Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: А И. Куприн "Слон"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Измайлова Милана Курейшевна

Тема: А.И. Куприн «Слон».  

Цели:

Образовательные:

-       познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»;

 -      способствовать формированию умения  прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;

-        обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения;
  • совершенствовать умение определять жанр произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к  литературе.

 

 

УУД:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя;
  • выявлять основную мысль произведения;
  • формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • формулировать тему урока и его задачи;
  • составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.

Коммуникативные:

  • осознавать цель своего высказывания;
  • строить диалог с учителем;
  • задавать вопросы;
  • слушать ответы одноклассников.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Оборудование: учебник литературного чтения  под редакцией Л.Ф. Климановой, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент 

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

 Давайте улыбнемся друг другу!

2.      Речевая разминка.

Начнём наш урок с разминки. Прочитайте про себя «чистоговорку», записанную на доске.

     Ла-ла-ла - я еще мала

Ло-ло-ло - на улице тепло

Лу-лу-лу - стол стоит в углу

Ул-ул-ул у - нас сломался стул

Оль-оль-оль - мы купили соль

Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.

3.     Определение темы урока 

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, из раздела «Были-небылицы». Попробуйте отгадать следующую загадку:

     Набирает воду носом,

     Будто шлангом и насосом.

     Ставьте зонтиков заслон:

     Всех сейчас окатит ….(Слон)

4. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, а что вы знаете о слонах? 

Рассказ учителя о слонах.

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн.  В Африке их можно увидеть в саванне.   

Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

      У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. 

5.      Ознакомление с жизнью и творчеством писателя 

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

6. Знакомство с текстом произведения 

- А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Слушаем внимательно текст, можно следить по тексту учебника.

7. Беседа по первичному восприятию произведения. 

- Какое настроение появилось  у вас после  прослушивания данного отрывка?

8. Работа по тексту произведения 

    - Как зовут главную героиню рассказа?

    - Кто приходит к Наде?

    - Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»?

    - Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?

    - Как себя ведут родители больной девочки?

    - Что снится Наде?

9. Физкультминутка.

В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

10. Продолжение знакомства с текстом произведения 

    - Хотите узнать, что произошло дальше?

    - Продолжим знакомство с рассказом (Чтение текста учащимися « по цепочке» )

12. Беседа по прочитанному

    - Что приснилось Наде?

    - Какого слона принёс Наде папа?

    - Почему игрушечный слон не понравился девочке?

    - Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?

    - Как реагировал на её просьбу папа?

13. Итог урока. Рефлексия. 

 - Итак, наш урок подходит к концу.   Закончите предложения:

        * Сегодня на уроке я узнал …..

        * Мне показалось интересным ….

        * Я хочу узнать…..

  14.  Домашнее задание 

 

Стр. 28- 33, читать, подготовить пересказ

 

 

Приложение

 

 

Физкультминутка.

 

В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....