Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"
    методическая разработка (4 класс)

    Пояснительная записка

    Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочное время.

    Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросыкасающиеся толерантности.

    Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

    И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность»приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение между студентами разных национальностей, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

    Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya22.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочное время.

    Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. В целях улучшения взаимоотношений между студентами важно затрагивать вопросыкасающиеся толерантности.

    Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

    И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность»приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение между студентами разных национальностей, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

    Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

    Представленные в данной разработке материалы состоят из мультимедиа презентации("Планета толерантности"), подробного сценария и приложений к классному часу. Мероприятие разработано для студентов 1 – 4 – го курса СПО.

    Основные цели классного часа (воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания) будут способствовать успешной социализации личности студента в дальнейшем, а также развивать терпимость к различиям между людьми.

    Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.

    Методические рекомендации

    Методика подготовки и проведения внеклассного мероприятия в системе СПО прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, их опыта.

    При подготовке и проведении данного внеклассного мероприятия используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим их обсуждением…

    Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.

    В период завершения подготовки мероприятия педагог окончательно определяет его структуру (план).

    Назначение вступительной части - мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. Время вступительной части ограничено до 5-7 минут. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.

    Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

    В заключительной части важно создать у всех студентов чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у старших подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах СПО. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.

    План внеклассного мероприятия

    Тема. «ЛЮБОВЬ – ДОБРО - ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

    Цель: расширить знания студентов о понятии “толерантность”, познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

    развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

    дать студентам возможность оценить степень своей толерантности;

    Задачи:

    образовательные

    • актуализация знаний студентов о понятии «толерантность»;

    развивающие

    способствовать развитию:

    • внимания, памяти, творческого мышления;
    • уважительного отношения между студентами;

    воспитательные

    • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
    • формирование ответственности за себя, активной жизненной позиции

    методические

    • совершенствование методики проведения внеклассных мероприятий

    показать методику применения:

    • словесной передачи информации и её слухового восприятия;
    • наглядной передачи информации и её зрительного восприятия.

    здоровьесберегающие

    способствовать:

    • охране и укреплению физического и психического здоровья студентов;
    • созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

    и зрения ущерба или пользы для здоровья.

    Техническое и методическое обеспечение внеклассного мероприятия.

    • Мультимедийная установка.
    • Презентационный материал.
    • Тест.

    Планвнеклассного мероприятия

    1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (3 мин.)

    • Приветствие.
    • Определение наличия студентов.

    Объявление темы и цели мероприятия.

    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ(25мин.)

    Вступительноеслово педагога.

    Понятие «толерантность».

    Рассказ «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

    Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

    Тестирование «Насколько вы толерантны».

    1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (12 мин.)


    • Итоговое задание «Дерево толерантности».
    • Просмотр видео.
    • Подведение итогов внеклассного мероприятия.
    • Заключительное слово педагога.

    Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

    Предварительная работа: студентам заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги”).


    Ход внеклассного мероприятия

    Нашу встречу мы бы хотели начать с разговора о значении дня толерантности.16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

    Понятие «толерантность»

    - Студент колледжа… Каким  должен быть он, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

    В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

    (Далее преподаватель обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

    Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

    Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному (зачитывают преподаватели):

    • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;
    • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
    • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
    • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
    • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

    А что же объединяет эти определения? (Ответы).

    Почему так актуальна толерантность в настоящее время, особенно для нас, живущих на Северном Кавказе? (Ответы).

    - Слово толерантностьможно представить в виде следующей схемы. 

    Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

    В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

    Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

    Рассказ “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

    - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

    - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.

    - А нам-то что? Он сам виноват.

    - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    - Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    - Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

    - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

    - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

    - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

    - Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

    - Спасибо, леди, спасибо...

    - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

    - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

    - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

    - Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

    Почему молодой человек отказался помочь?

    Как бы вы поступили в этом случае?

    Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

    Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

    Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

    Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

    Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

    - Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

    - А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

    Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Терпение

    Чувство юмора

    Уважение мнения других

    и т.д.

    Непонимание

    Игнорирование

    Эгоизм

    и т.д.


    Тестирование «Насколько Вы толерантны»

    1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?

    а) да;

    б) нет.

    2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

    а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

    б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.

    3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?

    а) да;

    б) нет.

    4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

    а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

    б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать

    5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

    а) мне трудно было бы это сделать;

    б) я не обращаю внимание на такие вещи.

    6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

    а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

    б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

    7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?

    а) да;

    б) нет.

    8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

    а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

    б) я лишь радуюсь за него (неё).

    9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

    а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

    б) вступите в спор.

    А теперь подсчитайте количество баллов.

    За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.

    От 0 до 4 баллов:вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

    От 6 до 12 баллов:вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

    От 14 до 18 баллов:твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

    Итоговое задание “Дом толерантности”

    - Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы колледж стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Студенты на листочках бумаги в форме квадратов пишут, что надо сделать, чтобы колледж стал “Пространством толерантности”, квадратыв виде окон наклеиваются на символический рисунок дома, и он вывешивается в кабинете).

    Заключительное слово.

    А в завершении нашего сегодняшнего разговора нам хочется сказать, что наша группа– это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание.

    Мы провели тестирование студентов среди первых курсов, вторых и третьих на степень толерантности, проанализировали данные и пришли к выводу, что самую высокую степень толерантности (17-18 баллов) имеют студенты старших курсов, что составляет примерно от количества опрошенных 15 %, средней степенью толерантности обладают примерно 75 % (14-16 баллов) опрошенных студентов и самой низкой степенью - около 10 % опрошенных.

    Проведя итоговое задание "Дом толерантности" мы выяснили, что по мнению студентов каждый из них имеет свое мнение и возможность для создания толерантности в колледже.






    Список использованной литературы и интернет – ресурсов

    1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

    2.     Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

    3.    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

    1. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
    2. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.
    4. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 №  3250. // Вестник образования 2001, №  20.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Очаг семейный- добрый костерок"

    Цель: развивать семейное творчество, сотрудничество семьи и школы.Задачи: воспитывать любовь и уважение к семье. чувство гордости за свою семью; формировать нравственную культуру детей и родителей....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

    Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню матери "Самая добрая женщина в мире"

    Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка л...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»

    Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям...