Конспект урока А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»

Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю

Планируемые предметные результаты урока:

Знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане ...»

  1. Постановка цели и задач урока.

На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные)

Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые)

Какие признаки сказки вы можете назвать? ( животные разговаривают, волшебство, вымысел)

Как вы думаете, с каким жанром будем сегодня работать? ( со сказкой)

А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете отгадав загадку:

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь …….(Гвидон)

Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

III Актуализация знаний

Назовите автора сказки. Биография А.С. Пушкина

IV . Первичное усвоение новых знаний

Учитель: - Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.

Учитель: - Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)

Учитель: - Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

 (СЛ работа)

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие)

- Давайте посмотрим на их значение

Молвить – говорить

Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора - за забором

К исходу сентября - к концу сентября

Светлица- светлая парадная комната в доме

Сени-  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.

Красная девица – красивая

Аршин- старорусская единица измерения длины

Гонец- вестник, посыльный, курьер.

Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…).

Чтение учителем до слов (с первой ночи понесла…)

Далее чтение по цепочке ( до слов…….. и вышел вон)

ФИЗМИНУТКА

V Первичная проверка понимания.

- Куда после свадьбы отправился царь Салтан? (На войну) Найдите эти строчки и прочитайте.

-Какой вы представляете царицу? ( доброй женой , заботливой матерью)

Какие слова передают то, что она заботливая мать? (Как орлица над орленком) найдите в тексте.

Какими были сестры царевны ? ( злыми, лживыми, завистливыми и коварными) Найдите строчки , где говорится о том, как они завидуют сестре. Строчки , где они извести ее хотят.

VI. Первичное закрепление

Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)

7. Подведение итогов урока

Продолжите: 

 Я узнал…

Мне было непонятно…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

8. Домашнее задание 1.

1. Выразительное чтение понравившегося эпизода.



Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых», - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

«Что за прелесть эти сказки!» - говорил он. Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, хитрых и невежественных бояр.

Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

2. Переход к изучению нового материала

- Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

- Что можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

III. Работа по теме урока Работа над сказкой

1. Чтение 1-й части сказки (с. 70-79) учащимися.

- Есть ли зачин в сказке? (Нет.)

- О чем говорит отсутствие зачина? (Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)

- С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

2. Составление картинного плана первой части сказки

- На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

3. Выборочное чтение

- Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

- Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

- Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

- Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

- А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

- Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

- Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

V. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

- Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

- Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

- О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

- Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

- Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

- А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

- Прочитаем пятую часть - «Корабельщики на острове».

- Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

- Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

- Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

VII. Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке?

- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Прочитать отрывок (с. 102-118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Ход урока 3

I. Организационный момент

- Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько частей вы поделили прочитанное?

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

V. Закрепление изученного

(Чтение отрывка, который читали дома. Беседа после чтения.)

- Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

- Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца. (Дети читают отрывок.)

- Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

- Как наказал свою тетку Гвидон? (Он впился тетке прямо в правый глаз.)

- Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

- Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

- Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Он отправился в облике мухи.)

- Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою поварихой. (Царь грустит, а они «злыми жабами глядят».)

- О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

- Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Они оказались братьями Царевны Лебеди.)

- Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

- О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

- Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?

- Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

- Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Дети вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

- Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (На 4 части.)

1) Женитьба Гвидона.

2) Встреча гостей.

3) В гостях у Салтана.

4) Счастливая встреча. (Выставка детских рисунков.)

III. Обсуждение нового материала

(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома. Беседа после чтения.)

- Ожидал ли князь, что царевна - это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)

- Обрадовался ли он, когда увидел ее?

- Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы он сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь /Да за пояс не заткнешь.)

- Расскажите и покажите свои иллюстрации. Какой вы представляли себе Царевну Лебедь? (Ответы детей.)

- Какое чудо вам запомнилось? Почему?

- Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

- О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам даже в момент женитьбы?

- Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро... (Побеждает зло.)

- Кто и как был наказан в этой сказке? (А ткачиха с поварихой, / С сватьей бабой Бабарихой / Разбежались по углам; / Их нашли насилу там. / Тут во всем они признались, / Повинились, разрыдались...)

- Простил ли их автор? (Да, он их простил.)

- А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? (Ответы детей.)

- Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

- Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Характеристика героев

- Разберемся, какие герои в сказке. Откройте рабочие тетради. Выпишите имена героев, разделив их на группы.

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные

Сегодня мы будем давать характеристику героев по плану.

План

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки героя; их характеристика.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

(Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пытается с помощью класса дать характеристику царя Салтана, Гвидона, Царевны Лебеди, Поварихи.)

2. Анализ сказочных примет

- Докажите, что прочитанное произведение - сказка. (Есть устойчивые эпитеты, повторы.)

- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

- Где в сказке встречаются троекратные повторы?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

- Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?

- Чему научила нас эта сказка?

Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки.

Урок 4 0. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

Цели: ознакомить учащихся с творчеством художника-иллюстратора И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; находить отрывки к иллюстрациям; раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина.

Оборудование: репродукции И. Билибина по теме урока; песня композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога»; карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

- Прочитайте жужжащим способом.

- Прочитайте медленно.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

- Как вы думаете, кто автор стихотворения, которое мы читали, проводя речевую разминку? (Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.)

Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены оперы и балеты, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке - это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.

- Послушайте песню композитора П. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов.

- Вспомните, для чего в книге помещаются иллюстрации.

- Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

1. Рассматривание иллюстраций

- Рассмотрите иллюстрации к сказке А.С. Пушкина. Опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

- Попробуйте дать определение слова «иллюстрация». (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение отрывков

- Рассмотрите иллюстрации еще раз. Найдите и прочитайте отрывок к каждой из них.

(Дети находят отрывки и выразительно читают их.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

• Где счастье плодится, там и зависть родится.

• Завистливый злее волка голодного.

• Зависть прежде нас родилась.

• Где несчастье, там зависти нет.

- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (Зависть.)

- Какую роль сыграла она в сказке?

- Зависть бывает черная и белая. Попробуйте объяснить эти выражения.

2. Работа над пересказом сказки

- Выполните задание 9 на с. 129 учебника. (Пересказ учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

Домашнее задание

Выполнить задание 8 на с. 129 учебника.



Предварительный просмотр:

План по «Сказке о царе Салтане…»

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

6) Первая встреча с отцом (комар) с.80

7) Первое чудо (белка) с.83

8) Вторая встреча с отцом (муха) с.84

9) Второе чудо (33 богатыря) с.89

10) Третья встреча (шмель) с.90

11) Третье чудо (царевна) с.95

12) Женитьба Гвидона. с.96

13) Счастливая встреча. с.100



Предварительный просмотр:

Разгадайте кроссворд:

1

2

3

4

5

6

______________________________________________________________________

1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке».

2. Язык, на котором написано первое стихотворение А. Пушкина.

3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарове?

4. Город, в котором родился поэт.

5. Кем особенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина?

6. Любимое время года поэта поможет узнать загадка.

Тучи серые несу

Над землею вязкой,

И рисую я в лесу

Золотою краской.

Разгадайте кроссворд:

1

2

3

4

5

6

______________________________________________________________________

1. Слово, которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке».

2. Язык, на котором написано первое стихотворение А. Пушкина.

3. Сколько лет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарове?

4. Город, в котором родился поэт.

5. Кем особенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина?

6. Любимое время года поэта поможет узнать загадка.

Тучи серые несу

Над землею вязкой,

И рисую я в лесу

Золотою краской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Данный урок "Сказка о мёртвой царевне"  направлен - Продолжить работу над произведением ; - Отрабатывать навыки беглого , выразительного , осознанного чтения ; - Учить анализировать поступки г...

Конспект урока по литературному чтению "Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях"

Подробный конспект урока для 4 класса с разнообразными творческими заданиями...

Презентация к уроку литературного чтения "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Презентация выполнена в Microsoft PowerPoint 97-2003. Состоит из 33 слайдов. 1 слайд содержит название, ОУ, ФИО автора-составителя, 2-31 - вопросы с 4-мя вариантами ответа, 32-33 - ключ к тесту. Данна...

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".

Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.  Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...

Конспект урока. А. С. Пушкин. Отрывок из «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…».

Создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина....