Методическая разработка внеклассного мероприятия Проблемно этическая беседа « Нам всем нужны понимание и любовь»
методическая разработка (1 класс) по теме

Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей беспокоит современный мир. Потому, что я – человек уже имеющий жизненный опыт, задумываюсь и как педагог и как мать и бабушка - в каком мире будут жить наши дети и внуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Лютикова Алла Алексеевна –

воспитатель группы продлённого дня

Тел 89633553113

E mail – allochka 09@inbox.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я. Я. Кремлёва

Номинация –

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Проблемно этическая беседа

« Нам всем нужны понимание и любовь»

 

  Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей беспокоит современный мир. Потому, что я – человек уже имеющий жизненный опыт, задумываюсь и как педагог и как мать и бабушка - в каком мире будут жить наши дети и внуки.

        Современный мир заставляет людей задумываться  о способах выживания в нем.

      Мы постоянно слышим о насилии – физическом, моральном, духовном. Мы боимся стать его жертвами на улице, на работе или в школе. Насилие, как правило, нельзя объяснить какой-то одной причиной. Это ряд факторов - влияние сверстников, социальной среды, развлечений. Есть и другие причины , объясняющие насилие в современном мире- отчаяние и безысходность социальных условий, экономическое неравенство, влияние толпы- когда  собственные нравственные нормы людей отходят на второй план , и они легче поддаются на провокации. Способствуют этому и алкоголизация, и наркомания среди населения. Неразвитые, некомпетентные и коррумпированные системы правосудия прямо или косвенно способствуют распространению насилия и нетерпимости. Можно еще продолжать  перечень факторов, порождающих насилие, и возникает вопрос – как выжить в современном мире и не стать жертвой ненависти и насилия или насильником и экстремистом? В связи с этим перед современным мировым сообществом встала проблема толерантности как способа выживания человечества в целом. Любые человеческие сообщества вырабатывают и придерживаются определенных ценностей и у различных групп они могут быть разными – хотя все мы сейчас осознаем, что живем в одном – довольно небольшом доме - под названием Земля. И пока люди не научились жить дружно и мирно, проблема толерантности будет первостепенной для выживания в этом Доме. И хотя проблема толерантности – это глобальная проблема, успешно разрешать ее можно лишь начав себя. Жестокими  завистливыми, насильниками, нетерпимыми – не рождаются - это то, чему люди учатся в течение жизни. То же верно и в отношении миролюбия  по отношению к людям разного рода. А, следовательно, толерантность нужно воспитывать с раннего возраста, чтобы наши дети могли счастливо жить в неделимом мире . 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин.

Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

 Это актуальная задача может решаться уже в детских учреждениях и  в начальной школе в частности.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

   

    Главным направлением моей воспитательной работы с детьми, я считаю нравственное воспитание. Это целая система, включающая  теоретическую базу, педагогические подходы, методы и принципы. Стержнем нравственного воспитания я считаю формирование у детей гуманистических качеств – терпимости, уважения и наконец, любви к другим людям, т. е. как теперь это называют – толерантности.

Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться в трех направлениях: через семью, через детский коллектив и через педагога.  

  Какие пути я как педагог-воспитатель вижу для того чтобы осуществлять поставленную цель-воспитание толерантности у младших школьников? Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

      Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением,   взаимодействовать при решении проблем в коллективе;

      Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

      Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

   В своей работе я руководствуюсь общепедагогическими принципами, которые помогают мне построить процесс взаимодействия  с воспитанниками и их родителями.

   

      Принцип общественной направленности

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.      

      -подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

        -демонстрация последствий толерантности и интолерантности;

        -поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

        -возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантным             действия)

           Принцип опоры на положительное в ребенке

    Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми

       -выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

        -создание ситуации успеха

    Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

       -организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

        Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое.

       -перевод толерантности из области знания в область действия.

 

      Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.

     -опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;

     -учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);      

      -использовать потенциал культур разных народов.

        Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

      -побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов,      способов деятельности

        Воспитательная работа с учащимися и родителями

    Так как работа воспитателя группы продленного дня имеет свою определенную специфику- это работа в тесном сотрудничестве с классным руководителем, с педагогами дополнительного образования , с родителями детей , то и воспитательную работу я планирую с учетом тесного взаимодействия  с ними.

