Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»
    методическая разработка на тему

    Захарова Екатерина Викторовна

    Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе.  Показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей и поэтому ему необходима помощь и психологическая поддержка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shefer_zaharova_metodicheskaya_razrabotka.docx52.8 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

         «Гимназия № 12 Краснооктябрьского  района  Волгограда»

       400105,  Волгоград,

       ул. им. маршала Ерёменко,  116 а                                  тел. (8442) 28-30-10


    Методическая разработка
    внеклассного мероприятия с элементами тренинга

    по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ

    «Дарите людям доброту!»

     

    Автор: Шефер Наталья Владимировна
    учитель начальных классов МОУ гимназии № 12
    Захарова Екатерина Викторовна
    учитель начальных классов МОУ гимназии № 12


                                                        Волгоград, 2018

    Пояснительная записка

            Название мероприятия:  внеклассное мероприятие  «Дарите людям доброту!»
            Возрастная аудитория:
    3-5 классы (8-11 лет).

            Форма проведения: внеклассное мероприятие с применением упражнений с элементами тренинга.

            Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта и полученных знаний.
            Продолжительность проведения мероприятия: 45 минут.

            Практическое применение: данный материал могут использовать классные руководители младшего и среднего звена а также педагоги  –психологи  и социальные педагоги для проведения внеклассных мероприятий.
            Социальная и педагогическая значимость:
    сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе.  Показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей и поэтому ему необходима помощь и психологическая поддержка.

    Методы: словесные (проблемные ситуации, вопросы, беседа, викторина), упражнения, наглядные.

            Цели мероприятия:

    - формировать представление о здоровье как о главной ценности человеческой жизни;

    - пропагандировать инклюзивное образование в общеобразовательных

    школах;
    -
    формировать у детей  позитивное отношение  к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

    - воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни;

    - способствовать развитию у учащихся необходимых коммуникативных навыков для общения с людьми с ОВЗ.

            Задачи:

    Обучающие:

    - научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья ;
    - научить правильно взаимодействовать обучающихся с их сверстниками с ограниченными возможностями здоров и инвалидностью;

    - сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;

    - разъяснить учащимся о правах людей с инвалидностью;
    - обучать навыкам группового взаимодействия.
    Развивающие:

    - развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
    - способствовать развитию нравственных качеств учащихся;

    - развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

    Воспитывающие:

    - пробудить в детях чувство милосердия, сопереживания и готовности помочь людям, попавшим в беду;

    - воспитывать толерантность.

            Методические рекомендации в подготовительный период: подготовку к мероприятию необходимо назначать за две-три недели до предполагаемого дня проведения мероприятия:                                                                            

    - проведение экскурсии по теме «Доступная среда в нашей гимназии»;

    - чтение литературы об инвалидах.

            Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа в группах; наблюдение; сбор информации; обработка собранной информации; творческая работа.

            Прогнозируемые результаты: 

    -ученики получат представление о том, как можно оказывать помощь инвалидам;

    - формирование у учащихся толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;

    - учащиеся научаться относится к здоровью как к самой главной ценности человека.

     Оборудование (перечень реквизита):

            Инвентарь:

    -  социальные видеоролики, «Твори добро», «Доступная среда», презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.

    - аудиозапись песни  «Твори добро» слова Александра Гетуна,
    - инвентарь для упражнений (моток  веревки, костюмы, предметы для подарков, карточки (кружки красные и черные), карточки со словами и выражениями,  рисунок «Дерево толерантности».

            Техническое обеспечение:

    - ноутбук;
    - колонки;
    - проектор.

            

    1.Организационный момент. (1 минута).

    2.Вступительная часть (5 минут).

    Учитель:  «Здравствуйте!» Любую нашу встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.  Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы бесценный дар, который так легко потерять. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе.

    — Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

      К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди  с ОВЗ и инвалиды. Они стали ими с  рождения или в результате перенесенной  болезни или  травмы. В  1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия.
    — Кто же это такие — инвалиды? (Ответы детей)

    -Инвалиды — это люди, возможности, здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

    — А вы сами видели когда-нибудь таких людей? (Ответы детей)

    — Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей  много. Это и взрослые и дети.

    — Как мы должны относиться к таким людям? (Ответы детей)

    Учитель: Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все. Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.
    Как и все они нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

    Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью. Наше государство старается помогать этим людям, тем самым облегчая им жизнь.

    социальный видеоролик «Доступная среда»

    Сейчас мы посмотрели с вами небольшой ролик, в котором повествовалось о том, как государство создает все возможное, чтобы облегчить жизнь инвалидов, создать условия для их полной социализации в обществе.

