Конспект урока литературное чтение В. Драгунского "Он живой и светится..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок с применением технологии критического мышления: «Кубик Блума», приём «Инсерт», «Корзинка идей», приём «Рассказ - предположение по ключевым словам»; с использованием  пед.технологий, методов, приёмов, способствующих формированию УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_konspekt_uroka_na_13.03.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Драгунский. «Он живой и светится…»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; прочитать рассказ «Он живой и светится…»; сформировать умение понимать поступки героев, подбирать в произведении цитаты и слова-определения; мотивировать на дальнейшее чтение художественной литературы, на анализ и осмысливание прочитанного, формировать способность к осознанному выразительному чтению, умение работать в группах, совместно создавать характеристику героев, их взаимоотношений; развивать критическое мышление, читательскую грамотность.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: изучить рассказ В.Ю. Драгунского, соотносить содержание рассказа с загадкой; ставить цели изучения темы, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, выборочное чтение, по цепочке, работа с цитатами); ориентироваться в учебной книге, её элементах, соотносить заголовок текста с содержанием, составлять план.

Надпредметные: поиск информации в разных источниках, построение и использование опорной схемы.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; положительное относиться к предмету литературное чтение, с гордостью относиться к произведениям русских писателей; осознавать значимость чтения и литературы для своего дальнейшего развития.

Оборудование: персональный компьютер, доска, телевизор, раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Принципы: деятельности, психологической комфортности, доступности.

Методы, приёмы: словесный, наглядный, практический, приём «прослушивание аудиозаписи».

Использованы элементы технологий: групповая работа, проблемное обучение, технология сотрудничества.

Литература: учебник для 3 класса УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Рабочие программы предметной линии УМК «Школа России» 1-4 классы.


Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Мотивационный этап

(перед уроком дети делятся на группы)

Создание положительной мотивации на урок

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я впервые в вашей школе, в вашем классе. И мне понадобится ваша помощь. Кто готов мне помогать сегодня проводить урок?

Тогда, ребята, сегодня мы с вами не просто отвечаем на вопросы , а ведём за собой весь класс.

Проверим вашу готовность к уроку. Всё ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал?

Какое у вас настроение?

Чтение стихотворения.

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

-Ребята, как вы думаете нужно ли читать человеку книги и почему?

-А вы любите читать книги?

-Какие чувства вы испытываете при прочтении художественного произведения?

Доброжелательный настрой на урок

Настраиваются на работу

Проверяют готовность к уроку.

Слушают стихотворение

Ответы детей.

Высказывают свое мнение.

  1. Актуализация знаний и целеполагание.

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

-Портреты писателей (В.Бианки, М. Пришвин, Б. Житков, В. Белов В. Астафьев, И. Соколов-Микитов)

-Ребята, вспомните раздел, который вы изучаете на уроках литературного чтения?

-Верно, вы изучаете раздел «Люби живое». О чем рассказывают произведения в данном разделе? Что объединяет авторов, чьи портреты мы рассмотрели?

- Верно, все эти писатели – натуралисты. Очень любили природу, наблюдали за жизнью растений и животных. В своих произведениях описывали эти наблюдения.

-Сегодня мы с вами будем дальше знакомиться с разделом «Люби живое» и познакомимся с новым произведением. Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

Рассматривают портреты писателей

Вспоминают раздел («Люби живое»). Обобщают известные им сведения о содержании произведений раздела и формулируют их:

- В разделе «Люби живое» художественные произведения рассказывают о животных, о взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.

- Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев – эти авторы писали художественные произведения о животных, природе. Данная тема их объединяет.

Целеполагание. Учатся определять цель урока, исходя из содержания занятия.

  1. Открытие нового знания

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

-Для того, чтобы узнать, с каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться, я предлагаю вам разгадать кроссворд. У вас на столах карточки с кроссвордом. Вам нужно зачеркнуть буквы, которые повторяются, и с помощью оставшихся букв вы узнаете фамилию писателя, с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

. -С каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться?

 -Верно сегодня мы с вами будем знакомиться с   писателем Виктором Юзефовичем Драгунским.

А сейчас, ребята, вы будете моими помощниками и сами поможете одноклассникам познакомиться с новым материалом. Для этого каждая группа получит своё задание. Вам нужно прочитать задание и выполнить его.

