Урок литературного чтения во 2 классе. Житков Б.С. "Храбрый утёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цыренжапова Евгения Геннадьевна

Урок литературного чтения во 2 классе.УМК "Школа России".  Б.С. Житков "Храбрый утенок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утенок»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у  обучающихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;
  • получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные:

  • познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;
  • коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве;
  • регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

Личностные УУД: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование: портрет Б. Житкова, учебник

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем?  (О братьях наших меньших)

- О ком мы узнаем в этом разделе?

- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)

- Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)

-Выразительное чтение рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ», ответы на вопросы

3. Постановка целей урока

— Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на част и, пересказывать текст.)

4. Работа по теме урока

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.

                               На ромашку у ворот

                               Опустился вертолет-

                               Золотистые глаза

                               Кто же это? …(стрекоза)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_5.jpeg

- Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)

- Какой она представлена поэтом? ( Ленивая, беспечная, беззаботная).

- А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)

- Какая же стрекоза на самом деле? (рассказ ученика)

Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносят пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют дозорщиками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.

- Кто же второй герой?

                  Удивительный ребёнок

                  Только вышел из пелёнок,

                  Может плавать и нырять,

                 Как его родная мать. (Утёнок).

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_4.png

- Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)

- Как называют его мать? (Утка)

- В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)

- Какой её представил М. Пришвин в своём произведении? (Заботливая, любящая, внимательная)

- А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)

- Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам)

— Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? (Предположения детей.)

- Итак, наши гости - стрекоза и утенок, готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_8.jpeg

(На доске: портрет писателя, иллюстрации героев – стрекозы и утёнка, название рассказа).

Борис Степанович Житков (1882—1938) — русский писатель, путешественник. Он объездил полсвета — Россию, Европу, Азию. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.

Житков создал около двухсот произведений, и среди них — удивительная книга «Что я видел». Герой се — четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных путешествий, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений — энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывались на книгах Б. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

  1. Открытие нового знания.

а) Сообщение темы урока.

Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».

б) Задание перед чтением.

- Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце ответить на вопрос: это рассказ или сказка?

в) Первичное чтение произведения целиком.

                   (Читает учитель)

г) Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Это сказка или рассказ? Почему?

- Как хозяйка накормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

- Прилетела ли стрекоза ещё раз?

- Каким был утёнок Алёша?

(ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЁННЫЙ) (на доске)

- Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)

- Как вы относитесь к героям произведения?

- На кого из героев вы хотели бы т похожим? Почему?

д) Подготовка к самостоятельному чтению.

- Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). Словарная работа.

1.Руб-лен-ных ---рубленных

Стре-ко-та-ла ----стрекотала

Рас-ска-за-ли ---рассказали

Ис-пу-га-ешь-ся ---испугаешься

За-жуж-жа-ла ---зажужжала

По-ло-ман-ным ---поломанным

Хо-зяй-ка ---хозяйка

Храб-рец ---храбрец

Хвас-тун ---хвастун

На-си-лувыр-ва-лась ---насилу вырвалась

- Значение каких слов вам не понятно?

Физкультминутка № 2

  1. Закрепление изученного материала.

1.Чтениетекста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

                                1 ч.

С чего начинается рассказ?

      Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1 часть? (Хозяйка кормит утят)

                                 2 ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 части?

Как озаглавишь? (Утята боятся стрекозы)

                                 3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 части?

Как озаглавишь? (Удивление хозяйки)

                                 4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 части?

Как озаглавишь 4 ч? (Разговор Алёши с утятами)

                                 5 ч.

Что произошло?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч?

Как озаглавишь 5 ч? (Алёша прогоняет стрекозу)

                                  6 ч.

Как озаглавишь 6 ч? (Довольные утята)

                     Составление плана.

Хозяйка кормит своих утят.

Боялись стрекозы.

Удивление стрекозы…Должно быть утята заболели.

Разговор Алёши с утятами.

Алёша прогоняет стрекозу.

Довольные утята кушают и Алёшу.

2)Работа в группах.

Задания в конвертах.

1 группа.

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_10.jpeg       https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_12.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_11.jpeg       https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_9.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_14.jpeg        https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/24/s_5ea2b3a63b182/1429194_13.jpeg

2 группа.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.

  1. Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утёнок Алёша задаст вам вопросы. Вопросы от утёнка Алёши.

- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утёнок)

- Кто автор? (Б. Житков)

- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)

- Чему ещё научились на уроке? ( Выручать друзей из беды)

8. Рефлексия.

У  вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке ( Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):

-Красный квадрат, я активно работал на уроке!

- Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

- Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утёнок благодарят вас за урок.

  1. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение по опорным словам 2 класс( По Б. Житкову "Храбрый утёнок"( с презентацией)

Изложение  по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок", с использованием опорных слов....

Литературное чтение. 2 класс. УМК Школа России. Б. Житков "Храбрый утёнок". Презентация.

Литературное чтение. 2 класс. УМК Школа России.Б. Житков "Храбрый утёнок". Презентация....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Б. Житков "Храбрый утёнок".

На уроке дети учатся прогнозировать события, сотавляют словесный и картинный планы рассказа-сказки....

Литературное чтение 2 класс Б.С.Житков «Храбрый утёнок»

Презентация 2 класс .  Литературное чтение. Борис Степанович Житков "Храбрый утёнок"....