      Так мы с вами недавно проводили экскурсию по нашей гимназии и увидели, как много в ней сделано для того, чтобы в ней смогли учиться инвалиды и дети с ОВЗ. Ведь наша школа вошла в государственную программу «Доступная среда». Ребята, а кто скажет, что же в гимназии сделано для того, чтобы в ней смогли обучаться дети инвалиды (ответы детей).
    - Но самое главное для этих людей в наше время не только приспособления, которые облегчают им жизнь, а отношение людей (психологическая атмосфера в обществе).

     Так мы с вами недавно проводили экскурсию по нашей гимназии и увидели, как много в ней сделано для того, чтобы в ней смогли учиться дети с ОВЗ. Ведь наша школа вошла в государственную программу «Доступная среда». Ребята, а кто скажет, что же в гимназии сделано для того, чтобы в ней смогли обучаться дети инвалиды (ответы детей).
    - Но самое главное для этих людей в наше время не только приспособления, которые облегчают им жизнь, а отношение людей (психологическая атмосфера, которая царит в обществе). Этим людям очень важно ваше понимание, поддержка и доброта.
    - Ребята, как вы думаете, а чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, например, тем, которые учатся в нашей гимназии.
    Примерные ответы учащихся:
    -поделиться игрушками,
    -помочь одеваться и раздеваться,
    -почитать книжки,
    -рассказать смешную историю и т.д.

    Почему же сегодня стремление делать добро считается чудом в нашем обществе?
    Почему на улице не каждый подойдет к человеку, которому требуется помощь? 
    Почему многие из нас не знают слова сострадание?
    Моральное здоровье общества можно оценить по тому, как оно относится к наименее защищенной его части - старикам, детям и инвалидам. Сегодня для инвалидов начали создаваться относительно благоприятные условия со стороны государственных органов, но готовы ли сами люди принять эту категорию граждан в качестве равноправных членов общества?

    Ребята,  а  что значит, быть милосердным и добрым? Да, доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем-то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия, ни толерантности.
    Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
    (учащиеся называют различные качества: сострадание, великодушие, совесть и т.д.)


    социальный видеоролик  «Твори добро».

    3.Упражнения (30 минут)

    1.Упражнение   – эксперимент с элементами тренинга.

    Цель упражнения: довести до сведения учащихся о трудности положения инвалидов.

    Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
    За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

    Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика.
    Учитель дает задание:
    Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

    С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

    Рефлексия упражнения: что вы почувствовали во время проведения упражнения? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
    Как вы думаете,  зачем я вам предложила  выполнить это упражнение
    ?

    2.Упражнение - ситуация  с элементами тренинга.

    Цель упражнения: довести до сведения учащихся о социально-правовом положении инвалидов в обществе, бытовых трудностях, с которыми они сталкиваются и о необходимости поддержки для этой группы людей.
    Научить учащихся  правильно поступать в различных ситуациях,  которые могут произойти с людьми с ограниченными возможностями.

    Оборудование: красные и черные кружки.
    - Как нам стать терпимее к людям (толерантными)? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, которые очень часто происходят с людьми с ограниченными возможностями, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое высказывание, черный – второе.

     СИТУАЦИИ:

    1.Ты опаздываешь на встречу с друзьями. На пути у тебя встречается слепой человек, который просит тебя перевести через дорогу:

    - переводишь его через дорогу, одна минута ничего не решит;

    -  вежливо откажешь ему скажешь, что тебе некогда.
    2. К тебе подходит ребенок-инвалид и хочет с тобой пообщаться:

    - естественным образом разговариваешь с ним;

    - отходишь от него и не знаешь, что сказать.

    3. Ты видишь на улице, что у проходящего мимо мужчины упал один из костылей, и он безрезультатно старается его поднять самостоятельно:
    -  помогаешь мужчине и поднимаешь костыль;

    -  Делаешь вид, что не заметил этого, поможет кто-нибудь другой.
    4. Коляска ребенка - инвалида   застревает на трамвайных путях:
    - зовешь на помощь взрослых, потому, что на трамвайных путях опасно;

    - приходишь на помощь ребенку самостоятельно.
    Рефлексия упражнения:

    - Какие новые знания вы получили благодаря выполнению этого упражнения? (Иногда можно помочь инвалидам самостоятельно, а в особых случаях можно позвать на помощь взрослых).

    3.Упражнение с элементами тренинга  «Паутина предрассудков».