Задание для 1 группы:

В конвертах вы найдёте биографию нашего писателя. Возьмите её и прочтите. Выберите ученика, который расскажет о В.Драгунском. Пока этот ученик будет готовиться, придумайте 2 вопроса одноклассникам, чтобы проверить, внимательно ли они слушали и смогли ли запомнить главное о биографии писателя.

Материал карточки:

 Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Виктор Юзефович попробовал себя в самых разных профессиях, начиная от клоуна в цирке и заканчивая помощником на заводе. Однако любовь к искусству, сопровождавшая его на протяжении всего детства, привела к работе в театре юмора, и именно тогда будущий писатель начал писать сценки и шутки.

-Виктор Драгунский много писал для детей.

Задание для 2 группы:

В конвертах вы найдёте загадку. Прочитайте и отгадайте её. Выберите ученика, который выразительно прочитает загадку и предложит одноклассникам её отгадать. Придумайте упражнения для физкультминутки по этой загадке. Выберите 1 или нескольких учеников, которые проведут физкультминутку, используя загадку.

Загадка:

Вдруг зажёгся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …

Задание для 3 группы:

В конвертах вы найдёте материал из энциклопедии о светлячках. Прочитайте информацию. Выберите ученика, который расскажет о светлячках.  Пока этот ученик будет готовиться, придумайте 2 вопроса одноклассникам, чтобы проверить, внимательно ли они слушали и смогли ли запомнить главное о светлячках.

Материал карточки:

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк – очень полезный жук. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.  Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. В его тельце есть особые клетки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом.

Ребята, вы можете приступать к выполнению своих заданий.

(Звучит запись звуков природы).

А теперь группы прекращают работу. Настало время выслушать друг друга.

Первая группа расскажет нам о нашем авторе.

 У второй группы было необычное задание. Интересно, что они  для вас подготовили? Приглашаем представителя второй группы

Ну что же, вы разгадали загадку, а третья группа изучила материалы энциклопедии, поэтому хорошо знает, кто такие светлячки, и сейчас расскажет вам.

Молодцы, ребята!  Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением Виктора Драгунского «Он живой и светится…»

Откройте учебник на странице …67

Прослушивание части текста. (аудиокнига) (1 мин 05 сек)

А хотите узнать, что будет дальше? (дети читают самостоятельно)

- Вам в тексте встретились незнакомые слова, которые вам могут быть не понятны. Соотнесите слова с их лексическими значениями.

(групповая работа)

Институт

Бублик

Брынза

Моментально

Гватемала

Барбадос

Давайте проверим, как вы соотнесли слов с их значением:

1 группа -  институт , бублик;

2 группа – брынза, моментально;

3 группа – Гватемала, Барбадос

-Сейчас я предлагаю вам разделить его на смысловые части.

-Ребята какие основные события вы выдели в произведении?

-На сколько частей вы бы разделили произведение?

- Возьмите из конвертов шаблон для составления плана по рассказу.

Шаблон:

-О чем пойдет речь в первой части?

-Как вы бы озаглавили первую часть?

-О чем пойдет речь во второй части?

-Как вы бы озаглавили вторую часть?

-О чем пойдет речь в третьей части?

-Как вы бы озаглавили третью часть?

-О чем пойдет речь в четвертой части?

-Как вы бы озаглавили четвертую часть?  


Воспринимают произведение

Работают с карточками.

Отвечают на вопрос учителя:

-Сегодня мы будем знакомиться с автором, у которого фамилия Драгунский.

Получают задание для работы в группах

-Светлячок.

-Светлячки — это ночные насекомые, которые светятся.

Работают в группах: распределяют роли, советуются,  

выполняют задания.

Участники первой группы представляют результат своей работы, остальные слушают и отвечают на вопросы.

Участники второй группы представляют результат своей работы, остальные слушают, отгадывают загадку выполняют физкультминутку

Участники третьей группы представляют результат своей работы, остальные слушают и отвечают на вопросы.

Открывают учебники.

Внимательно слушают часть текста. Первичная эмоциональная реакция на текст

Читают текст самостоятельно (вслух, про себя)

Работа со словарём.

Называют лексические значения слов, сверяют свои ответы с ответами других

Отвечают на вопросы учителя:

Ожидание мамы, обмен игрушки, встреча со светлячком, прекрасный светлячок.

-На 4 части

С помощью шаблона делят в группе текст на части и  по ходу работы с текстом составляют план:

-О том как Дениска сидел на площадке и ждал маму.

