если это стихотворение, то, что еще необходимо почувствовать?

( Ритм, рифму)

- Понять, где сделать паузу, какие слова выделить голосом. Попробуем сегодня открыть для себя «секреты», которые помогут выразительно прочитать стихотворение «Зимний вечер»

 2. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. Биография Пушкина

– Давайте, ребята, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин… (обращение к портрету, где указаны даты жизни Пушкина) Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.

– Итак, начинаем…    

– Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда А.С. Пушкин был отправлен  царем в очередную ссылку, за свои вольнолюбивые стихи Там он оказался совсем один, оторванный от семьи и друзей, от дома, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала одиночество. В глухом селе Михайловском Пушкину пришлось прожить 2 года. Он много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.

Итак, в один из зимних вечеров…

Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.

3 . Чтение учителем стихотворения.  Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения

А) Какое явление зимней природы описывает поэт?

Б) Как вы думаете, к кому он обращается?

В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?

4. Словарная работа. На доске записаны слова и словосочетания:  

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

Буран – снежная буря, буран в степи, метель.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Вьюга – снежная буря.

- Какие слова можно назвать синонимами?

5. Чтение стихотворения учащимися.

Задание: на сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /

- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/

- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.

- Какая была погода в тот зимний вечер?

- Как описывает поэт бурю? / Как живое чувство /

- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /

- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/

6.  Работа над логическими ударениями:

- Какими словами поэт создает картину, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /

- Отметить слова: / мой друг, моя старушка, добрая подружка – читать ласково/ Паузы обозначить.

- А сейчас послушайте как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.

7 .Работа над интонацией

-  Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.

А) Выразительное чтение двух учеников;

Б) Выборочное чтение . Описание бури;

В) Выборочное чтение. Обращение к няне;

Г) Чтение последнего четверостишия.

- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.

8. Прослушивание романса на стихи А.С.Пушкина

V  . Итог урока. 

- С каким стихотворением  А.С.Пушкина мы познакомились сегодня на уроке чтения?

– Сегодня все хорошо поработали, молодцы! Я думаю что работа, проведенная на уроке, поможет вам подготовить Д/З.

- Д/З - Подготовить выразительное чтение стихотворения

VI.  Рефлексия.

Текст «СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ»

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. (Звучит спокойная тихая музыка).

Сложите ваши ладошки лодочками. Представьте, что там маленький, пушистый, тёплый комочек – лучик. От его прикосновения вам становится тепло, уютно, уверенно. Это тепло разливается по всему телу. Этот комочек растёт, становится большим. И вот вы уже не в силах его сдерживать. Направьте его на меня и вот перед нами большое, ласковое, доброе солнышко.

Нам с вами вместе уютно, тепло, уверенно.

Мы одна команда. Я желаю удачи вам!

   Перед вами лежат солнышко и снежинка.

- Подумайте. Если на уроке у тебя все получилось, все было понятно, ты узнал что-то новое для себя, тебе было спокойно и хорошо на уроке – возьми в руки СОЛНЫШКО

 - Если же на уроке у тебя что-то не получилось, или не было понятно, неинтересно – возьми в руки СНЕЖИНКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»

Класс: третий.Система: УМК «Гармония».Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения в 3 классе. А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Урок литературного чтения общеметодологической направленности включает в себя проверку домашнего задания по стихотворению Пушкина "Зимнее утро", расширение знаний по творчеству Пушкина, знакомство и в...

Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Урок литературного чтения.  Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...