    Цель упражнения: развенчать предрассудки и предубеждения в отношении инвалидов.
    Оборудование: моток веревки.
     Педагог рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми и по отношению к инвалидам.
    (Предубеждение — отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок — такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях).

    -Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.
    - Предлагается кому-то из участников сыграть роль инвалида. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с инвалидностью. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «инвалида», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться.


    ПРИМЕРЫ НЕГАТИВНЫХ ПРЕДРАССУДКОВ:

    Интеграция инвалидов в обществе невозможна. Они все равно не такие как все.

    Жизнь инвалидов бессмысленная.

    Все инвалиды – психи. А все психи – умственно отсталые.
    Инвалиды неполноценные. Они не могут учиться как все, жить как все, чувствовать как все.

    Родители детей – инвалидов – это наркоманы и алкоголики.
    Все инвалиды страдают и мучаются.

    Дети – инвалиды даются за грехи их родителям.
    Если инвалиды будут учиться в общей школе, здоровые дети будут деградировать.
    Инвалиды могут быть заразны.
    Инвалиды портят генофонд страны.
    Родители детей инвалидов не занимаются их лечением. Если начать лечить ребенка – инвалида с первых дней жизни усиленно, то его можно вылечить.

    и т.д.

     Далее педагог спрашивает у участников: «Как вы думаете, что чувствует «инвалид»?
    После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину.

    ПРИМЕРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ:
    Инвалид такой же, человек, как и все, только жить ему гораздо труднее, чем здоровому человеку.
    Обычно инвалиды более добрые и отзывчивые, чем обычные люди, потому, что они  много испытали  в жизни.
    Инвалидом, к сожалению,  может стать каждый! От этого никто не застрахован.
    Инвалидность не приговор, а лишь дополнительное препятствие в жизни и т.д.
    После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «инвалид» полностью освобождён от паутины предрассудков.

    Рефлексия упражнения:

     Вопрос к участникам, какие у вас возникли чувства, когда вы выполняли упражнение? Как вы думаете, как себя чувствовал ребенок, который выполнял «роль инвалида»? Почему? Что помогло смягчить данную ситуацию?

    4.Упражнение с элементами тренинга  «Слепой, глухой, немой».

    Цель упражнения: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развивать принятие, помочь понять глубинные причины дискриминации, подводные камни и возможные последствия.

    Оборудование: костюмы, предметы для подарков.
    Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо сыграть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:

    1 человек: не двигается, не слышит, но говорит и видит;

    2 человек: не говорит, не слышит, но двигается и видит;

    3 человек: не говорит, не видит, но слышит и двигается.

    Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и  какой возьмете подарок.
    Группа не должна помогать. По окончанию первой части упражнения можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы.

     Рефлексия упражнения: трудно ли вам было поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Почему?

    5. Упражнение об отношениях и осведомлённости.


    Цель упражнения: расширить и пополнить знания учащихся о людях с ограниченными возможностями.

    Оборудование: красные и черные кружки.
    Разделить участников на группы попарно и попросить их прокомментировать правильность или неправильность утверждений. Требуется, чтобы участники объяснили, почему они считают утверждения правильными или неправильными. Правильное утверждение учащиеся поднимают красный круг, неправильное – черный.
    УТВЕРЖДЕНИЯ:

    -Большинство лиц с ограниченными возможностями являются пользователями колясок.
    -70% лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста являются безработными.

    -Когда встречаетесь со слабовидящим или слепым человеком, то всегда рассказывайте о себе.

    -Все слепые люди любят носить темные очки.

    -Когда разговариваете с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, вы всегда должны говорить громче.

    -Когда вы помогаете человеку с ограниченными возможностями, вам следует всегда спрашивать какая у него (неё) проблема (что с ним (ней) не так).

    -Чтобы открыть туалеты, которыми пользуются люди на колясках, нужны специальные ключи.

    -Если глухой человек не понимает то, что Вы сказали первый раз, то Вам следует повторять то же самое до тех пор, пока он (а) не поймет Вас.

    -Слепой человек слышит лучше, чем зрячий человек.

    -Невидящие люди могут работать на компьютере.

    -Умственные способности лиц с синдромом Дауна не могут быть выше умственных способностей ребёнка десяти лет.

    -Все глухие хорошо читают по губам.

    -Неслышащие люди могут танцевать.

    -Если у человека, у которого эпилепсия, судороги, то вам надо что-то положить ему (ей) в рот.

