С.Я. Маршак "Угомон ,Дважды два"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие  речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Маршака, расширять читательский опыт. Формировать понятия о дисциплине и порядке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умение читать выразительно, учащийся читает и вместе с учителем анализирует произведении С.Я. Маршака, выявляет их внутренний смысл, читает по ролям.

Метапредметные результаты: учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует учебную задачу уроков, сохраняет и стремится её выполнить, использует метапредметные понятия (правила поведения в школе), тренирует навыки выборочного смыслового чтения текста, совершенствует логические УУД, оценивает свои достижения.

Личностные результаты: учащийся рассуждает о правилах поведения детей в школе при изучении стихотворений С.Я. Маршака.

Коммуникативные: Сформированность умений работать в группе, распределять роли, уметь строить высказывания; уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно  формулировать собственное мнение.

Личностные: - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке, уважительного отношения к педагогам,ребятам.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1 класс

Тема: «С.Я.Маршак  «Угомон. Дважды два»

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством С.Я.Маршака и её произведениями ; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря.

создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие  речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Маршака, расширять читательский опыт. Формировать понятия о дисциплине и порядке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умение читать выразительно, учащийся читает и вместе с учителем анализирует произведении С.Я. Маршака, выявляет их внутренний смысл, читает по ролям.

Метапредметные результаты: учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует учебную задачу уроков, сохраняет и стремится её выполнить, использует метапредметные понятия (правила поведения в школе), тренирует навыки выборочного смыслового чтения текста, совершенствует логические УУД, оценивает свои достижения.

Личностные результаты: учащийся рассуждает о правилах поведения детей в школе при изучении стихотворений С.Я. Маршака. 

выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением; проявлять фантазию и творческие способности.

Коммуникативные: Сформированность умений работать в группе, распределять роли, уметь строить высказывания; уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно  формулировать собственное мнение.

Личностные: - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке, уважительного отношения к педагогам,ребятам.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный : слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку.

--Работа с Чистоговорками

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Словесный : слово учителя

Практич.: слушание Т учителем

Словесный : строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

- С чего мы начинаем работать ?( С повторения.)

- Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились.( Пушкин, Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки).

- Я буду в нескольких словах рассказывать об авторе, а вам нужно догадаться, о ком идет речь и среди портретов на слайде найти нужный.

- Итак, давайте начнем!

1) У него было четверо детей. Общение со своими и чужими детьми доставляло ему огромную радость. Он вставал в 5 часов утра и ложился спать в 9 часов вечера, выполняя все обещания.

( Это Чуковский)

2) Этот писатель еще мальчиком проводил все свободное время в лесу и слушал рассказы старых охотников. Героями его рассказов были животные, птицы, насекомые, дети. ( Это Бианки.)

3) Он не писал специально для детей. Сказки он сочинял, слушая свою няню – Арину Родионову. ( Это Пушкин)

4) Это великий русский педагог. Он написал новые учебники для детей, потому что старые были скучными и непонятными. ( Это Ушинский.)

5) Книги этого писателя известны во всем мире. В своей судьбе Ясная Поляна он организовал школу для детей из бедных семей, написал учебники и даже сам преподавал историю. ( Это Толстой.)

- Вы большие молодцы, справились с заданием! Мы с вами вспомнили авторов, которых вы изучили на прошлых уроках.

- Ребята, а вы   хотите узнать фамилию имя и отчество автора, с которым мы познакомимся сегодня?

-Тогда посмотрите на слайд.

 (на доске появляются буквы

САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК, записанные в обратном направлении)

- Прочтите буквы справа налево.

- Что получилось? (Самуил Яковлевич Маршак)

- Правильно. Вам знакомо это имя? (Ответы детей)

Поддерживать учебный диалог

Вспоминать изученный материал

Формулировать фамилию и имя автора

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный : слово учителя

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практич.: работа со словарем

Практический: выразительное чтение

физминутка

5 мин

1 мин

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

У СГШОФМЛОКН

Скажите, как называется  первое произведение с которым мы познакомимся,  и как вы определили его название?(произведение называется «Угомон». Мы прочитали запись на доске через одну букву.)

-  Сформулируйте полностью тему нашего урока. (тема сегодняшнего урока: «С.Я.Маршак  и его произведения.)

-  Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, сформулируйте цель нашего урока.

На доске запись:

Цель:1) познакомиться с … … … и ее произведением «…» ;

2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы.

( Цель нашего урока: познакомиться с творчеством С.Я. Маршака  и ее произведениями ;учиться правильно, выразительно читать произведения, отвечать на вопросы.)

-Давайте с вами познакомимся с писателем.

- С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Портрет)

 -Вглядитесь это в лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

Он родился в городе Воронеж. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. В семье было 6 детей, и трое из них стали писателями. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Прочитайте их, и они исполнят любое ваше желание.

-Прежде чем мы начнем читать стихотворение «Угомон» на странице 100, скажите, что говорят сильно расшумевшимся детям.

- Как их успокаивают? ( Успокойтесь, перестаньте, угомонитесь.)

Чтение стихотворения учителем.

- Чем вам понравилось это стихотворение?

