Методическая разработка урока "Путешествие по Былям- небылицам"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Обобщение знаний по разделу "Были -небылицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: Путешествие по «Былям-небылицам»

Тип урока: обобщение знаний

Цель: обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»

Педагогические задачи:  способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности

при составлении рассказов, в инсценировании;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок

на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.)

Личностные:

проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Слушают в со-ответствии


.

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуйте!

Были-были-небылицы

Продолжаем изучать.

Будем четко ход событий

В наших книжках отмечать

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

У черепашьего черепашонка        У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонках        На черепашьей спинке

Черепашьи чоботы.        Из костяных пластинок

        Черепашья рубашонка.

– Прочитайте «птичьим базаром».

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с восклицательной интонацией.

– Кто быстрее произнесет скороговорку?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Пересказывают историю от лица Нади.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы».

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с….

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Осознанно


Мы узнаем…

Мы вспомним...

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении».

1. Отгадывание загадок.

2. Сочинение небылицы

– Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал).

– Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями

Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни.

Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Станция «Распутываем небылицу

про слона».

1. Работа по карточкам.

– Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях.

Слоги в словах перепутались.

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложите правильно кусочки.

Читает небылицу.

Это было в воскресенье        Раз, два, три, четыре, пять,

У слона на дне рожденья.        Помоги гостей собрать:

Гости пели, веселились,                    Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Приседали и кружились,        Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил,

Так кружились, так вертелись,        Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Что на части разлетелись.        Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

Слушают небылицу «У слона на дне рождения».

Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему


2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон»

– Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает?

мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
по результату

– Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца

Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца

VI. Станция «Словесный конструктор»

– Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал). Как вы понимаете смысл этого выражения?

– Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение?

Собирают крылатое выражение из пазлов.

– От маленькой радости смеются, а от большой плачут.

Понимают
на слух ответы обучающихся. Слушают
собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

– А вы когда бываете счастливы?

– Плакали ли вы когда-нибудь от счастья?

– Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

– Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа?

– Назовите всех героев произведения. Сколько их?

– Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик).

– Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал).

Дают характеристику героям сказки.

– Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?

– Данная сказка авторская, нет зачина, концовки

и троекратного повтора…


VII. Самостоятельная работа по карточкам

Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал).

– Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

Карточка 1.

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…».

Карточка 2.

А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец».

Карточка 3.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни»

Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова

Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату

VIII. Станция «Игра в путаницу»

Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал).

– Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного.

После расстановки карточек должно получиться:

Злой кабан точил клыки,         Портной сшил себе штаны,

Пароход давал гудки,         Еж гонялся за мышами,

Соловей сидел на ветке,         Чиж летал под облаками,

Дикобраз томился в клетке,         Рак усами шевелил,

Кошка хвостик свой ловила,         Стол накрыт к обеду был,

Маша физику учила,         Чайник булькал на костре,

Буратино съел блины,         Мальчик прыгал во дворе

Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу

Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение

IX. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60.

•  Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи


X. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу
по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было неинтересно

на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом.

Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по «Былям- небылицам»

Слайд 2

Речевая разминка Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат Пять лопат. Шёл через пруд, Зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, Пропали пять лопат.

Слайд 3

Отгадай загадки На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

Слайд 4

Отгадай загадки Хвостом виляет, Зубаста, а не лает.

Слайд 5

Отгадай загадки Не кузнец, а с клещами.

Слайд 6

Отгадай загадки Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

Слайд 7

Отгадай загадки На воде увидел ты Белые цветы. Это жители воды На ночь прячут лепестки.

Слайд 8

Сочинение историй Сочините историю о том, как вы оказались в пруду.

Слайд 9

Найди и вставь нужные слова стр. 43

Слайд 10

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги … . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - … .

Слайд 11

- От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи! Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки.

Слайд 12

Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, …, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук.

Слайд 13

Путешествие второе

Слайд 14

На Дне рождения у Слона Слоги в словах перепутались. Итак, Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов. Изучите эти строчки, Сложив правильно кусочки.

Слайд 15

У слона на дне рождения Это было в воскресенье У слона на дне рождения. Гости пели, веселились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил, Ена-мот-ге-бе-раф-ги, Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

Слайд 16

АНТИЛОПА

Слайд 17

КРОКОДИЛ

Слайд 18

ДИКОБРАЗ

Слайд 19

ШИМПАНЗЕ

Слайд 20

БЕГЕМОТ

Слайд 21

ЖИРАФ

Слайд 22

ЛЕМУР

Слайд 23

КОБРА

Слайд 24

ГИЕНА

Слайд 25

Рассказ об удивительной истории

Слайд 26

Путешествие третье

Слайд 27

Физкультминутка Звездочёт

Слайд 28

Вам пришло письмо

Слайд 29

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Слайд 33

Путешествие четвёртое

Слайд 34

Расскажи о героях

Слайд 35

"Весёлая путаница" Ребята, даётся три минуты вам, Чтоб всех расставить по местам!

Слайд 36

Ну, ребята, как делишки? Хорошо! – кричат мальчишки. Есть ли новости у вас? Есть! – и начали рассказ … Ходил я в цирк не так давно. А я на речке был. Как было весело, смешно! Разделся и поплыл. Нахохотался я до слёз. И вдруг пошёл ко дну. Там пёс кота в коляске вёз. Я закричал: «Тону!» Там клоун был без головы. А тут ребята шли. Играли в мяч морские львы. Они меня спасли. Погодите-ка, друзья, Ничего не понял я … Повторите всё до точки, Только – чур! – поодиночке …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок "Были-небылицы"

УМК "Школа России" литературное чтение, 3 класс...

Урок по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Были-небылицы".

На уроке предлагается ребятам совершить путешествие по литературной стране....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»...

Методическая разработка урока "Жили-были буквы". Технологическая карта урока.

Открытый урок по литературному чтению(1 класс) по произведению Ирины Токмаковой. Технологическа карта к уроку....