-Ожидание мамы.

-В второй части пойдет речь о том, как Мишка хотел получить Денискин самосвал при помощи неравноправного обмена.

-Обмен самосвала. 

-В третьей части речь пойдет о том, как Дениска впервые увидел светлячка.

-Встреча со светлячком.

-В четвертой части речь пойдет о том, что светлячок, живое существо, лучше любых материальных вещей.

-Лучше всего на свете.

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

А сейчас ребята мы с вами составим опорную схему, она нам пригодится для составления характеристики героев произведения.

Ставим в центр героя произведения.

Как вы думаете, что нам может помочь охарактеризовать героя?

Например, Дениска и Мишка разговаривают между собой. Как мы называем разговор двух и более людей?  (Диалог)

Как вы думаете, можно ли опираясь на диалог, сделать какие то выводы о характере Дениски или Мишки?

Значит диалог может быть одним из пунктов нашей опорной схемы?

Загляните пожалуйста в самое начало нашего рассказа. Чьи слова мы видим?

Как называется, когда герой выражает свои мысли вслух или что-то рассказывает?

Монолог

Может ли монолог характеризовать героя?

Добавляем монолог в нашу опорную схему.

Как относится Дениска к маме, к папе, к Мишке? Можно ли характеризовать человека по его отношению к другим?

Отношение к людям добавляем в схему

Как мы называем действие, совершенное в отношение кого -то?

Поступок.

Назовите мне, пожалуйста, какие поступки совершили Дениска и Мишка?

Характеризуют ли поступки их?

Крепим на доску.

Теперь давайте, используя нашу схему, расскажем о героях произведения. Начните такими словами: «Узнать характер  героя нам помогает…»

         

Отвечают на вопросы учителя, составляют с помощью учителя опорную схему:

 

Характеризуют героя с помощью составленной опорной схемы. Слушают ответы одноклассников

  1. Обобщение.

-Мы познакомились с нашим рассказом, познакомились с героями. Давайте мы с вами попробуем составить характеристику героев используя опорную схему.. У каждой команды свой герой.

  1. Физминутка для глаз

Задание со светлячком.

Выполняют предлагаемые учителем задания

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Давайте представим, что у вас появилась возможность написать сообщение героям произведения. У вас в конвертах лежат листочки с сообщением. Поработайте в группе и заполните его пожалуйста. (ведущие)

Как вы думаете, с каким настроением они прочтут ваши сообщения? Что они подумают?

 Коллективное написание сообщения героям.

Чтение получившихся сообщений. Эмоциональная реакция

Ответы на вопросы учителя

  1. Рефлексия

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

-Ребята, наш урок подходит к концу, и я хотела бы задать вам несколько вопросов.

-С каким автором и его произведением мы сегодня с вами познакомились?

-Как вы думаете почему автор дал название произведению «Он живой и светится», а, например, не «Светлячок»?

-Чему вас научило нас данное произведение?

- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- Знания по каким предметам вам помогли на сегодняшнем уроке?


- Понравилось ли вам работать на уроке? Что понравилось больше всего? А что показалось трудным?  Поставьте себе оценку. Кто поставил себе «5»? А кто «4»?

Какое настроение у вас сейчас?

У вас в конвертах лежат светлячки.

Прикрепите их на ночное небо, которое изображено на доске. (фоном играет музыка)

Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия.

Настраиваются на подведение итогов

Дают ответы на вопросы:

-Мы познакомились с автором Виктором Юзефовичем Драгунским и его рассказом «Он живой и светится».

-Автор дал такое название произведению чтобы показать, что светлячок живой и у него ест чувства как у людей.

-Данное произведение научило видеть прекрасное в маленьких вещах, и дорожить живыми существами ведь они дороже всего на свете потому что умеют жить.

Подведение итога урока: высказывают свои предположения

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Светлячков приклеивают на доску.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Проведение инструктажа

Ребята. А ведь светлячок совсем рядом с вами.

Наклонитесь и вы почувствуете его рукой.

Он принес для вас д/з :

•        придумать продолжение рассказа,

•        проиллюстрировать обложку

-Вам понятно домашнее задание?

-Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Осмысление домашнего задания

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

-Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В. Ю. Драгунский. Он живой и светится.Цели урока : формировать навыки аналитико- эстетической работы с литературным...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...