Конспект урока по литературе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературе А.П. Чехов "Весной", А.С. Пушкин "Гонимы вешними лучами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx284.24 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ивановский педагогический колледж имени Д.А. Фурманова»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Ф.И.О. студента, группа: Кузнецова Анастасия Юрьевна, 2Ш

Тема урока: «Произведения: А. Чехов «Весной, А. Пушкин «Гонимы вешними лучами».

Класс: 2 А
Цель урока: Создать условия для ознакомления с произведениями А. Чехов «Весной, А. Пушкин «Гонимы вешними лучами».

Дидактические

- Сформировать умение передавать свои мысли и чувства через чтение;
-  Сформировать умение работать с текстом, выделять главное, находить ответы в тексте;

- Знакомство с новыми произведениями.
Развивающие
- Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Развивать навык монологической речи.

Воспитательные

- Формировать интерес к изучению предмета;
- Продолжить формировать коммуникативные навыки между учащимися;
- Формировать умение строить грамотно свои высказывания, обращать внимание на качество своей речи.

Планируемые результаты

Предметные: 

- Умение работать с текстом, находить ответы в тексте, выделять главное, анализировать текст;

- Совершенствовать навык выразительного чтения.

Метапредметные:

Познавательные: 
- Овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения;
-
осуществляют поиск необходимой информации; 

Регулятивные: 

- Учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Осуществлять контроль по результату и способу действия;
Коммуникативные: 

- Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- Учитывать разные мнения.

Личностные: 

- Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

орг.

учеб.

деят. (Ф-

фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая)

Дидактические

средства,

интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Организационный момент

- Здравствуйте, я Анастасия Юрьевна-студентка Ивановского педагогического колледжа имени Фурманова. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное.
- Давайте посмотрим на доску и прочитаем девиз сегодняшнего урока: «Будем думать и размышлять, на вопросы отвечать. Выразительно читать!».

- Как Вы понимаете данную фразу?

- А зачем нам нужно это делать?

Приветствуют учителя.

Обсуждение девиза.

- На уроке нужно старательно заниматься, читать с выражением, отвечать на вопросы, размышлять над ними.

- Чтобы быть грамотными, получать хорошие оценки.

Ф

ИКТ

Актуализация знаний, этап целеполагания.

- Сейчас я Вам прочитаю стихотворение. А потом обсудим его.

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит.

А под елкой снег лежит.

- Ребята, о чем говорится в стихотворении?

- А почему я его прочитала?

Весна – это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни-заклички. Весну кликали, зазывали закличками-веснянками. Эти песни пели в хороводе.

- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- А чтобы узнать, авторов этих произведений, Вы должны отгадать ребус. Работать будем в паре. Давайте вспомним правила работы в парах.

puskin.png

- Какой автор у Вас получился на карточке №1?

cehov.png

- Какой автор получился на карточке №2?

- Верно, ребята, это Александр Сергеевич Пушкин и Антон Павлович Чехов.

- Какая же тема урока?

- Да, и это произведения А. Чехов «Весной, А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»

- А какая будет цель урока?

Слушают стихотворение.

-  О весне.

- Потому что сейчас весна.

- Познакомимся с новыми произведениями о весне.

Работают в парах, вспоминают правила работы в парах.

- Пушкин

- Чехов.

- Произведения: Антона Чехова и Александра Пушкина о весне.

- Познакомиться с произведениями Чехова «Весной» и Пушкина «Гонимы вешними лучами»

Ф,П

ИКТ, карточки с заданием

Устный опрос

Открытие новых знаний

- А сейчас мы с вами познакомимся с биографией Антона Павловича Чехова.

Антон Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в многодетной семье. В детстве Антон посещал греческую школу, а затем одну из старейших в Таганроге мужских гимназий. Именно во время учёбы в гимназии у него появились литературные задатки, здесь он написал первое стихотворение. Помимо этого, он помогал отцу в торговле. После гимназии Чехов поступил в медицинский университет.

- Какие факты биографии вы запомнили?

- Открываем учебник на странице 99. Прочитайте заголовок, как Вы думаете о чем будет идти речь в произведении? Сейчас мы познакомимся с его произведением «Весной».

- Кто желает с выражением прочитать текст?

- Ребята, как вы думаете, у кого получилось прочитать более красочнее и эмоциональнее?

- Какими словами описывает А. Чехов наступление весны?

- Какой воздух?

- Как светит солнце?

- Что стало с рекой?

- Найдите описание в тексте. Прочитайте.

- Как вы понимаете предложения:

«Речка уже проснулась и не сегодня-завтра заревет», «Деревья голы, но уже живут и дышат»? Объясните.

- Прочитай и подумай, как сказать по- другому: «не сошёл снег», «вселенная».

- Как Вы понимаете значение слова «Голубятня»

- Как Вы понимаете значение слова «Колокольня»?

- А почему автор, чтобы увидеть окрестности предлагает залезть на голубятню или колокольню?

