Урок литературного чтения в 3 классе К. Паустовский "Растрепанный воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ольга Владимировна Большакова

Урок литературного чтения в 3 классе К. Паустовский "Растрепанный воробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx855.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ СОШ с. Большая Сазанка

Урок литературного чтения

в 3 классе

К.Г.Паустовский

«Растрёпанный  воробей»

                             

                                                 

                       

                                                                                                       

  Учитель:  

                                                                           Большакова О.В.

Тема: К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

Цель: ознакомить учащихся с рассказом К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

Задачи: 

1. расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;

2. способствовать развитию умения понимать поступки и состояния героев, развитию речи, логического и образного мышления учащихся;

3. формирование бережного отношения и уважения к близким людям.

 Формируемые УУД:

развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу, видеть в ней источник творчества и национальное богатство.

Оборудование:

1. Учебник «Литературное чтение»Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Москва «Просвещение» 2013г.

2. Презентация

3. Выставка книг К. Г. Паустовского


                                           ХОД УРОКА. 

1. Организационный момент. 

- Здравствуйте!

Были-были-небылицы

Продолжаем изучать.

Будем четко ход событий

В произведениях отмечать.

2.Проверка д.з.

Какую сказку читали на прошлом уроке? Кто написал эту сказку? Посмотрите, какие иллюстрации к сказке вы сделали.

 Послушаем продолжение сказки «Случай с Евсейкой»

 Речевая разминка. 

1) Игра «Птичьи рифмы».

В забавные рифмы со мной поиграйте,

Я начинаю, а вы продолжайте:

Сегодня дятел без очков,

Не видит дятел… (червячков).  (слайд 1 презентации 1)

Тает снег, бегут ручьи,

В гости к нам спешат… (грачи).  (слайд 2 , презентации 1)

От важности слегка надут,

Гуляет по двору… (индюк). ( слайд 3 , презентации1)

На кур он смотрит с высока,

Не замечает … (петуха).   (слайд 4, презентации 1)

Слетелись к кормушке разные птички,

Среди них есть и … (синички).  ( слайд 5, презентации 1)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

-(Воробей.)

Н.Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

3) Работа с пословицами

- СТАРОГО ВОРОБЬЯ НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЕШЬ.

 - СТРЕЛЯТЬ ИЗ ПУШКИ ПО ВОРОБЬЯМ.

 - САМ С ВОРОБЬЯ, А СЕРДЦЕ С КОШКУ.

 -СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ НЕ ПОЙМАЕШЬ.

3. Вводная беседа. 

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (слайд №1). (презентация 2) Определим тему и цель урока.

- К. Г. Паустовский родился в Москве, в 1892 году (слайд №2).

 (Доклад учащегося о К.Г. Паустовском)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине и бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень  много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр Паустовского - короткий  рассказ. Во всех его произведениях - любовь к родной земле,  людям, живущим нам ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».

Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.

(Выставка книг писателя)

Учитель: На всю жизнь писатель запомнил слова отца : «Ты испытаешь в жизни много  значительного  и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До  конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе.

 4. Знакомство с новым текстом. 

-  К.Г.Паустовский назвал свое произведение «Растрепанный воробей». Как вы думаете, почему?

- Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Подумайте, так ли все было? Что все же могло быть в реальном мире? Сказка ли это или что - то иное?

(Рассказ -  повествовательное произведение небольшого размера.

 Сказка - повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.)

- Ребята, сейчас мы с вами будем читать текст, и делить его на части – «кадры». Потом каждому кадру дадим название, и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному отрывку.

- Что такое диафильм? (предположения детей)

Диафильм - (от греч. diá — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), короткометражный фильм, составленный из ряда изображений, объединённых общей тематикой.

• Чтение по частям отрывка до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке».

(ФИЗМИНУТКА)

• Коллективная работа по оглавлению кадров.

- С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычны.)

- Прочитайте описание кузнеца .

Кадр 1. Старые стенные часы (слайд №3).

- Как зовут девочку? (Маша)

- Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна)

- Почему эпизод грустный (Они остались дома одни, без мамы.)

Кадр 2. Одни дома (слайд №4).

Кадр 3. Большой театр (слайд №5).

Машина мама работала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.

- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Со стеклянным букетом.)

Кадр 4. Разговор с букетом (слайд №6). 

- Как назовем этот кадр?

- Перечитайте абзац , начинающийся со слов : «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»

- Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»?

( Автор все эти предметы одушевляет.)

- Прочитайте в сказке эти слова. ( Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

- Почему мы сразу из первой части узнаем, что мы попали в сказку? ( Все предметы одушевляются , описываются так, что они живые).

Кадр 5. Зимний вечер (слайд №7).

- Кто был у окна? (Это была ворона.)

Кадр 6. Ворона (слайд №8).

• Выборочное чтение.

- Кого должна была танцевать Машина мама? ( Прочитайте об этом)

- Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.

- Почему же Машин папа не мог успокоить маму, помочь ей справиться с душевным волнением. (Папа был далеко, на Камчатке).

- Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского.

- Почему же стеклянный букетик (брошь) был так дорог маме, прочитайте.

7.  Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа по парте.

(  разноцветные кружки, выбрать для себя и для соседа по парте)

отлично                                  хорошо                            не очень хорошо

8. Итог урока. 

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Какое произведение начали читать? О чем оно?

- Посмотрите на слайд (слайд №9) и скажите, какие книги еще написал К.Г. Паустовский?

                                       

9. Домашнее задание. 

Прочитать следующую часть с.15-19 , подготовить пересказ 1 части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Конспект урока литературного чтения 4 класс «Путешествие 9. 1923 год. Редакция «Воробья».

Тема данного урока изучается в разделе «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» по программе "Школа 2100" в 4 классе.  На уроке рассматривается начало творческого пути в детской литератур...

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Растрепанный воробей"

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Растрепанный воробей"...

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Растрепанный воробей"

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Растрепанный воробей"...

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Растрепанный воробей"

Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Растрепанный воробей"...

Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»  Планируемые результаты:П...