    - О чём рассказывает автор?

- Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

 - Могла ли в действительности произойти эта история?

Словарная работа

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня

«бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой

«бас» - мужской низкий голос

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» - Объясните смысл заголовка.

Давайте выясним значение слова «угомон»? Что нам для этого понадобится?( толковый словарь)

Если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что «угомон» - разговорное слово «успокоение от шума, возни».

- Прежде чем вы прочтёте выразительно текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, диалог)

- Вопросительные предложения необходимо читать как будто вы задаёте вопрос, с выделением голосом одного главного слова. (Прочитать первое предложение)

- Восклицательные предложения следует читать с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому, при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали» друг друга.

- Чтение стихотворения 2-3 учащимися

Физминутка

Расшифровывать название стихотворения

Формулировать тему и цели урока

Поддерживать учебный диалог

Знакомиться с биографией

Отвечать на вопросы

Представлять картины

Работать со словарем

Объяснять смысл заголовка

Читать с интонацией

разминаться

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Решение частных задач

Словесный : отвечают на вопросы

Практический: изучение произведения

Словесный : ответы на вопросы

Практический: Выборочное чтение

Словес.: ответы на вопросы

Словес.:

Обобщение

Практический: слушание Т учителем

Словес.:

Обобщение

10 мин

10 мин

- Ребята, а что подумал автор, когда услышал шум в школе? ( он хотел всех детей успокоить)

- Откуда же появился этот шум? Кто его начал?

Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? ( потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга)

- Какие слова использовал автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривали? ( крикнули, закричали, заорали.)

-К чему привело такое поведение ребят? ( учительница пенья хотела убежать из класса.)

- Кто исправил эту ситуацию? ( Угомон.)

- Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами? ( Автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.)

-Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? ( с удивленной, вопросительной интонацией.)

- А следующие две? ( спокойно, рассудительно)

- Как нужно будет прочитать слова дежурного Миши? ( громко, требовательно)

- А слова остальных детей? ( крикливо, громко)

-Слова автора как мы будем читать? ( ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.)

- Как читаются слова про учительницу? ( возбужденно, с переживанием)

- Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? ( он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли)

-Давайте это стихотворение прочитаем выразительно по цепочке. (Чтение стихотворения детьми по 2 строчки.)

- Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему?

( чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу).

- На что похожи слова Угомона? ( они похожи на пословицу).

- Придется и нам запомнить слова этой пословицы. Повторим ее хором и возьмем эту пословицу за правило!

-Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

Ребята, Вы в школе изучаете много предметов. Какие это предметы?

Какие математические действия вы уже умеете выполнять?

Вам уже хорошо знакома таблица сложения и вычитания, но в математике есть и другие действия – умножение и деление. С этими действиями и таблицами вы будете знакомиться позже на уроках математики.

А сегодня С.Я. Маршак познакомит вас с действием таблицей умножения.

Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами и объясните почему «Таблица умножения достойна уважения»? ( работа в парах).

Чтение учителем.

- Как вы понимаете последние четыре строчки?

- Давайте прочитаем стихотворение хором.

- Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.

С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок.

Игра «Угадай-ка»

Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)

Как безлиственная ветка,

Я, пряма, суха, тонка.

Ты встречал меня, нередко

На страницах дневника.         (Единица)

-С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- С каким его стихотворением? Назовите еще, которые знаете? («Угомон», «Дважды два»)

- Чему учит нас стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению друг к другу)

Рассуждать

Поддерживать учебный диалог

Поддерживать учебный диалог

Опознавать полезные дела

Поддерживать учебный диалог

Строить речевые высказывания

Формулировать свои ответы

Поддерживать учебный диалог

Делиться своим мнением

Отвечать на вопросы

Отгадывать загадки

 Делать выводы по произведению

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

П: формулировать ответы и выводы

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: слушать и понимать речь других

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

-У . Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели?

Оцените себя.        

Молодцы! Урок окончен.

Подводить итоги урока

Р: осуществляют итоговый контроль



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе

учителя начальных классов Стромиловой Г.А.

Тема: С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два».

Цель:  создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие  речевых умений, фонематического слуха.

Задачи:

-Знакомить со звуками [х], [х’],буквами Х,х, дать характеристику [х], [х’]  звуку,

-чтение слогов, слов, составление пословиц ,чтение текста

- Развивать фонематический слух учащихся. речь, мышление, память, внимание

-объяснять ценность хлеба, труда хлебороба, смысл пословиц о хлебе

Планируемые результаты

Предметные:

-знать что буква Х,х обозначает звуки [х], [х’] ,характеризовать изучаемые звуки; знать написание буквы Х

 -Читать слоги, слова, предложения с буквами Х,х,

-читать текст, правильно, выразительно

Метапредметные УУД:

Познавательные:

. Сформированность умения строить сообщения в устной форме;

. Сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в учебнике, тексте, энциклопедии для выполнения учебных заданий под руководством учителя;

-Сформированность умения использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- Сформированность умения осуществлять анализ и синтез, и осуществлять подведение под понятие;

- Сформированность умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Регулятивные: 

-Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу;

-Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.

- Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям.

- Сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Коммуникативные: Сформированность умений работать в группе, распределять роли, уметь строить высказывания; уметь вести диалог, учитывая мнение другого, договариваться и приходить к общему мнению, доказательно  формулировать собственное мнение.

Личностные: - Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять интерес к работе, осваивать правила поведения на уроке, уважительного отношения ценность хлеба, труда хлебороба.

Тип: открытие новых знаний.

Ресурсы урока: Азбука. С. 85-87, Авторы Л.И. Тимченко, К.Е. Корепова, Г.М. Грехнёва; модели демонстрационных звуков; буквы разрезной азбуки; пословицы о хлебе; презентация

Техническое оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Технологии: деятельностный метод, здоровьесберегающие, игровая технология, проблемного диалога, оценивания знаний.

Учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста урок построен в нетрадиционной форме: урок - игра, урок - соревнование.

В начале урока на этапе организации познавательной деятельности создала психологический настрой для учащихся с целью развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осваивания правил поведения на уроке, при которой формировались личностные УУД.

Учитель: Внимание! Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок!

Всё на месте! Всё  в порядке!

Книжки, ручки и тетрадки!

Настроение показывают смайлики.

Формирование мотивов учения:

Девиз урока:- Глазки смотрят и все видят, ушки слушают и все слышат, голова хорошо думает

Формулирование темы и задач урока идёт через деятельность учащихся и проблемного диалога учителя и учащихся.

Учащиеся выполняют действия, поставленную перед ними задачу тем самым идёт формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку:

Раз – листочки поднимаем.

Два – листочки загибаем.

Три – еще разок свернем.

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри.

Кто догадлив, назови!

Содержание учебного материала урока соответствует дидактическим требованиям: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей данного класса; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи.

На уроке применяла разнообразные методы и приёмы учебно познавательной деятельности, которые соответствуют задачам урока, стимулируют познавательную активность учащихся, учтены и индивидуальные особенности.

Для удержания интереса применяла игровые формы, способствующие формированию развития речи, внимания, мышления.

Герои Хрюша, музыкальная заставка; Конструирование буквы; Игра « Кто больше запомнит слов на букву Х»; Чтение слогов под музыку; Игра на внимание буквы Х в словах; Игра «Магазин» Игра: « Четвёртый лишний».

Учитывая требования здоровьесберегающей технологии использовала разнообразные виды учебной деятельности, физминутка «Буква Х».

Для глубокого усвоения материала применяла методы: наблюдение на этапе звукобуквенного разбора слов, словесно-логический на этапе мотивации познавательной деятельности игра «Четвёртый лишний», практический при чтении слогов, слов, предложений, частично поисковый при формулировании темы урока, звукобуквенного разбора.

Применяла на уроке групповые формы работы: составление схем, пословиц, конструирование буквы.

Связь изучаемого материала с жизнью - уважительного отношения к ценности хлеба, труда хлебороба.

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации; постановка учебной задачи через музыкальную заставку «Спокойной ночи малыши», конструирование буквы (девочки завязывают бант в виде буквы Х, мальчики конструируют вертушку), мультфильм «Буква Х», чтение слогов под музыку, составление пословиц о хлебе, труд хлебороба, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек здесь происходит формирование познавательных, регулятивных и личностных УУД.

Учитывая разный уровень подготовленности детей, применяла дифференцированный подход при работе с пословицами, сообщение ученика о букве Х из Старославянской азбуки, творческая работа ученицы «Тёплый алфавит», домашняя работа творческая, самостоятельная работа по выбору идёт формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД.

Контрольно – оценочная деятельность велась через выбор смайликов самооценки детей (улыбающийся смайлик – успешно выполнил задание, спокойный смайлик - были затруднения при выполнении заданий, грустный - не справился) - формировались  регулятивные УУД.

Личностные УУД: были реализованы через форму проведения нестандартного урока, самостоятельную работу (выявления мотива учения), пословицы, сообщение о норме хлеба в блокадном Ленинграде, уважение к профессиям людей выращивают хлеб.

Активизация познавательной деятельности:

- работа с одарёнными детьми, сообщение ученика о старославянской букве, творческая работа ученицы;

– работа с неуспевающими учениками чтение слогов, слов, пословиц;

- работа со схемами, звуковиками;

- проблемный вопрос «Как хлеб на стол пришёл?».

Считаю, урок целей достиг, так как ученики показали чтение слогов, слов, предложений с изучаемой буквой Х. В течение всего урока старалась обращать внимание на культуру поведения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Математический турнир «Дважды два - четыре»

математичекий турнир предназначен для учащихся 3 класса...

Внеклассное мероприятие КВН "Дважды два-четыре"

КВН "Дважды два-четыре"(2 класс)...

Классный час на тему :Дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов

Данный классный проводится с целью ознакомления детей о летчике-штурмовике Т. Бегельдинове. Классный час начинается с психологического настроя . Учитель показывает видео притчу " Все в твоих  рук...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дважды два" для 4 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учеников 3-4 классов.Цель программы внеурочной деятельности «Дважды два» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.Ос...

С. Я. Маршак. Угомон. Дважды два

технологическая карта урока...