Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Звуки [р], [р’] буквы Р, р».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тулупова Оксана Алексеевна

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Звуки [р], [р’] буквы Р, р».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звуки [р], [р’] буквы Р, р».

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цель: познакомить детей с заглавной и строчной буквами Р,  р и звуками, обозначающими данную букву.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- выделять звуки [р], [р’];

- характеризовать, сравнивать звуки [р], [р’];

- обозначать буквой звуки [р], [р’].

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

- действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные УУД:

- делать выводы на основе обобщения;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: 

- уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками;

- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;

- обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные:

- проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;    

- использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

- осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда;

- формировать положительное отношение к учебной деятельности: проявлять интерес к учебному труду.

Ресурсы: учебник по обучению грамоте «Русская азбука» В. Г. Горецкий  и др. (УМК «Школа России), 7 листьев деревьев из картона.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (2 мин)

-Здравствуйте дети, меня зовут Оксана Алексеевна и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

Прозвенел звонок для нас,                                                                                                         Все зашли спокойно в класс,                                                                                                         Встали все у парт красиво,                                                                                              Поздоровались учтиво,                                                                                                                   Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                Все с улыбочкой вздохнем,                                                                                                                      И урок скорей начнем.

Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я желаю вам хорошего настроения на протяжении всего урока.

Настраиваются на работу.

- проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству (Л.);    

- формировать положительное отношение к учебной деятельности: проявлять интерес к учебному труду (Л.).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4 мин)

-Я прочитаю вам несколько загадок, отгадав их, вы скажете мне ответы.

После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная,
Появится, затем растает. 
(Радуга)

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (Рюкзак) 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем, не найдем. (Роса) 

- Как вы думаете, что общего у этих слов? Определите первый звук в каждом слове и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока.

Отгадывают загадки.

 

Отвечают на вопрос. Определяют тему урока.

- уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками (К.);

- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей (К.).

3. Постановка проблемы (7 мин)

–Ребята, на доске находятся листья, на обратной стороне которых, написаны буквы. Необходимо перевернуть листья и дать характеристику звука этой буквы. Кто готов?

- Но, оказалось, что 1 листик улетел чуть дальше, чем остальные  (на обратной стороне доски) и нам нужно так же описать звук буквы, которая находится на обратной стороне листика.

Каждый из детей подходит к доске и после того, как перевернул лист обратной стороной, дает характеристику каждому звуку.

Затрудняются дать характеристику звуку.

- делать выводы на основе обобщения (П.);

- действовать по образцу и заданному правилу(Р.).

4. Построение проекта выхода из затруднения  (3 мин)

Что нам нужно сделать, чтобы дать характеристику звуку?

– Верно, ребята. И в этом нам поможет учебник. Откройте страницу 64.

Отвечают на вопросы.

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки (Р.);

- делать выводы на основе обобщения (П.);

  1. Реализация построенного проекта (3 мин)

-Посмотрите на картинку, изображенную на этой странице. Вспомните название сказки.

Вспоминают название сказки.

- обосновывать и доказывать собственное мнение (К.).

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин)

Физкультминутка

-Я прочитаю вам отрывок из этой сказки, а вы назовете слова, в которых встречается буква буква Р.

Жил старик со своею старухой
У самого синего мо
ря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Ста
рик ловил неводом рыбу,
Ста
руха пряла свою пряжу.

-А сейчас мы  с вами немного отдохнем. Встаньте и повторяйте движения за мной.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.  

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Называют слова, в которых встречается буква буква Р.

Повторяют движения за учителем.

- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей (К.).

- формировать положительное отношение к учебной деятельности: проявлять интерес к учебному труду (Л.).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9 мин)

- Ребята, из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят предложения?

- Верно, из чего состоят слова?

- Из чего состоят буквы?  Какими бывают звуки?

- Хорошо. Найдите в тексте, который находится под картинкой, слова с буквой р и прочитайте их.

   - В каких словах буква р будет обозначать звук [р], а в каких-[р’]?

- Что нам указывает на мягкость согласного звука?

 

 - Чем отличается гласный звук от согласного?

- Прочитайте слова на странице 65. Что такое рана?А  что такое ранка? Сколько слогов в каждом из слов? Как вы определили, сколько звуков в каждом слове? Придумайте слово, в котором есть звук - [р’]. Хорошо, теперь придумайте слова, в которых есть звук [р].

-Наша речь состоит из предложений.                          

-Предложения состоят из слов.                

-Слова состоят из букв.

-Буквы состоят из звуков.

     

-Ответы детей.                                

-Звук [р] в словах: старухой, ровно, рыбу, старуха; звук  [р’] в словах: старик, моря, тридцать, три, старик, пряла, пряжу)

-Гласная, которая стоит после согласной-буква и.

-При произношении гласного звука выдыхаемый воздух свободно выходит через ротовую полость и не встречает преград, при произношении согласных звуков в полости рта воздух встречает преграду, создавая шум)

Отвечают на вопросы.

- выделять звуки [р], [р’] (П.);

- характеризовать,сравнивать звуки [р], [р’] (П.);

- обозначать буквой звуки [р], [р’] (П.).

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки (Р.);

- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей (К.);

- обосновывать и доказывать собственное мнение (К.).

  1.  Включение в систему знаний и повторение (2 мин)

-Справа находятся схемы слов. Сопоставьте схемы и картинки. Что у вас получилось?

 

 -Какой слог  будет ударным в слове «забор»?  

-Прочитайте слоги, которые находятся ниже схем слов. В каких слогах буква р дает звук [р], а в каких-[р’]? 

-Прочитайте на странице 65 четверостишие «Кактус». Как зовут девочку? Что она сделала? Что с ней случилось? Назовите слова, в которых встречается буква р.

-Нарисован забор, к нему подходит схема, которая находится ниже этого рисунка. Исходя из схемы, видно, что в этом слове 2 слога:1-слог-слияние [за], состоящий из твердого согласного и гласного звуков, 2-слог-слияние  [бо], состоящий из твердого согласного и ударного гласного звуков, с примыкающим к нему твердым согласным звуком - [р]. Второй рисунок-дверь. Исходя из схемы, видно, что это слово состоит из одного слога, т.к. 1 гласная. Также слово состоит из согласного твердого звука [д], слога-слияния [в’э] и примыкающего к нему мягкого согласного звука [р’] )  

-Ударным слогом будет 2 слог - [бор].

-Буква р дает звук [р] в слогах: ра, ро, ры, ру; буква р дает звук [р’] в слоге «ри» )

Отвечают на вопросы.

- использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач (Л.);

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (П.);

- уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками (К.).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

- Итак, ребята, наш урок подошел к концу.  Какие вам задания понравились больше всего?

- Что вызвало затруднение?

-Спасибо за работу.

Отвечают на вопросы.

- обосновывать и доказывать собственное мнение (К.);

- делать выводы на основе обобщения (П.);

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (П.);

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения (Р.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Звуки [б],[б^], буквы Б б."

Конспект урока по литературному чтению для первого класса.Предлагаемые задания разнообразны, быстро сменяют друг друга, заинтересовывая учащихся и настраивают на учебный процесс....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Звуки [д] [д\'], буквы Д ,д. Закрепление.»

Технологическая карта урока  по литературному чтению  по теме «Звуки [д]  [д'], буквы Д ,д.   Закрепление.» составлена по 107 странице "Азбуке" ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте по теме «Звуки [д] [д’]. Буква «Д д»» (1 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить со звуками [д] [д’]и буквой Д д; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующий гласный звук. Задачи у...