Этическая беседа с проблемными ситуациями «Что мне делать, как мне быть?»
план-конспект занятия (1 класс)

Шевцова Марина Викторовна

Данная беседа может входить в цикл бесед по экологическому воспитанию детей и являться составляющей частью программы, направленной  на развитие у детей начал экологической культуры, а также может быть использована как самостоятельный метод воспитания и развития личности ребёнка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_mne_delat_kak_mne_byt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Троицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Заочный окружной конкурс «Природа вокруг нас»,

посвящённый Году экологии в России

Номинация «Сценарий»

Этическая беседа с проблемными ситуациями

«Что мне делать, как мне быть»

Автор:  Шевцова Марина Викторовна,

                                                            учитель начальных классов

                                                              МБОУ «Троицкая СОШ №1»

с. Троицкое

2017 г.

Пояснительная записка

«Если Вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,

Если Вы думаете на несколько лет вперёд – сажайте деревья,

Если Вы думаете на сто лет вперёд – воспитывайте человека».

Кван  Цу, восточный философ

        Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы  так важны для воспитания развивающейся личности.

        Предлагаемая  беседа принципиально по – новому подходит к  решению этой сложной задачи и рассчитана на дошкольников, а также учащихся 1-2 классов, поэтому может быть использована педагогами ДОУ, учителями начальных классов на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.

        Данная беседа может входить в цикл бесед по экологическому воспитанию детей и являться составляющей частью программы, направленной  на развитие у детей начал экологической культуры, а также может быть использована как самостоятельный метод воспитания и развития личности ребёнка в целом.

        Цель: способствовать воспитанию у детей гуманного отношения к животным на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой.

        Задачи:

- обогащение детских представлений о взаимосвязях животных с окружающей средой;

- развитие умения детей решать проблемные ситуации при помощи предметно – схематических моделей.

        Оборудование: компьютер, видеопроектор для демонстрации презентации, модели для решения проблемных ситуаций.

         

Ход занятия

  1. Организационный момент

        - Ребята, сегодня по дороге в школу я встретила знакомого мальчика Петю, и он рассказал мне  очень интересную  историю, которая с ним приключилась летом. Но в ней всё так запутано, что Петя сам не может понять, почему у него так получилось. И в результате он не знает, что ему делать и как ему быть? Петя попросил, чтобы вы посоветовали, что  нужно ему делать, чтобы в следующий раз так не поступить. Что, ребята, поможем моему знакомому?

  1. Этическая беседа с проблемными ситуациями

        - Тогда слушайте, какая история с ним произошла. Под кочкой в сыром болотце заметил Петя маленького слабенького лягушонка. «Бедный, несчастный малыш! - воскликнул он. – Как тебе плохо, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно. Ну, ничего, я тебя спасу, у меня дома тебе будет хорошо и уютно! Дома Петя посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на тёплое солнышко и весело рассмеялся от радости: «Помни, лягушонок, мои заботы!»

        - Скажите, ребята, что хотел сделать мой знакомый лягушонку? (Хотел сделать добро, чтобы лягушонку было хорошо.) Чтобы мы не забыли, что Петя хотел сделать доброе дело, мы поставим модель «Улыбающееся лицо». Это значит, что мой знакомый мальчик задумал сделать что – то хорошее.

        - Получилось ли у него то, что он хотел сделать? (Нет.)

        - А почему так произошло? (Он не знал, как надо правильно ухаживать за лягушонком.)

        -  А вы знаете, когда же лягушонку будет хорошо? Что нужно о нём знать? Если не знаете, я вам расскажу. (Лягушки любят воду, влагу. Они дышат кожей, и она  должна  быть всегда влажная.)

        -  Это значит, для того, чтобы сделать кому – то хорошо, нужно о нём много знать. И то, что нужно знать, мы обозначим вот этой моделью, например, «Книги».

        - Но эта модель означает, что Петя всё знал о лягушонке. Так ли  было в его истории? (Нет, он многого не знал. Он не знал, что лягушонку будет плохо на солнышке.)

        - Чтобы не забыть, что мой знакомый не знал того, что нужно, поставим рядом модель «Вопросительный знак».

        - Что же случилось из – за того, что Петя не знал главного о лягушонке? (Поступил не так, как надо, посадил его в коробку и выставил на солнышко.)

        - То, что он сделал, мы обозначим моделью «Рука».  И что в результате получилось у Пети? Что произошло с лягушонком? (Ему стало плохо, он мог умереть.)

        - Получилось у моего знакомого то, что он задумал? (Показать на первый элемент модели). Нет!

        - Обозначим это моделью, где нарисован грустный человек. (Модель «Грустное лицо»).

        - Эта история, ребята, закончилась хорошо, потому что вовремя подоспела мама. Но Пете нужно помочь, чтобы он в следующий раз так не поступал! Помогите ему. Что у нас обозначает первая модель? (То, что он хотел сделать. Он хотел сделать добро).  Правильно, он задумал сделать доброе дело – это его цель. Что же нам нужно, чтобы сделать это?

