Технологическая карта по литературному чтению 3 класс "Федина задача" УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства c произведением Н. Носова «Федина задача»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать представление о теме произведения через восприятие содержания прочитанного;
  2. учить определять главную мысль произведения;
  3. формировать навык выразительного чтения.

Предметные:

  1. определять главную мысль произведения;
  2. выразительно читать произведение;
  3. научиться анализировать прочитанное произведение.

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Н, Носов "Федина задача"41.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 24.04.23

Школа: МАОУ «ОЦ №5 г. Челябинск»

Класс: 3-14

Урок: 4

Время: 16:10-16:50        Кабинет: 3-49

                                Учитель: Седых Е.Ю.

Методист: Кошкарова Л.С.

Руководитель ВКР: Галиуллина Н.К.

Разработчик: Хайрзаманова Д.Ф.

Тема урока: «Н. Носов «Федина задача»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства c произведением Н. Носова «Федина задача»

Задачи урока по практической части ВКР: формирование восприятия прочитанного текста и самостоятельное формулирование темы и основной мысли художественного произведения, характеристики героев, выделение опорных слов

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать представление о теме произведения через восприятие содержания прочитанного;
  2. учить определять главную мысль произведения;
  3. формировать навык выразительного чтения.

Предметные:

  1. определять главную мысль произведения;
  2. выразительно читать произведение;
  3. научиться анализировать прочитанное произведение.

Развивающие:

1) развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;

2)развивать коммуникативные навыки;

  1. 3)развивать внимание, память, речь детей.

Личностные:

  1. 1) стремиться углублять свои знания и умения;
  2. 2)адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету, способствовать воспитанию нравственных качеств;
  2. реализовывать межпредметные связи между литературным чтением и русским языком;
  3. проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания.

УМК: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова

-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.

деятельности, методы и приемы, формы

контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактическ ие средства и интерактивно е

оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

  1. Проверяет        готовность обучающихся к уроку.
  2. Создание эмоционального настроя.
  3. Установление контакта с классом.

-Прозвенел звонок, пора нам начинать урок

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на уроке. Присаживайтесь.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.

  1. Показывают готовность к уроку.
  2. Выполняют        действия, которые дает учитель.

- Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

- Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

УУРД

настраивать себя на продуктивную работу

Презентаци я

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная и парная формы работы

Группа словесных методов(беседа) Взаимопроверка

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала;

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

- Ребята, чтобы настроиться на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

- Читаем про себя.

- Читаем хором по слогам.

- Читаем хором словами.

- Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

- Читаем медленно, быстро.

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

- Молодцы, ребята

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

- Читают скороговорку по заданию учителя.

- Выполняют самопроверку.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока;

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися        через создание проблемной ситуации;

- Посмотрите на слайд. Кто является автором этих книг?

- Вы уже догадались, о каком писателе мы сегодня будем говорить?

- Верно. А с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете анаграмму.

Ачадаз анидеф

- Отлично. Теперь сформулируйте тему урока.

- Поставьте цель

-Составим план нашего урока

Планируют собственную деятельность на уроке

- Н. Носов.

- О Николае Носове.

- Федина задача.

- Николай Носов, Федина задача.

1.Познакомиться с жизнью и творчеством Н. Носова и его произведением «Федина задача»

 2. Учиться выразительно читать

- План

1.Познакомимся с автором и его произведением

2.Выясним основную мысль рассказа, позицию автора.

3.Будем учиться выразительно читать.

4.Подведём итоги

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

Организовывает работу обучающихся по восприятию текста

Комментированное чтение

- Сегодня мы посмотрим видеоролик о Носове.

- Откройте стр. 164 в учебнике. Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

- Сейчас мы прочитаем рассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы.

1) 1 часть рассказа (до слов: "и сел за стол … ").

- Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?

- А что же сделал, Федя?

-Что можно сказать про Федю?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - Поднимите руки.