- Ребята, какие слова использует автор, чтобы создать живой образ?

- Такой прием «оживления» образа называется «олицетворение»

- Какое настроение вызывает у Вас эта картина весны?

- А теперь кто хочет с выражением прочитать рассказ?

- Что же хотел нам сказать автор, какая главная мысль рассказа?

Физкультминутка:

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай, раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз,

И за парту вновь садись.

- К теме весны обращался и А. Пушкин. Давайте подробнее узнаем о его биографии.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в дворянской семье, в Москве. У него была старшая сестра и младший брат. В детстве он проводил много времени со своей няней — Ариной Родионовной, которой позднее посвятил несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер»). В 12 лет Пушкин поступил на учебу в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он начал активно заниматься литературой и написал первые стихи. Его учителя и наставники сразу поняли, что у Пушкина есть талант.

- Откроем учебник на странице 100. Кто хочет с выражением прочитать стихотворение?

- Кому наиболее точно удалось передать в своём чтении весеннее настроение? Почему?

- Как встречает весну природа? Прочитайте.

- Какую картину вы представляете, когда читаете это произведение, расскажите.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

– С каким чувством надо читать эту строфу?

- Какие непонятные слова встретились вам?

- Давайте прочитаем определения к данным словам в синей рамочке.

- Рассмотрим 3 репродукции картины Исаака Левитана. Какую из картин Вы бы отнесли к стихотворению?

- Какова же мысль данного стихотворения?

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос по биографии.

- О весне.

Слушают произведение.

Чтение произведения.

Взаимоконтроль.

- С земли ещё не сошел снег, воздух ясен и прозрачен, солнце светит ярко, речка уже проснулась.

- Воздух так ясен и прозрачен.

- Солнце светит ярко.

- Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет.

- Это выражение означает, что скоро начнётся ледоход на реке.  Хотя ещё нет листьев, но уже набухли почки.

- Снег не растаял. Весь Мир, космос.

- Это сооружение для содержания голубей.

- Это башня, на которой есть колокола, часть церкви.

- Это высокие сооружения, чтобы увидеть все окрестности, лучше видеть всю красоту природы.

- Речка проснулась, деревья живут и дышат.

 

Варианты детей: Хорошее настроение, радость, что скоро будет тепло, спокойствие.

Чтение рассказа с выражением.

- Красота природы весной, пробуждение земли от зимней спячки.

Выполняют физкультминутку.

Слушают рассказ учителя.

Чтение стихотворения.

Взаимоконтроль.

- Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года.

Рассказы детей.

- С радостью.

- Вешними, потопленные.

Читают определения.

Смотрят картины. Выбирают подходящую.

- Какие явления происходят весной в природе.

Ф

ИКТ

Устный опрос.

Взаимоконтроль.

Закрепление изученного материала

- Ребята, найдите в стихотворении рифмующие слова: Лучами, снега, природа.

- Найдите в стихотворении как Пушкин называет весну?

- Мы познакомились с Вами с двумя произведениями. Скажите, чем отличается весна в произведении Антона Чехова и Александра Пушкина?

- Ручьями, луга, года.

- Утро года.

- У Чехова говорится о ранней весне. А Пушкин говорит нам о середине весны, когда начинается половодье.

Ф

ИКТ

Устный опрос

Подведение итогов урока

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги.

- С какими произведениями и авторами сегодня мы познакомились?

- Какую цель мы поставили на урок?

- Достигли ли мы цели? А что мы для этого делали?

Подводят итоги.

- Антон Чехов «Весной» и Александр Пушкин «Гонимы вешними лучами».

- Познакомиться с произведениями Антона Чехова «Весной» и Александра Пушкина «Гонимы вешними лучами».

- Достигли. Читали произведения, выполняли задания, отвечали на вопросы по тексту, познакомились с биографией авторов.

Ф

Устный опрос

Рефлексия

Оцените свою работу с помощью смайликов. Закрасьте смайлик цветом, который соответствует вашей работе на уроке.

Зелёный цвет – Я прекрасно поработал(а), понял(а) тему урока!

Жёлтый цвет- Я понял(а) тему урока, но нужно ещё поработать.

Красный цвет – Я неудовлетворён(а) своей работай на уроке.

- Поднимите, пожалуйста, свои смайлики, чтобы я видела ваши ответы.

Вы большие молодцы, спасибо за урок! До свидания!

Выполняют рефлексию

Самоконтроль

Подпись методиста:_________ /Жилова А.А./ 

Подпись учителя: _____________/Осечкина И.Ю./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Сочинение"

в данном коспекте представлены так же коспекты русского языка и математики для 2 класса...

Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.  ...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспекты уроков по литературе

1. А.С. Пушкин. Осень.2. Народные характеры и народный быт в повети Ночь перед Рождеством3. Паустовский. Спеши делать добро....

Конспект урока по литературе - АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс

Конспект урока по литературе на тему АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс...