Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (конспект, презентация), 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Цели деятельности учащихся: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”;  обогащать словарный запас учащихся; формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей;  воспитывать любовь к чтению, к книге.

Планируемые результаты:

предметные:

- формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

- раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;

-совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении;

личностные:

- развитие интереса к освоению новых знаний.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Литературное чтение: 2кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение, презентация;

                                                                                                                                           

Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

≈ 3

- Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь на свои места!

- Меня зовут Елена Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Итак, давайте начнём урок.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Мотивационный

Практич. слово учителя, ответы на вопросы.

Словес.: чтение, ответы на вопросы, слово учителя.

≈ 5

(слайд) Любим мы читать и слушать

Сказки и стихи про дружбу,

Ритм ногами отбивать

И героев оживлять.

Здравствуй, сказка и рассказ,

Что готовишь нам сейчас?

- Почему этими строками начинаем мы наш урок? (этими строками мы начинаем наш урок, потому что мы  будем говорить о сказках)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить(о сказке)

 

Предполагать тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; осуществляют поиск по учебнику необходимой информации; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

Р: целеполагание.

3.

Актуализация знаний.

Практич.:слово учителя, ответы на вопросы.

- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта? (А.С. Пушкин)

- А кто может предположить, о ком мы сегодня продолжим говорить?

- Что вы помните об А.С. Пушкине?

- Да, он написал много стихов для детей и взрослых. Темой его стихотворений была осень.

- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?

6 июня 1799 г., в Москве

- Кто был лучшим другом  поэта?

Арина Родионовна

- Где учился А. С. Пушкин?

В Царскосельском лицее

Отвечать на вопросы учителя.

4.

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: слово учителя; ответы на вопросы.

Практич.: словарная работа.

≈ 9

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и  сказочником. Мы впервые слышим его сказки  в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с  его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

- В своих стихотворениях А.С.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке.

-  Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”).

- Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Посмотрите на экран, может кто-нибудь догадался, какую сказку мы сегодня прочтем с вами. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть вы даже  видели мультфильм.

- Верно, ребята! Сегодня мы будем с вами читать

 " Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях"

-  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

Словарно- лексическая работа.   

Ребята, читаем хором, выделяя ударный слог. Как вы думаете что оно  обозначает?

Инда - так что даже

Прочитайте следующее слово. Что оно обозначает?

очи -глаза

Читаем следующее слово. Что оно обозначает?

Сочельник – вечер накануне Рождества

Ребята, а что обозначает слово " перст"? Как вы думаете?

Перст – палец

А как вы думаете, что обозначает слово девичник?

Девичник – праздник, на котором собираются девушки.

Придумайте предложение с этим словом.

Давайте прочтём, что такое "горница"

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

Составьте предложение с этим словом.

Читаем следующее слово

Под святыми – под иконами.

Прочитайте следующее слово. Как вы думаете, что это?

Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей. (изразцовая печь, изразцовый пол)

Посмотрите иллюстрацию.

Давайте прочитаем следующее слово.

Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.

Читаем следующее слово.

Вытравить –выгнать.   

А что обозначает словосочетание " об нём хватилась"

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Читаем следующее слово. Что оно  обозначает?

Хлопочет –. беспокоится.

И следующее слово у нас "клюка". Как вы думаете, что это такое.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Слушать учителя,

отвечать на вопросы.

 

Высказывать свои предположения.

Осмысливать незнакомые слова.

П: дополняют и расширяют знания, извлекают необходимую информацию из собственных знаний;

Р: осмысляют учебный материал.

5.

Решение частных задач на основе анализа текста.

Практич.: выразительное чтение.

Словес.: ответы на вопросы, анализ сказки.

Практич.: чтение сказки.

Словес.: ответы на вопросы, анализ худ.Т.

≈ 24

- Ребята  мы сейчас с вами  прочтём сказку, внимательно слушаете  и следите по тексту, потому что  вам  нужно будет отвечать на вопросы. Итак, читаем выразительно, обращаем внимание на знаки препинания, не забывайте паузы после точек.

                        Анализ содержания сказки

- О ком идет речь в сказке?

- С чего начинается повествование?

- Что дальше произошло с царём?( он женился на другой царевне)

- Как вы думаете почему царица решила погубить царевну?(Потому что царевна была всех прекрасней и милей, всех румяней и белее)

- Что дальше случилось с царевной?

- Как царевна набрела на терем богатырей? (Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем всё шла да шла и на терем набрела)

Прочитайте.

- Как  произошла первая встреча царевны с богатырями?(от слов "Час обеда приближался..." до слов "День за днём идёт мелькая...")

Анализ образов героев.

- Как внешне выглядит мачеха? Докажите.

- Как вы понимаете такие  слова: «черной завистью полна» Что значит черной?

- Прочитайте, как автор описывает царевну.

(Но царевна молодая тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась- и расцвела, белолица , черноброва.)

- С чем её сравнивает Пушкин? (С цветком "Росла, росла, поднялась и расцвела", "тихомолком расцвела")

- Кого автор противопоставляет своенравие царицы  и кротость( незлобие, мягкость), царевны. Фраза "черной завистью полна" объясняет, почему злая мачеха решила погубить царевну.

- Прочитайте отрывок со слов "Делать нечего. Она черной зависти полна..." до слов "но невеста молодая..."

- Как автор противопоставляет царицу другим героям?(Царица злобная, полна зависти, а остальные герои-  бедный царь тужит по своей дочери  , королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту. Чернавка отпустила царевну, пожалела её.)

- Давайте продолжим читать с вами сказку.

- Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?()

- Как царевне жилось у богатырей?(хорошо)

- Как они к ней относились?

(Они любили её и  относились к ней как к сестре)

- Прочитайте отрывок, в котором богатыри пришли к  царевне свататься.( со слов "Братья милую царицу полюбили..." до слов "Братья молча постояли...")

-Почему  царевна отказала богатырям быть женой одному из них?

(Потому что у неё есть жених Елисей, она ему верна)

- О каком качестве характера это говорит?       

  ( Преданность, верность своему слову, обещанию)

- Что вам известно о королевиче Елисее?

- Как  Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать  царевну?(Елисей скакал по всему свету, ища свою невесту. Ему помогали: солнышко, месяц, ветер, но помог ему отыскать царевну ветер )

- Какую печальную новость сообщил ветер королевичу? Прочитайте.

(со  слов "Там за речкой тихоструйной..." до слов "Ветер дале побежал...")

- Как вы думаете, вот кажется у царицы всё есть, но почему она все таки хотела погубить молодую царевну?Какое чувство она испытывала? Ведь царевна тоже могла завидовать царице, но почему она этого не делала?

- Чем заканчивается сказка?(Елисей и царевна обвенчались)        

-Что побеждает в сказке?(Добро победило зло)

-Ребята, вам понравилась сказка?

Выполнять поставленное задание.

Читать сказку выразительно, осознанно.

 

Отвечать на вопросы учителя, находить в тексте подтверждение своим словам.

Характеризовать героев сказки.

Читать выразительно сказку.

Осуществлять анализ сказки.

П.: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал.

П: осуществляют анализ.

П: осмысленно читают худ.Т.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: слово учителя: инструкраж

 

≈6

- О какой сказке мы сегодня говорили? Кто ее автор? А какая это сказка? (авторская)

- Откуда Пушкин черпал вдохновение при написании сказки?(из сказок Арины Родионовны)

-Каждая сказка нас чему-то учит. Чему вас научила эта сказка?

- Какой урок вы извлекли для себя?( Никому не завидовать, не желать плохого...)

-От чего предостерегает сказка?

- Какова её главная мысль?

Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать плохие действия.

Это плохое качество и каждый человек должен избавляться от этого качества.

Обобщение , подведение итогов; рефлексия.

П.: делать выводы в результате  работы всего класса.

Р.: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать, И героев оживлять. Здравствуй, сказка! Что готовишь нам сейчас?

Слайд 2

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

Слайд 3

Арина Родионовна Яковлева — няня поэта.

Слайд 4

Царскосельский лицей

Слайд 6

иногда глаза вечер накануне Рождества инда - / очи - / сочельник - /

Слайд 7

перст - пальцы

Слайд 8

праздник, на котором собираются девушки. девичник - /

Слайд 9

чистая, светлая половина крестьянской избы. горница - /

Слайд 10

плитка из обожжённой глины для (отделки) печей. Изразцовый - /

Слайд 12

спальное место под потолком между печью и стеной. Полати - /

Слайд 13

вытравить – выгнать /

Слайд 14

беспокоится хлопочет - /

Слайд 15

палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе клюка - /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина

К данному уроку  прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...

4 класс. Учебно-методический комплект по литературному чтению по теме: "Владимир Соколов. Все чернила вышли, вся бумага" (конспект+презентация)

Тема: Владимир Соколов. «Все чернила вышли, вся бумага…»Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить детей со стихотворением В.Соколова «Все чернила вышли, все карандаши…»; научить выраз...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс

Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...