Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
учебно-методический материал на тему

Таможняя Светлана Михайловна

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx25.84 КБ
Файл priyomy_sozdaniya_problemnoy_situatsii.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

Задачи:

  • Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;
  • Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
  • Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;
  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать  приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;
  • Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Структура мастер – класса:

         1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса.

        2. Представление   опыта  работы.

Ознакомление  с  постановкой  проблемной  ситуации  с  удивлением  и   затруднением.

        3. Практическая часть.

Создание  проблемных  ситуаций в  рабочих  группах.

       4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Введение.

Актуальность проблемы.

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и  метапредметных  умений.  В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. 
1.Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД? 
 2.Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
3.Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. 

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках  в  рамках  проблемного  обучения.    

Оборудование:

  • презентация;
  • раздаточный материал: приложения.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ход   мастер - класса

Вступительная    часть.

-Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса : «Приёмы создания проблемных ситуаций  на  уроках  в  рамках  проблемного  обучения».

Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью.

- Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

- Те, кто  не  знаком  с  этой  темой…

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

-Если  вы  владеете  информацией  о  проблемном  обучении…

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

- Изучив  приёмы  создания  проблемных  ситуаций…

Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

   - Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

«Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках  (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

Что  вызывает  у  детей  проблемная  ситуация?

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение.

 Поэтому по реакции ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением. 

Представление опыта работы

Приемы создания ПС с удивлением: 
Приём1. Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения.

Тема: "Склонение имен существительных" 

Старая  женщина  волновалась  о  сестре  и  дочери.
Приём 2. Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием.

Урок математики по теме «Круг и окружность»

Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.                                                                                    –Как вы считаете : где круг, а где окружность?

Мнения  расходятся.

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 

Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.) 
Учитель: 

Посмотрите  видеофрагмент о  цветущей пустыне(смотрят  фрагмент о цветении растений пустыни в апреле –( шаг 2). Обучающиеся испытывают удивление.) 

Приемы создания ПС с затруднением: 
 Приём 4 Учитель дает задание, не выполнимое вообще

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)

Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.

Приём 5: Практическое задание, не сходное с предыдущим

Тема: Письменный  приём   умножения  трёхзначного числа.

3,20,399
- Что это за числа? 
- Умножьте их на 27.

Приём 6  Выполняется в два шага. Учитель  даёт   практическое задание, сходное с предыдущим . Затем  учитель доказывает, что задание не выполнимо. 
Урок русского языка в  старших  классах  по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения»

-Среди  данных  слов найдите наречия и запишите их в тетрадь:

колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…,  рож… , сплош…, вскач… .

- Прочитайте предложение, записанное на доске:

Нашей     Маше     замуж…     невтерпёж… ..

–Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?

Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения часто обсуждаются позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, используется прием 3.

Практическая часть

-Сейчас  я  вам  предлагаю  в  ваших  группах  создать  проблемную  ситуацию , которую  можно  использовать  на  вашем  уроке.

Вывод

Без сомнения, технология  проблемного  обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

 Рефлексия

Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда вы определяли для себя цели:

если  цели  достигли

если  частично

если  не достигли          

Список литературы:

1..Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками. М: 2006

1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002

2. Электронные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, http://www.myshared.ru/

3. Т.В.Кудрявцев  Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.  М.3нание, 2010.

4. И.Я.Лернер  Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.   Педагогика ,2000.-№ 7.

5. М.И.Махмутов . Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 2009

6. М.И.Махмутов . Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 2012.

Городской  фестиваль  педагогических  достижений в области  образования

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45 г. Пензы

                                                   Мастер – класс  по  теме:

«Приёмы  создания   проблемных  ситуаций  на  уроках в  рамках  технологии  проблемного  обучения».

  С.  М. Таможняя

учитель  начальных  классов                                                              

высшей  категории

                                                               г.Пенза

2017г.



Предварительный просмотр:

Приёмы создания проблемной ситуации

Побуждение к созданию противоречий

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Например

(заполняется  по  мере проведения мастер - класса )

Приведите  свой  пример

(практическая  часть)

1.Одновременно предъявить противоречивые факты

Что удивляет?

Какие вы видите факты?

Что интересного заметили?

.

 Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова тема урока? 

2. Столкнуть разные мнения учеников практическим заданием.

Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?

3. ШАГ1. Обнажить житейское представление учащихся .

ШАГ2. Предъявить научный факт сообщением. 

Вы сначала как  думали?

4. Дать практическое задание, не  выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить задание?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущее?

6. ШАГ1. Дать задание, сходное с предыдущим.

ШАГ2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Что вы хотели сделать?

Какие знания применяли?

Задание выполнено?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...