"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемные ситуации на уроках в начальной школе.
Цель раскрытия темы:
Содействовать учителю в выборе приёмов организации проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для повышения познавательной активности обучающихся.
Вопросы, возникающие перед педагогом:
- Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
- Когда на уроках дети больше думают, чаще говорят и у них активнее формируются мышление и речь?
- Когда ребята творчески активны, упорно отстаивают свою точку зрения, проявляют собственную инициативу, рискуют?
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – это творческий процесс, который включает в себя 4 основных этапа:
- Постановка проблемы.
- Поиск путей решения проблемы.
- Описание решения.
- Реализация решения.
Итак, постановка проблемы.
Любое творческое начинание, научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации (столкновение с противоречием). Исследователь испытывает в это время острое чувство затруднения, удивления, что заставляет его выполнять ту или иную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновения у учеников желания усвоить это новое знание. Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приёмы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.
Если у ребят появляется эмоциональный отклик, значит проблемная ситуация действительно есть на уроке. Отклик появляется в момент возникновения противоречия. Все проблемные ситуации можно разделить на 2 группы:
- Проблемная ситуация, возникшая «с удивлением».
- Проблемная ситуация, возникшая «с затруднением».
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
| Приёмы создания проблемных ситуаций. |
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением». | |
Между двумя (или более) положениями. | Приём № 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Приём № 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом. | Приём № 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. |
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. | Приём № 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Приём № 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Приём № 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Предметная специфика
использования представленных приёмов постановки
проблемных ситуаций на уроке.
Приёмы 1 и 2. | Приёмы 2, 3, 6, содержащие задания «на ошибку» – чаще. Приёмы 1 и 4 – реже. | Проблемные ситуации «с затруднением»: приёмы 4, 5, 6; (встречается приём 1). | Приём 3 используется чаще. |
Учителю необходимо знать, что учебная проблема существует в двух основных формах: в форме темы урока и в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание.
Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.
Примеры использования приёмов постановки проблемы в процессе преподавания разных учебных предметов.
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением». | ||
Предмет | Приём | Ситуация |
Русский язык. 3 класс. | № 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. | По заданию учителя ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других – нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Почему в некоторых словах «т» не произносится? И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова») |
Окружающий мир. 3 класс | № 1 | Лена: грибы не могут передвигаться, значит, они – растения. Миша: грибы не зелёные, значит они – животные. Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к созданию противоречия). Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? («Грибы. Что такое грибы?») |
Математика. 2 класс | № 1 | Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21 Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления) Почему? Ученики: - Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: - Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: - Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? |
Русс кий язык. 3 класс. | № 2 Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. | Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик (класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (условия выбора того или иного суффикса). Какой будет тема урока? Ученики: «Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК». |
Окружающий мир. 2 класс | № 2
| Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Маша и папа поедут в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей). Посмотрим, как группы выполнили задание. (разные мнения вызывают реакцию удивления). Задание я вам дала одно, а вы как его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы) Какая сейчас погода в Австралии? (проблема как вопрос) |
Математика. 3 класс | № 2
| Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 – 143, 534 – 216, 328 – 174. Далее следует практическое задание на новый материал). Решите следующий пример, работайте на листочках. (фронтально решают пример: 400 – 172). Решили пример? (побуждение к осознанию противоречия). Ученики: - Да, решили. |
| № 2
| Учитель:
|
Окружаю щий мир. 2 класс. | № 3 Выполняется в 2 шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. | Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1) Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле – шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление). Учитель: Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чём мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
|
Русский язык. 3 класс | № 3
| Учитель: На доске 2 столбика слов: 1 столбик – редкий, мягкий, лёгкий; 2 столбик – редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать? Ученики: Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, во втором – наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика. Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание – О в наречиях. Вспомните, что такое наречие? Ученики: Это неизменяемая часть речи. Шаг 2. Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? Ученики: Окончания. Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу «О»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) Что же такое «О» в наречии? (проблема как вопрос) |
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением». | ||
Предмет | Приём | Ситуация |
Математика. 2 класс. | № 4 Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. | Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивается 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» – практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще. |
Математика. 2 класс. | № 5 Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание не похоже на предыдущие. | Учитель: - На доске дан ряд чисел. - Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (дети легко справляются с этим заданием, способ выполнения которого уже известен). - Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (дети испытывают затруднение). - Вы смогли выполнить моё задание? - Почему же это задание не получилось? - Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия). - Какова же будет тема нашего урока? Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. |
Матема тика. 3 класс. | № 6 Самый сложный, т.к. выполняется (как и приём 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение. Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. | Учитель: Сравните углы (на доске изображение прямого, острого и тупого углов. Ученики легко выполняют задание). А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее шаг 1. На доске два примерно равных угла – практическое задание, сходное с предыдущим). Теперь сравните такие углы. Ученики: Они одинаковые. (выполняют задание, применяя известный способ). Учитель: Каким способом сравнивали? Ученики: (на глаз)
|
Математика. 3 класс. | № 6 (продолжение)
| Учитель: Можете ли вы утверждать, что это точный способ? Ученики: Нет. Учитель: Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны? Ученики: Нет. Далее шаг 2. Дети осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения). Итак, что вы хотели сделать: Ученики: Сравнить углы. Учитель: Какой способ применили? Ученики: Визуальный. Учитель: Выполнили задание? Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (побуждение к осознанию противоречия) Учитель: Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Ученики: Сравнение углов. |
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
/памятка учителю/
№ приёма | Содержание приёма. |
1 | Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. |
2 | Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. |
3 | Выполняется в 2 шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. |
4 | Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. |
5 | Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание не похоже на предыдущие. (ребята выполняют работу по ранее применённому алгоритму) |
6 | Самый сложный, т.к. выполняется (как и приём 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение. Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....