        - Посмотрите на вторую модель. Что она обозначает? (Она обозначает, что нужно знать, что любит лягушонок, я что нет.)

        - Когда же лягушонку будет хорошо?  (Когда он будет не на солнышке, в сыром тёмном местечке). Тогда нужна ли была лягушонку помощь? Что должен был сделать Петя? (Не трогать, не пугать, пройти мимо, оставить лягушонка в болоте). (Показываю третью модель.)

        - А теперь подумайте, ребята, если бы мой знакомый мальчик всё это знал и сделал бы так, как вы сказали, что бы у него получилось? (Лягушонку было бы хорошо.) Какую модель нужно поставить? (Человека, который улыбается – это значит, что ему хорошо, и у Пети получилось то, что он задумал.)

        - Молодцы, помогли моему знакомому. А заодно и сами повторили правила поведения в природе и в жизни. Я обязательно передам Пете ваши советы.

        - А сейчас я вам расскажу ещё одну историю, которая тоже приключилась с другим моим знакомым Мишей. Он, так же как и Петя любил делать добро. Поэтому сразу поставим первую модель – какую? («Улыбающаяся рожица».) (Один ребёнок выставляет готовую модель на доске!)

        - А теперь слушайте историю. Шёл Миша по лесу, видит – птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий. Жалко ему стало птенчика, чуть не заплакал и подумал: «Наверное, он бедняга, из гнезда выпал, потерял родителей, я возьму его домой и сделаю его горькую жизнь сладкой. Для тебя, пернатый друг, мне ничего не жалко. Ешь досыта ириски, леденцы, пей какао и лимонад. Живи и радуйся своей сладкой жизнью!»

        - Кто из вас, ребята, поможет разобраться в поведении Миши по модели? (Вызвавшийся ученик вместе с учителем и ребятами выставляет модель поведения мальчика Миши: Миша хотел сделать доброе дело; он не знал, где птенчику хорошо и что он любит есть; поэтому он сделал неправильно – взял птенчика домой. Кормил его не тем, чем надо и птенчику было очень плохо у мальчика.)

        - Молодцы! А кто из вас, ребята, может составить историю так, чтобы она закончилась хорошо для птенца?

        - А кто из вас хочет попробовать составить по этой истории модели? (Вызвавшийся ученик выставляет модели на доске, учитель и дети оценивают правильность, дополняют модели, если это требуется).

        

          III.  Обобщение по теме

        - Ребята, вы заметили, похожи ли эти истории или нет? Если да, то чем? Какой совет вы можете дать моим знакомым, если они в следующий раз надумают кому – нибудь помочь?

        - А что же делать в том случае, если знаний о ком – то или о чём – то не хватает?    (Взять книгу, энциклопедию и прочитать или спросить у взрослых.)

        - Молодцы, всем спасибо за помощь! Я очень надеюсь, что вы, делая добрые дела, будете думать над тем, что вы делаете и правильно ли вы поступаете в той или иной ситуации.

        - А сейчас послушайте историю о маленьком мальчике, которую описал Марк Львовский в своём стихотворении, и скажите, правильно ли поступил мальчик и почему?

   Попала птица в сети

Попала птица в сети,
И рвётся улететь,
Её ждут дома дети,
И могут умереть.

Но крепко держит сетка,
Не вырваться никак,
А мальчик-малолетка,
Наивный был чудак.

Он птицу выпускает,
И говорит "Лети!
Охотник не узнает,
Ему вёрст пять пути!»

- Всем спасибо за работу и помощь. Я очень хочу, чтобы знания, полученные сегодня, пригодились вам в жизни.

Список используемой литературы:

1. Б.Б. Запартович и др. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению в начальной школе. Второе издание. Под ред. И.Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1978 - 232 с. с ил.

2. Н.Н. Кондратьева и др. Мы. Программа экологического образования детей. Второе издание, испр. и доп.  - М.: Детство – пресс, 2002 – 240 с.

3. Н. Сладков.  Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина. - М.: Детская литература, 1972.

Современные образовательные технологии, используемые на уроке:

  1. Личностно – ориентированная технология.

 Основные формы и методы, применяемые в рамках данной технологии:

1. Опора на субъектный опыт ученика.

2. Развитие высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, речи.

4. Создание обстановки психологического комфорта и обеспечение уровня относительной успешности в процессе учения.

  1. Технология проектной деятельности.

Основные формы и методы, применяемые в рамках данной технологии:

  1. Постановка проблемы.

2. Целевая направленность на новое, ранее неведомое.

3. Выдвижение и обсуждение гипотез, их анализ.

4. Разрешение проблемы через наблюдения, исследования.

5. Развитие ОУУН анализа, сравнения, обобщения и т.д.

6. Способность и умение обосновывать и отстаивать свою позицию.

7. Самоанализ и рефлексия собственной деятельности.

  1. ИКтехнология

Основная форма, применяемая в рамках данной технологии - представление наглядного материала в виде презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Проблемно этическая беседа « Нам всем нужны понимание и любовь»

Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....