 Система творческих дел, этических бесед, общегрупповых мероприятий воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. Учитывая возрастные особенности своих  воспитанников, я в течение учебного года планирую коллективные дела, которые помогли бы каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах,  найти новых друзей. Поскольку для моих детей, очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье. Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

  С этой целью я проводила среди учащихся анкетирование, цель которого – узнать уровень толерантности в группе. (См. приложение).Перед анкетированием я провела эту беседу на тему « Что такое толерантность?».(Была использована сказка Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»).Это помогает мне в дальнейшей работе с детьми, целенаправленно идти  в направлении формирования толерантности.

 Для моих учеников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить детям мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом.

   Дети, недавно пришедшие из детского сада, должны почувствовать себя в новых для них условиях, надежно и защищено. В этом им помогают совместные дела, кружки по интересам, которые проводятся после уроков. Например, ребята увлеченно разрабатывали «Декларацию прав и обязанностей учащихся». А перед этим я проводила, с ними беседу о том, что существует всемирный документ-«Конвенция о правах ребенка», а также Устав школы.

    Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив группы более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Психологические знания, полученные моими учениками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни. Поэтому я  тесно сотрудничаю со школьным психологом.

  В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. И хотя группа с которой я работаю однородная  в национальном отношении ( все русские), в школе есть дети и других национальностей ( армяне, цыгане, украинцы). Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому я обращаю внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми,  физическими), развиваю желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формирую стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать.

   

      Результат моих усилий как воспитателя г п. д. можно увидеть, сравнивая детей, пришедших в группу в начале учебного года и теперешних, прошедших совсем небольшой, но такой нелегкий путь первоклассника. Конечно, дети и без определенных усилий со стороны педагога в какой-то степени сплачиваются как группа, но в том-то и состоит моя задача помочь создать такой детский коллектив, в котором было бы комфортно всем детям, а также взрослым, работающим с ними. Задача эта трудная, но благодарная и радостная. Радостно отмечать, что замкнутая, тихая как мышонок, девочка превращается в веселую, открытую. Когда агрессивный от скрытых комплексов мальчик, находит себе друзей и на него уже не жалуются дети, что он всегда всех обижает. Что мальчик, которого дома считают маленьким, ничего неумеющим, несамостоятельным -добивается успехов и все радуются его успехам.

 

    Важное значение в воспитании нравственных качеств , в том числе и толерантности я придаю формированию у детей самоуважения и самооценки.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.

Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, ребенок формирует самооценку, причем любопытно, что он вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И чтобы у формирующейся личности не было неадекватного отношения к другим, нужно помочь  ей научиться любить себя, познавать себя, формировать себя.

   

Представленная мною работа не есть конечный результат воспитательного процесса. Я в качестве воспитателя г. п. д. работаю всего второй год, хотя  мой педагогический стаж - около 30 лет. Вникая в воспитательную работу с младшими школьниками, я все более убеждаюсь в том, как важно вовремя заложить основы нравственности в семье и в начальной школе, кода детские души еще способны искренне сопереживать, делать добро,  

 любить. Эту работу я намерена продолжать, думаю, что  она принесет пользу, прежде всего моим воспитанникам в это непростое время.

                         Нам всем нужны понимание и любовь.

                              Проблемно-этическая беседа.

   

          Цель: способствовать формированию у детей толерантного отношения друг к другу, к людям, непохожим на их окружение, проявление уважения к людям с ограниченными возможностями, воспитание стремления быть полезным обществу.

        Оборудование:

   Плакат  с изображением Земли и ее жителями- представителями разных наций; фломастеры и цветные карандаши, альбомы, сказка Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок»

         Предварительная работа:

        -анкетирование на степень толерантности

        - объяснение термина « толерантность»

        -чтение сказки Г.Х. Андерсена « Гадкий утенок»

                                   Ход беседы

  1. Создание проблемной ситуации.

 Воспитатель. Ребята, представьте , что к нам в класс пришел новый ученик- мальчик с темным цветом кожи и черными, вьющимися волосами .Наверное, он представитель той части человечества , которая в основном живет в Африке. Воспитатель рассказывает, почему у представителей негроидной расы такая кожа, такой цвет волос.