2) 2 часть рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

  1. 3 часть рассказа (до конца текста)

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

-Чем заканчивается рассказ?

Словарная работа

-Когда мы прочитали произведение, вам попались незнакомые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

•        Рокочущим басом – низким мужским голосом

•        Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

•        Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

•        Борзая – быстрая.

-Встретились ли вам еще слова значение которых вы не знаете?

Отвечают на вопросы. Ведут беседу с учителем по новой теме.

- Слушают биографию автора.

- Читают и анализируют 1 часть.

- С катка.

- Может быть сестра, брат.

- Включил радио, решил делать уроки под музыку.

- Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

- Поднимают руки.

- Читают и анализируют 2 часть.

- Делает сразу несколько дел.

- Предполагают.

- Читают и анализируют 3 часть.

- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

- Предположения детей.

- Пошёл к другу.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на

ошибку и такое же право другого;

Презентаци я, учебник

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа)

Соотнесение произведения с пословицей

-Физкультминутка

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний и проверке восприятия текста

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- Прочитайте пословицу на слайде.

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

- Как вы её понимаете?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Вывод: чему учит рассказ Н. Н. Носова?

-Выполняют

физкультминутку

Отвечают на вопросы

- Читают пословицу.

- Если делать 2 дела одновременно, не получится сделать качественно ни одного.

- Да.

- Нужно сначала сделать одно, а потом другое.

- Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине делать домашнее задание.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная и индивидуальная форма работы Группа словесных методов(беседа), проверка знаний

Восстановление цитатного плана

Самопроверка по эталону

-А сейчас выполним самостоятельную работу

- Посмотрите на слайд. Что вы увидели?

1.        Из репродуктора послышались звуки рояля.

2.        Дома никого не было.

3.        Он отрегулировал репродуктор.

4.        Пойду лучше к Юре Сорокину.

5.        Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

- Верно. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр в тетради.

- Сверьте с экраном. У кого все верно, поставьте знак +.

-Итак, сделаем вывод: над чем работали?

Выполняют самостоятельную работу

- Цитатный план.

- 2, 3, 1, 5, 4.

-Проверяли наше восприятие прочитанного

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на

ошибку и такое же право другого;

Презентаци я,

раздаточны й материал

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа), взаимопроверка

-Сейчас мы поработаем в группах по 4 человека

Каждая группа получает по листочку, на которых вы должны написать вопросы или придумать схему\таблицу. После чего вы поменяетесь листочками и будете выполнять задание, которое вам приготовила другая группа.

На работу у вас есть 5 минут

-Поменялись листочками, выполняем задание.

-А теперь представляем, рассказываем, какое задание для вас приготовили ваши одноклассники.

-Отлично

-Вывод: чему учились?

Выполняют задание в группах

-Мы учились работать в группах, проверяли знания друг друга по прочитанному произведению.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

признавать своё право на

ошибку и такое же право другого;

Презентаци я

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма работы

Группа словесных методов(беседа) Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов дея- тельности обучающихся

-Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Чему вас научил рассказ?

- Домашнее задание: сочинить рассказ «Федя у друга».

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха.

1. Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли о чем рассказ.

2 . Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы недостаточно активно работали на уроке, но поняли смысл рассказа.

3. Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок.

- Кто поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3?

-Вы все большие молодцы,  за урок 5 получают…., которые работали более активно

Спасибо за урок!

Анализируют        свою

деятельность        и деятельность

одноклассников        по достижению цели;

- Познакомиться с биографией Н. Носова и с произведением «Федина задача»

- Да.

- Обдумывать свои действия.

- Записывают домашнее задание.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

УУПД:

устанавливать

существенный признак классификации, основания для обобщения и

сравнения, критерии проводимого анализа;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения; УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

Презентаци я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: "Стихи В. Берестова"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Стихи В. Берестова»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о писателе В. Берес...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности чере...

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Стихи И. Токмаковой»

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о писательнице И. Токмаковой и знакомство с её творчеством.Задача урока по практической части ВКР: формирование функциона...