    -Человек с инвалидностью может быть рок-звездой (знаменитым художником, ученым, артистом, политиком)

    Рефлексия упражнения: трудно ли вам было выбирать правильные утверждения? Почему? Что вам для этого не хватало?


    6.Упражнение о значении (силе) слова.


     Цель  упражнения:  обсудить терминологию, употребляемую для описания лиц с ограниченными возможностями, и выделить слова, использование которых предпочитают лица с ограниченными возможностями, а какие слова могут их обидеть.

    Оборудование: карточки со словами и выражениями.
      Разделить участников в 2 группы, попросить их изучить список слов и сказать насколько позитивным или негативным или нейтральным образом видится им словесный портрет. Попросите их объяснить причину, почему они так думают.

    ВЫРАЖЕНИЯ:


    колясочник (привязанный к коляске)

    инвалид (нетрудоспособный)

    калека

    физически  неполноценный

    умственно неполноценный

    труднообучаемое лицо

    психически больной

    человек с ограниченными возможностями

    особый ребенок

    люди с ограниченными возможностями здоровья
    Рефлексия упражнения: итак, ребята вы правильно выбрали позитивные слова, которые можно применять к инвалидам. Вам их нужно запомнить и применять в своей речи в повседневной жизни.

    7. Упражнение-викторина «Их знает весь мир».

    Цель  упражнения:  довести до сведения учащихся, что среди инвалидов очень много талантливых и  волевых людей, которые оставили великий вклад в истории человечества.

    Оборудование: презентация с фотографиями известных людей с ограниченными возможностями.

    Учитель читает описание известного человека, ученики стараются отгадать его.
    - Великий немецкий композитор, который полностью потерял слух, но, несмотря на это именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. (Людвиг ван Бетховен)

    - Одна из известных незрячих людей, которая была известна как ясновидящая и предсказательница. Она в 12-летнем возрасте потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. ( Ванга)

    -  Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации ног и стал летать с протезами. Летчик, по истории жизни которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. (Алексей Маресьев)
    - Инвалид с рождения, он достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. (Оскар Писториус)
    - Известный ирландский художник инвалид с рождения. Фактически, полноценно  управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать. (Кристи Браун)
    - 32-й президент США, единственный избиравшийся более чем на два срока, в детстве перенес полиомиелит и передвигался в инвалидном кресле. (Франклин Рузвельт)

    Рефлексия упражнения: как вы думаете много известных и  талантливых людей в мире были или являются инвалидам?  О чем это нам говорит?

    (Ответы детей: ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, таланту или силе воли. Среди инвалидов много ученых, музыкантов, параолимпийцев).

    4.Итог мероприятия (2 минуты)

    Учитель. «Наше мероприятие подходит к концу. Конечно,  мы не сможем в одночасье сделать толерантным, ни свое,  поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении».

    Не будьте безразличны к инвалидам,
    К тем людям, покалеченным судьбой.
    Нам боли их порой не сразу видно,
    Достаточно услышать их порой.
    Поступок человека славит,

    Что блеском отражается в глазах.
    И пусть здоровья обществу прибавит

    5.Рефлексия: «Дерево толерантности» (7 минут)

    Инструкция: У каждого из вас на парте есть цветные листочки, Напишите на них, что, по – вашему мнению, надо сделать каждому из нас, чтобы ваш класс, (лично вы) стали толерантными, то есть, чтобы отношения к людям с ограниченными возможностями стали как можно, более толерантными.
    Затем листочки «приклеиваются» на дерево.
    (Дерево нарисовано на ватмане).


    Аудиозапись песни  «Твори добро»
    слова Александра Гетуна.

    Учитель. Молодцы! Спасибо за активную работу! Я думаю, каждый из нас возьмет для себя что - то из сегодняшнего занятия. И важно  не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените свое отношение к людям с ограниченными возможностями!

    И закончить наше  мероприятие я хочу словами: «Только доброта и любовь — вот что нужно каждому на нашей планете. Это лечит от самых страшных болезней, спасает в самых диких условиях и, главное, наполняет нашу жизнь смыслом и счастьем».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

    Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Уроки Доброты"

    В работе представлена разработка классного часа для младших школьников...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"

    Пояснительная запискаОпыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочно...

    Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"

    Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по пропаганде использования детьми-пешеходами световозвращающих элементов в рамках Всероссийской акции «Я ЗАМЕТЕН!» (для младших школьников, 1-4 класс)

    Задачи:-          вовлечение детей в деятельность по пропаганде правил безопасности дорожного движения, развитие их творческих способностей;-    ...