Конспект урока. А. С. Пушкин. Отрывок из «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…».
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. А. С. ПУШКИН. ОТРЫВОК ИЗ «СКАЗКИ  О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…».

Цели: создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Планируемые результаты.

Предметные: формировать умение  читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.; слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Оборудование урока: презентация к уроку; книга А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока. 

II. Постановка цели и темы урока

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Чтение  столбиков слов.

3. Чистоговорка

На уроке лепки
Мы лепили репку.
Весь урок лепили
И слепили репку!

- О чем чистоговорка?

- Сравните изображения репки. (Сказочная и натуральная)

 (Музыка – песня « Приходи сказка»)

- Кто зовёт нас в гости?

- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

- Хотите отправиться в сказку?

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.  (Гуси-лебеди)

У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша. (Царевна-лягушка)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт – 
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.  (Колобок)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи, 
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По-щучьему велению)

- Как называются эти сказки?

- Есть ещё одна группа сказок, их написал конкретный человек, у них есть автор. Их называют авторскими.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной авторской сказкой, а вот какого автора вы должны угадать.

Собрать слово «Пушкин» (Работа в группах)

- Кто знает имя и отчество Пушкина?

-Кто назовёт тему урока?

-Что мы будем делать на уроке? (Читать, пересказывать, отвечать на вопросы)

III . Работа по теме урока

1. Рассказ об А.С.Пушкине.

- А. С. Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Кому не знаком его портрет? Взглянув на лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, любой человек скажет: это Пушкин.

Родился он в 1799 году в Москве.

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

Александр закончил Царскосельский лицей.

Он написал много замечательных стихотворений, сказок, повестей. Их читают во всём мире.

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня  Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику сказки, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

 - Ребята, а  какие сказки А. С. Пушкина знаете вы? (Работа в группах)

2. Игра «Угадай сказку».

                        Живет Балда в поповом доме,

                Спит себе на соломе,

                Ест за четверых,

                Работает за семерых.

        Ветер весело шумит,

        Судно весело бежит

        Мимо острова Буяна,

        В царство славного Салтана…

                Как взмолится золотая рыбка!

                Голосом молвит человечьим:

                «Отпусти ты, старче, меня в море!

                Дорогой за себя дам откуп:

                Откуплюсь чем только пожелаешь».

        День за днем идет, мелькая,

        А царевна молодая

        Все в лесу, не скучно ей

        У семи богатырей.

                Вот мудрец перед Дадоном

                Стал и вынул из мешка

                Золотого петушка.

- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? 

- Сегодня мы прочитаем отрывок из одной его сказки.

3. Работа над иллюстрациями учебника. (с. 92–93)

– Иллюстрации к каким сказкам Пушкина  в букваре на стр. 92?

Собрать пословицу «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»

-  Рассмотрите  рисунок на стр. 93.  К какой сказке А. С. Пушкина эта иллюстрация? Какой момент сказки изображен?

- Чему учит сказка?

4. Выразительное чтение отрывка из сказки, с. 93.

- Кто догадался, из какой сказки этот отрывок? (Показ книги)

- С кем беседовал жених? Что он у него спрашивал?

5. Лексическая работа.

- Прежде чем читать этот отрывок в учебнике самостоятельно, познакомимся со значение некоторых слов.

С мольбой погнался – с просьбой          Позолоченный рожок – в виде полукруга

Светлоокий – тот, у кого светлые глаза          Обычай – традиция

Дева красная – красивой девушки.

- Как понимаете слова:

 «На стороже я стою

Только в очередь мою

6. Чтение «Буксир» (Хором) 

- С какой просьбой обратился жених к месяцу?      - Как описан месяц?

- Помог ли жениху месяц?          - Почему?

- Как жених величает месяц?

- Что вы скажите об их культуре общения? ( Вежливы, уважительны)

7. Гимнастика для глаз.

8. Чтение «Цепочкой».

9. Чтение по ролям.

Сейчас мы ещё раз прочитаем отрывок, а вы подумайте, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям?

Найдите и прочитайте слова жениха, месяца, автора.

 Физминутка ( с движением под музыку)

IV. Творческая работа. 

1. Знакомство с понятием «РИФМА»

- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

- Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

    - Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

    - А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

    - Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

Кошка – мошка, плошка, окошко;        Майка – лайка, чайка, гайка;    Ночка – почка, кочка, дочка …

2. Найти рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

3. Игра « Найди рифму»

кошка – окошко       река – облака       опушка – кукушка             галка - чайка

4. Игра «Доскажи словечко».

«Ветер, ветер! Ты ……….,          Ты гоняешь стаи ………...,   Ты волнуешь сине ……….,

Всюду веешь на …………………»

 Слова для справок: туч, просторе, могуч, море.

5. Игра «Сочиняй – ка»

Я открыл своё окошко.

На окошко села … (кошка).

Смотрит как течёт река,

А над нею … (облака).

Вдалеке видна опушка.

Слышно как поёт … (кукушка).

V. Итог

- С творчеством, какого поэта знакомились?    

- Отрывок, из какой сказки читали?

- Что пробовали сами?        

– Что особенно понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" на данных уроках проводится работа над образами литературных героев сказки....

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Уроки № 81 ( чтение) и №101 ( письмо). А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне…» (с. 92-93) Повторение пройденного материала.

Презентация в помощь учителю начальных классов. По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс...

Конспект урока А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди "

Конспект урока А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди "...

Конспект урока А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне..."

Конспект урока А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне..."...