Потомком представителей негроидной расы был великий русский поэт А.С Пушкин.

Нашего великого поэта любят и ценят на африканском континенте.

Воспитатель задает вопрос:

Ребята, как вы считаете, в каком случае новый ученик будет чувствовать себя в нашем классе хорошо, уютно, а в каком – он почувствует одиночество и страх? Вспомните

содержание сказки «Гадкий утенок». Воспитатель показывает иллюстрации из сказки, обращает  внимание детей на тот период, когда гадкий утенок был вынужден терпеть издевательства жителей птичьего двора.

  1. Основная часть. Работа с литературным источником.

     Дети выдвигают свои версии, высказываются. Воспитатель направляет рассуждения детей.

     Воспитатель. Вправе ли окружающие плохо обращаться с теми, кто отличается от них самих? - Ответы детей. Нет - все равны в правах.

      Воспитатель. И так, как мы примем нового ученика, не похожего внешне на нас?

      Дети отвечают, что примут мальчика хорошо и постараются с ним подружиться.

      Воспитатель. Ребята, как вы думаете какими нужно быть, чтобы относиться к другим людям так, чтобы им было хорошо с вами?

     Дети говорят о дружелюбии, уважении.

     Воспитатель подводит к выводу. Все люди разные, их по разному зовут, они говорят на разных языках, они могут быть здоровыми и больными, мальчиками и девочками. Но у них есть то, что всех объединяет - все они – люди, представители человечества и все живут в одном прекрасном доме –на планете Земля.

 Воспитатель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят

 Всех народов и стран:

 Для абиссинцев

 И англичан,

 Для испанских детей

 И для русских,

 Шведских,

 Турецких, немецких,

 Французских

 Негров, чья родина –

 Африки берег;

 Для краснокожих

 Обеих Америк.

 Для желтокожих,

 Которым вставать

 Надо,

 Когда мы ложимся в кровать,

 Для эскимосов,

 Что в стужу и снег

 Лезут

 В мешок меховой

 На ночлег;

 Из тропических стран,

 Где на деревьях

 Не счесть обезьян;

 Для ребятишек

 Одетых и голых –

 Тех, что живут

 В городах и селах...

 Весь этот шумный,

 Задорный народ

 Пусть соберется

 В один хоровод.

 Север планеты

 Пусть встретится с Югом,

 Запад – с Востоком,

 А дети – друг с другом!

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Ответ детей. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Воспитатель. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Ответ детей. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

   3. Творческое задание.

 Воспитатель. Пусть каждый нарисует то, что больше всего затронуло его в сегодняшней беседе.

 Дети рисуют . Затем все рисунки помещаются на классной доске. Дети рассматривают рисунки товарищей, обмениваются мнениями.

 4.Подведение итогов.

 Воспитатель. О каких прекрасных качествах людей мы с вами сегодня беседовали?

 Ответы детей.

Воспитатель. Кто после этой беседы стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

        Анкета для выявления степени толерантности у учащихся младших классов.

           Девочка или мальчик бедно одеты:

           1.Для тебя это неважно

           2.Ты смеешься над ними

           На перемене мальчики дерутся:

           1.Ты пытаешься их разнять

            2.Ты увлеченно наблюдаешь и подзадориваешь их

           Тебя ставят в паре с девочкой( ты мальчик). И наоборот:

  1. Ты отказываешься идти с нею
  2. Ты рад новому общению

             Одноклассник случайно сломал твою ручку или карандаш:

              1.Ты е го прощаешь

               2.Ты злишься на него и кричишь

              Ты поссорился с одноклассником:

  1. Ты пытаешься помириться
  2. Ты обижаешься и мстишь ему.

             Тебя незаслуженно обидели:

              1.Ты отвечаешь тем же

               2.Ты ищешь поддержки и помощи.

   

Содержание:

  1. Актуальность темы.

  1. Теоретическое обоснование.

  1. Опыт работы по теме.

  1. Результаты опыта.

  1. Методическая разработка проблемно-этической беседы «Нам всем нужны понимание и любовь»

  1. Анкета для выявления степени толерантности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"

Пояснительная запискаОпыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочно...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...